Проблемы трудоустройства молодежи в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 19:55, реферат

Описание работы

Цель работы – определить основные аспекты данной проблемы в современной России.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Во введении анализируется актуальность исследуемой темы, дается обзор литературы, определяется предмет и объект исследования, формулируются цели и задачи исследования.

Работа содержит 1 файл

Проблемы трудоустройства молодежи в России.docx

— 88.67 Кб (Скачать)

    Трудности реализации профессионального потенциала молодежи усугубляются отсутствием  четкой и целостной модели трудовой карьеры как системы социальных и экономических стандартов в  России. Сегодня актуализируется  необходимость перехода к принципу содействия долговременному планированию карьеры молодого поколения в  отличие от прежнего принципа подбора  конкретного вида деятельности.

    В упомянутой выше статье Н. Федотова выделяет пять типологических групп поведенческих  стратегий молодежи на рынке труда: две пассивные рефлексивно-запаздывающая, умеренно-приспособительная и три  активные - карьерная, инструментальная, криминальная. Представители приведенных  типологических групп формируют  принципиально разные по своей личностной и социальной функции стратегии  адаптивного поведения, по-разному  реализуют профессиональный потенциал, решают проблему занятости. Автором  было проведено прикладное социологическое  исследование, основной задачей которого являлся анализ аттитюдов и поведенческих стратегий, необходимости профориентационного сопровождения профессиональной карьеры выпускников вузов на стадии перехода из сферы образования в сферу труда.

    Существующий  стереотип обыденного сознания, связывающий  социальный статус личности с уровнем  ее благосостояния, материальными возможностями, предопределяет желание иметь пусть  не очень интересную, но зато хорошо оплачиваемую работу. Таково отношение  к выбору будущей профессии большинства  молодых людей без различия их «стратегий» вступления на рынок  труда.

    Думается, что по меньшей мере ограниченность такого взгляда очевидна. Ориентация на доходность того или иного занятия без учета возможностей самореализации в нем ограничивает в конечном итоге эффективность данного занятия, а тем самым и возможность извлекать из него максимальный доход. Заметим и то, что в ситуации стремительного падения уровня жизни большинства населения в начале реформ и его очень медленное и нестабильное восстановление в последние годы расчет на безусловное материальное благополучие для большинства окажется неизбежно ошибочным. Попросту говоря, такое восприятие действительности в ее трудовом аспекте является иллюзорным.

    Причина неадекватности этой стороны социального  мировоззрения не в последнюю  очередь состоит в том, что  система профориентационной работы в настоящий момент разрушена. Как и в случае с нехваткой кадров, востребуемых на рынке труда, неопределенность профессиональной ориентации большинства безработных – постоянная головная боль сотрудников службы занятости; по их утверждению, профессиональная ориентация на сегодняшний день одно из главных направлений их работы.

    Поводя  итог этой части анализа присутствия  молодежи на рынке труда, заметим, что  базовые его черты определяют тенденции долгосрочного характера, в принципе одинаковые на протяжении всего периода реформ. Это во-первых тенденции демографического характера: даже и при отсутствии экономического кризиса определенную напряженность создавало бы вступление в трудоспособный возраст более многочисленного в сравнении предыдущими поколения в сочетании с массовой миграцией людей трудоспособного возраста. Современная же напряженность на рынке труда нарастает ко всему прочему в условиях настоящего экономического краха, последствия которого преодолеваются очень медленными темпами.

    В результате периода реформ в стране возникла принципиально новая социальная структура. В плане интересующих нас проявлений она отличается с  одной стороны нивелированием неравенства  низших и средних социальных статусов с точки зрения способов выхода их представителей на рынок труда. С  другой же стороны все в большей  степени растет разрыв статусов между  низшим (средним) консолидирующимся  слоем и высшим классом крупных  и средних собственников и  управленцев. Этот процесс стал результатом  экономического кризиса, пиковые показатели которого оказались пройденными  в конце 90-х; относительное экономическое  улучшение настоящего момента не привело пока что к прекращению  данного процесса и вряд ли в ближайшее  время можно ожидать столь  же стремительной социальной трансформации, которая была бы сравнима по своим  результатам с итогами 90-х. Сегодняшняя  социальная структура будет, вероятно, существовать в неизменном виде в  долгосрочной перспективе.

    Положение молодежи в трудовых отношениях в  этих условиях является двойственным. С одной стороны, продолжают действовать все прежние критические факторы (напряженность рынка в результате демографических процессов, разрыв между профессиональным образованием и трудоустройством как следствие недостаточной гибкости системы образования и те характеристики, которые делают молодежь группой социального риска и в бескризисном обществе: низкая конкурентноспособность на рынке труда, отсутствие некоторых социальных навыков и т.п.) Все это делает трудоустройство молодого человека затруднительным. С другой стороны, стабилизация социальной системы делает необходимым создание системы межпоколенной преемственности, а значит молодежь имеет возможность занять стабильное место на рынке труда. О том, что эта тенденция уже реализуется свидетельствуют пропорции соотношения занятости молодежи на частных предприятиях.

    В 90-е  гг. конъюнктура рынка труда была в целом неблагоприятной для  всего экономически активного населения. При этом одним из факторов, осложняющих  обстановку было вступление в трудоспособный возраст сравнительно многочисленного  молодого поколения.

    Ситуация  с трудоустройством молодежи в настоящий  момент определяется следующим.

    В начале 90-х годов традиционные механизмы  социализации оказались в значительной своей части ликвидированы. Это  было результатом, естественным в ситуации смены планового хозяйственного уклада рыночным. Сама социальная структура  претерпела революционные изменения, выразившиеся в нивелировании неравенства  средних и низших слоев общественной стратификации, а так же в обособлении  от них групп с более высокими социальными статусами. Новая экономическая, социальная и интеллектуальная реальность (и такая их часть, как почти  неизвестная ранее безработица) находились на протяжении всего прошедшего десятилетия в состоянии интенсивного становления. Этот период стал моментом разрыва межпоколенной преемственности во многих сферах социальной жизни. Все эти проявления социально-исторической трансформации в равной мере затронули все слои общества, в том числе и в аспекте решения вопроса об их занятости.  

2. Социальные предпосылки  и последствия  текущего положения  дел на рынке  молодежного труда.  Стратегии изменения  ситуации

    В данной главе рассматривается ситуация на рынке молодежного труда на рубеже веков, а так же ее социально-исторические предпосылки в синхроническом плане. Первый параграф посвящен проблеме формирования современной социальной структуры  и принципов ее организации в  связи с динамикой рынка труда. Во втором параграфе анализируются  ступени эволюции правительственных  концепций политики в области  занятости, анализируется возможность  прогнозирования последствий реализации современной концепции действий правительства на рынке труда.  

2.1. Социальные факторы  формирования рынка  труда в россии периода реформ

    Специфика современной ситуации на рынке труда, коротко говоря, состоит в следующем. При том, что темпы прироста работоспособного населения намного отстают от темпов экономического подъема последних лет, масштабы безработицы продолжают возрастать. Парадоксальным образом этот процесс сочетается с ростом количества вакансий При том, что, как уже говорилось выше, есть основания предполагать снижение уровня безработицы среди молодежи, в ряде регионов ситуация продолжает оставаться ничуть не лучше, чем в период экономического спада.

    Отчасти проблема социальных предпосылок такого положения вещей рассмотрена  в предыдущих разделах. В общем  виде, они состоят в структурной  перестройке экономики и социальной стратификации современной России. Отчасти эти изменения совпадают  с общемировыми тенденциями развития (сокращение доли населения, занятого в материальном производстве, переток рабочей силы в сферу услуг и обращения и т.п.), отчасти являются последствиями системного кризиса, в котором находится Россия.

    Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда, во многом зависит от деятельности служб занятости в  области трудоустройства. В настоящее  время они способны обеспечить рабочими местами лишь небольшую долю обращающейся к ним молодежи. Это связано, во-первых, с высокой напряженностью на рынке  труда, во-вторых, с тем, что предъявляемые  молодыми безработными требования к  рабочим местам довольно высоки. Низкая стартовая зарплата в сочетании  с установкой на скорейшее получение  высокооплачиваемой должности служит тормозом при их трудоустройстве.

    Ряд авторов  отмечает, что российская молодежь характеризуется неустойчивостью  жизненных установок: из-за этого  она более мобильна при выборе и поиске рабочего места и в  то же время не готова к самостоятельным  действиям на рынке труда. В ходе социологического обследования было выявлено, что более половины фактически безработных, как имеющих, так и не имеющих  официальный статус безработного, получали предложения о трудоустройстве. Однако более '/з из них отказались от предложенной работы. Доминирующей причиной отказов (38,8%) была низкая заработная плата.

    Конечно, сложные экономические условия  не могли не повлиять на мотивацию  молодых людей при трудоустройстве. Но следует отметить, что наибольшее количество отказов из-за низкой заработной платы пришлось на долю безработных в возрасте до 18 лет - 55,2% (78,4% из них отметили, что не имеют ни профессии, ни опыта работы, так как только недавно закончили школу и не успели получить необходимого профессионального образования) и чуть меньше на вторую группу - 47,8% (из них без профессии 25,6%).

    На любую  работу согласились лишь 12% в обеих  возрастных группах респондентов: 19,0% в возрасте до 18 лет и 5,6% в возрасте от 18 до 25 лет. Большая доля подобных ответов среди несовершеннолетних свидетельствует о неустойчивости их отношения к будущему месту  работы (этому способствует и отсутствие профориентации): с одной стороны, многие из них претендуют на относительно высокую зарплату, а с другой - каждый пятый согласен на любую работу. Данная возрастная группа, как уже  отмечалось, является наиболее социально  уязвимой среди молодежи.

    В настоящее  время 36,2 % выпускников считают, что  образование, которое дает вуз, удовлетворяет  их - 36,2 % (это отметили, в основном, экономисты и менеджеры), н 31,3 % считают, что оно лишь частично соответствует требованиям времени. Поскольку жизненный успех все более связывается в сознании респондентов с новыми видами трудовой н экономической деятельности в негосударственном секторе экономики, качество вузовской подготовки, до сих пор носившей узкоотраслевую, узкопрофильную ориентацию, все менее удовлетворяет студентов вузов.

    По полученной специальности планируют работать 25,6 % выпускников. Уверенность в трудоустройстве  по полученной профессии н целом у выпускников очень низка: надеются, что смогут трудоустроиться по своей профессии, от 10 % до 21,9 % выпускников (в зависимости от профиля вуза). Основной причиной этого можно считать, что студенты невысоко оценивают свой профессиональный потенциал, а также низкий уровень информированности о перспективах своей трудовой деятельности (34,7 %).

    Многие  считают, что государство должно более активно способствовать профессиональному  становлению молодежи. Основными  средствами помощи называются следующие: создание дополнительных рабочих мест, расширение форм занятости молодежи - 59,3 %; расширение сети профорнентационных услуг (создание служб психологической поддержки и социального консультирования, карьерных центров) - 25 %; создание системы льгот для молодежи - 12.3 % .

    В результате опроса выяснилось, что потребность  в профориентационных услугах в настоящее время испытывают 28.2 % респондентов, 16,5 % отметили, что такой потребности у них нет. Для многих выпускников профессиональная консультация связывается с помощью в профессиональном выборе (36,5 %), информированием о реальном положении на рынке труда (29,3 %), подбором подходящей работы (23,1 %). Потребность в коррекции ценностных ориентации, профессионально-психологической поддержке практически не отмечалась. Несформированный запрос молодого человека в связи с недостатком информации о возможностях системы профориентации в решении его проблем или по причинам социально-психологического характера должен быть компенсирован активным характером профориентации, когда запрос формируется самой системой профориентации на основе оценки уровня информированности индивида, степени его объективной конкурентоспособности, психологического состояния, других особенностей индивидуальной ситуации незанятости. Реализация принципа активной профориентации особенно актуальна в условиях несформированного рынка труда и самой системы профессиональной ориентации.

Информация о работе Проблемы трудоустройства молодежи в России