Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование сущности и особенностей Российской Федерации как светского государства.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Определение понятия «светскость государства»
2. Рассмотрение моделей светских государств
3. Исследование Российской Федерации в качестве светского государства
4. Изучение проблем светскости в Российской Федерации
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятие «светскость государства» и классификация светских государств………………………………….……………………………………...5
Глава 2 Российская Федерация – светское государство.…….………………..13
Глава 3 Проблемы светскости в Российской Федерации…...………………...17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………..…….……………………………………….23
Введение…………………………………………………………
Глава
1 Понятие «светскость
Глава
2 Российская Федерация – светское государство.…….………………..13
Глава
3 Проблемы светскости в Российской Федерации…...………………...17
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………..…….………………………
Введение
В конституционном праве одним из наименее изученных является понятие светскости государства как конституционной характеристики, отражающей или закрепляющей независимость государства и религиозных объединений, равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, в соответствующих сферах их компетенции.
Светскость государства - это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира. Светское государство - это государство, свободное от какого-либо влияния религии, её догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность его политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни. В Российской Федерации светскость государства закреплена частью 1 статьи 14 Конституции как одна из основ конституционного строя России. В конституционном праве светскость государства как конституционная характеристика, отражающая или закрепляющая определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции, на сегодняшний день исследована недостаточно.
В научной литературе понятие «светскость», «светский», «принцип светскости», «светскость государства», «отделение религиозных объединений от государства» недостаточно исследованы, в большинстве работ приводятся их поверхностные интерпретации, часто – полярные друг другу, не проясняющие правовую природу, смысл и правовое содержание указанных понятий. Зачастую указанные понятия используются и толкуются произвольно, а понимание светскости государства до сих пор еще находится под сильным влиянием атеистической идеологии и методологических подходов общественных наук светского периода.
Актуальность курсовой работы проявляется в продолжающихся общественных дебатах как в России, так и в других европейских странах по многим важным вопросам: относительно возможности преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, возможности оказания государством поддержки социально значимой деятельности религиозных организаций, учреждения штатных должностей священников в войсковых частях и исправительных учреждениях. Решения этих и многих других, связанных с ними, вопросов основываются на ответе на главный в этой сфере вопрос: что такое «светскость государства».
Тему светскости изучена очень подробно такими учеными как: Понкин И.В. в диссертации «Современное светское государство», где он подробно раскрывает само понятие «светскость», и рассматривает ее на примере различных стран, в том числе и на примере России, уделяя ей особое внимание; и в статье «Типология государств по критерию светскости» где он дает свою классификацию светские государства. Останин А.В. в статье «Светское государство и демократия» описывает основные типы светской модели государства.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при реализации прав граждан в светском государстве на примере Российской Федерации.
Предмет работы - принцип светскости в Российской Федерации.
Цель курсовой работы - исследование сущности и особенностей Российской Федерации как светского государства.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Определение
понятия «светскость
2. Рассмотрение моделей светских государств
3. Исследование
Российской Федерации в
4. Изучение
проблем светскости в
Теоретическая база работы: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России; партийный документ Единой России “Нравственная основа модернизации”; Останин А.В. «Светское государство и демократия»; Понкин И.В. «Современное светское государство»; Понкин И.В. «Типология государств по критерию светскости»; юридические и толковые словари. Правовая база работы: Билль о правах 1789г; Декларация прав человека и гражданина. Франция; Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г.
Структура
работы: Введение, 3 главы, заключение,
список литературы. В процессе написания
работы были задействованы методы дедукции
и индукции, анализа и синтеза материала.
Глава
1 Понятие «светскость
государства» и классификация
светских государств
Понятие «светское государство» отражает отношение данного государства к религии. Светское государство — это государство, в котором церковь, религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство.
Для светского государства в принципе характерно признание церкви, религиозных объединений не государственными институтами, а институтами гражданского общества, общественными организациями и их отделение в связи с этим от государства. Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. В таком государстве обычно закрепляется: равноправие различных конфессий; свобода организации, функционирования и деятельности религиозных (как и атеистических) объединений в рамках, установленных законом; невмешательство государства в отношения граждан с церковью и во внутренние дела религиозных объединений, а также невмешательство церкви, религиозных объединений в дела государства, в политику, в местное самоуправление и т.д.; отделение государственной системы образования от церкви, религиозных объединений и признание ее светского характера и др.
Первые идеи светскости начали формироваться в XVIII-XIX вв. во Франции и Соединенных Штатах Америки, а свое распространение в широком смысле они начали получать в XX веке. Впервые принцип светскости был закреплен 26 августа 1789 г. в 10 статье французской Декларации прав человека и гражданина. Статья устанавливала запрет преследования за религиозные взгляды и убеждения: «Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом»1. В этом же году принятый 15 декабря Билль о правах, в первой поправке к Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года, провозгласил право каждого гражданина свободно исповедовать религию либо не исповедовать никакой2.
С течением времени многие государства стали закреплять принципы светскости, отделять церковь от государства в той или иной мере. И таким образом в современном мире все государства можно разделить на светские и «несветские». Несветские государства подразделяются на: теократические и идеократические.
Теократическое
государство (от гр. tueos - бог, kratos - власть)
- особая форма организации
Идеократическое государство - государство, в котором идея (и производные от нее этика и право), сформулированная на языке религии, философии или идеологии, лежит в основе всей жизни общества и политики всех властных структур4. Вся полнота высшей государственно-политической власти принадлежит идеологическому руководству, руководству объединения, деятельность которого направлена на распространение идеологии, а источником права и регулятором государственно-правовых, политических и общественных отношений являются идеологические предписания.
Светское
государство – конституционно-
Хотя
прямое закрепление светского
Среди светских государств выделяют: индифферентную; идентификационную; преференциальную модели.
1) Индифферентная
модель отражает активное
Данная
модель не может существовать в чистом
виде в силу того, что невозможно
достичь полного исключения какого
бы то ни было предпочтения той или иной
религиозной конфессии и при этом не подвергнуть
верующих граждан дискриминации по религиозному
признаку.
Информация о работе Российская Федерация как светское государство