Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование сущности и особенностей Российской Федерации как светского государства.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Определение понятия «светскость государства»
2. Рассмотрение моделей светских государств
3. Исследование Российской Федерации в качестве светского государства
4. Изучение проблем светскости в Российской Федерации
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятие «светскость государства» и классификация светских государств………………………………….……………………………………...5
Глава 2 Российская Федерация – светское государство.…….………………..13
Глава 3 Проблемы светскости в Российской Федерации…...………………...17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………..…….……………………………………….23
2) Преференциальная модель светского государства - предполагает особое отношение государства к одной или нескольким религиям в государстве. Предпочтительное отношение государства к религиозным объединениям обычно обусловлено их тесной исторической связью. Статус многих предпочтительных религиозных объединений в таких странах часто в прошлом был государственным, например Римская католическая церковь в Италии. Такие религиозные объединения могут частично выполнять государственные функции, в частности в образовательной сфере. Привилегированное положение отдельных религиозных объединений в отношениях с государством сохраняется благодаря реализуемой через представительные и исполнительные органы государственной власти поддержке большинства населения, исповедующего соответствующее вероучение либо культурно относящего себя к нему. Привилегии выражаются в различных формах, от налоговых льгот до финансирования деятельности священнослужителей за счет бюджетных средств. Можно выделить следующие существенные признаки преференциальной модели, присущей большинству стран Европы и многим странам мира:
Достаточно
показательно, что в некоторых странах
статус государственной религии (государственной
церкви) дает религиозной организации
меньше возможностей, чем предоставляется
традиционным религиозным организациям
в тех странах, где отсутствует законодательное
закрепление за какой-либо религиозной
организацией статуса государственной.
3) Идентификационная модель светского государства – характеризуется расширенным сотрудничеством государства с несколькими религиозными объединениями. Эта модель наиболее подходит для многонациональных государств, которые в свое время прошли исторический этап богоборческой власти и гонений на религию, поэтому исторические традиции частично утеряны или частично реконструированы (Франция, Россия, страны Балтии, Украина и др.). Партнерские отношения государства и религиозных объединений в рамках данного типа способны, с одной стороны, позитивно влиять на развитие общественных отношений в различных сферах отношений, в том числе в социальной (образование, культура и т.д.), с другой – гасить межнациональные конфликты по религиозным и иным причинам, способствовать формированию общественного согласия.
Вывод:
Светское государство – конституционно-
Основные модели светских государств - индифферентная; идентификационная; преференциальная.
Индифферентная модель – отражает активное стремление государства дистанцироваться от всех религиозных объединений, создание неформального запрета на любое проявление предпочтения какой-либо религии.
Преференциальная модель светского государства - предполагает особое отношение государства к одной или нескольким религиям в государстве.
Идентификационная модель светского государства – характеризуется расширенным сотрудничеством государства с несколькими религиозными объединениями.
Россия,
являясь светским государством, что
закреплено в 14 статьи конституции, относится
к идентификационной модели.
Глава
2 Российская Федерация
– светское государство
Согласно Конституции Российской Федерации « Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»
Как уже отмечалось, Российская Федерация относится к идентификационной модели светского государства. Принцип светскости закреплен в 14 статье Конституции: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»7.
Выделяют следующие признаки светскости государства:
В российском законодательстве на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации светскость государства закреплена как напрямую, так и через закрепление обеспечивающих ее гарантии (существенных признаков светскости государства - отделения религиозных объединений от государства и недопустимости установления общеобязательной религии), а также через закрепление требований, являющихся элементами существенных признаков светскости государства, светскости государственной службы и светскости государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Как светское государство Российской Федерации характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции Российской Федерации (ст.14), «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях», где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.
В Российской
Федерации гарантируются
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
Граждане
Российской Федерации равны перед
законом во всех областях гражданской,
политической, экономической, социальной
и культурной жизни независимо от
их отношения к религии и
Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. Конституционно-правовой институт светскости государства в Российской Федерации представляет собой систему взаимосвязанных различных по юридической силе норм - конституционных норм более высокой юридической силы по отношению к нормам других статей Конституции, а также норм федеральных законов. Общественная значимость светскости государства в Российской Федерации отражена в особой защите принципа светскости государства и признании фундаментального конституционного значения этого принципа как одной из основ конституционного строя Российской Федерации.
На основе
анализа правового содержания конституционной
нормы о равенстве религиозных объединений
перед законом выдвинут и обоснован вывод,
что принцип равенства религиозных объединений
перед законом означает их юридическое
равенство, то есть равенство их основных
прав и обязанностей, правовых критериев
и правовых условий, регулирующих их деятельность,
равенство подходов государства ко всем
религиозным объединениям, наличие единого
для всех религиозных объединений законодательства,
регулирующего их правовой статус. Обосновано,
что принцип равенства религиозных объединений
перед законом допускает возможность
установления правовой дифференциации
религиозных организаций в их взаимоотношениях
с государством и в порядке осуществления
их прав, включая возможность предоставления
государством определенным религиозным
объединениям дополнительных преференций,
являющихся элементом государственной
политики в области отношений с религиозными
объединениями.
Вывод: Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом
Что означает:
1)Отделение
государства от религиозных
2)Правовое равенство религиозных объединений.
3) Недопустимость установления общеобязательной религии или идеологии
4)Отделение школы от церкви.
Цель
государства – достижение баланса
интересов личности, государства
и религиозных объединений.
Глава
3 Проблемы светскости
в Российской Федерации
Россия
– многонациональное
В соответствии
с конституционным принципом
отделения религиозных
- не
вмешивается в определение
Информация о работе Российская Федерация как светское государство