Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 22:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение вопроса социального пособия по безработице в РФ.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие безработного;
-изучить права и обязанности безработного;
-произвести анализ социальных гарантий и компенсаций безработным в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО……………………………….... 4
1.1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНОГО…………………………………………… 4
1.2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БЕЗРАБОТНОГО……………………. ….12
2 СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ… 15
2.1 ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ……………………………………15
2.2 ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ.…………………………………………16
2.3 ПРЕКРАЩЕНИЕ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПОСОБИЯ ПО
БЕЗРАБОТИЦЕ…….....................................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. ……27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 28
Решение о признании
инвалида безработным принимается
органами службы занятости с учетом
Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ
(ред. от 01.03.2008) "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации.
Так, для регистрации в качестве безработного,
ему надлежит представить дополнительно
к перечисленным выше документам, индивидуальную
программу реабилитации инвалида, выданную
государственной службой медико-социальной
экспертизы.11 Гусов К.Н., Толкунова В.Н.
Трудовое право России: Учебник. М. 2007 с.
93
Безработными
не могут быть признаны и зарегистрированы
в качестве безработных граждане:
- не достигшие
16-летнего возраста;
- которым в
соответствии с пенсионным
- отказавшиеся
в течение 10 дней со дня их
регистрации в органах службы
занятости в целях поиска
- не явившиеся
без уважительных причин в
течение 10 дней со дня их
регистрации в целях поиска
подходящей работы в органы службы
занятости для предложения им подходящей
работы, а также не явившиеся в срок, установленный
органами службы занятости для регистрации
их в качестве безработных;
- осужденные
по решению суда к
- представившие
документы, содержащие
Если гражданину
отказано в регистрации в качестве
безработного, за ним сохраняется право
повторного обращения в органы по вопросам
занятости через один месяц со дня отказа
для решения вопроса о регистрации их
безработными. В случае отказа гражданину
в регистрации его безработным, органы
по вопросам занятости устно или письменно,
с обязательной отметкой в личном деле
уведомляют его о принятом решении и причинах
отказа.
Основаниями для
снятия безработных с регистрационного
учета, следствием которого является прекращение
у гражданина статуса безработного,
закон выделяет следующие случаи:
- признание гражданина
занятым в соответствии с
По Закону о
занятости занятыми считаются граждане,
работающие по трудовому договору (контракту);
занимающиеся предпринимательской деятельностью;
занятые в подсобных промыслах и реализующие
продукцию по договорам; выполняющие работы
по договорам гражданско-правового характера;
избранные, назначенные или утвержденные
на оплачиваемую должность; проходящие
военную службу, а также службу в органах
внутренних дел, учреждениях и органах
уголовно - исполнительной системы; проходящие
очный курс обучения в образовательных
учреждениях, включая обучение по направлению
органов службы занятости населения; временно
отсутствующие на рабочем месте, когда
оно сохраняется за ними; являющиеся учредителями
(участниками) организаций, а также являющиеся
членами производственных кооперативов
(артелей) за исключением учредителей
(участников) общественных и религиозных
организаций (объединений), благотворительных
и иных фондов, объединений юридических
лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют
имущественных прав в отношении этих организаций;
- неявка без
уважительных причин в течение
10 дней со дня регистрации
- длительная (более
месяца) неявка гражданина в органы
по вопросам занятости без уважительных
причин;
- переезд в
другую местность;
- если при
обращении в органы по
- осуждение гражданина
к исправительным работам или
наказанию в виде лишения
- назначение
в соответствии с пенсионным
законодательством Российской Федерации
пенсии по старости (по возрасту), за выслугу
лет. 11 Власов В.И., Комментарий к Закону
Российской Федерации «О занятости населения
в Российской Федерации». М. 2006 С. 45-48
Снятие безработных граждан с регистрационного учет осуществляется исключительно на основании решения органа по вопросам занятости.
1.2. Права и
обязанности безработного
С момента получения
гражданином статуса
Закон о занятости
закрепляет широкий спектр прав граждан,
признанных в установленном порядке
безработными, которые условно можно
подразделить на две группы:
- правомочия, направленные
на реализацию права на труд;
- правомочия, обеспечивающие
социальную поддержку и материальную
помощь безработному в период поиска работы.
Право граждан
на труд может быть реализовано как
путем прямого обращения к
работодателям, так и через бесплатное
посредничество службы занятости. В
первом случае оно осуществляется путем
заключения трудового договора (контракта).
Во втором случае обращение граждан к
службе занятости порождает обязанность
соответствующих государственных органов
зарегистрировать гражданина в качестве
безработного и оказать ему посреднические
услуги при поиске подходящей работы.
Именно в этом втором смысле право на трудоустройство
приобретает характер субъективного права,
составляющего правовой статус безработного.11
Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной
экономики. М. 2006 с. 88
Право на трудоустройство
может быть реализовано различным образом
и включает в себя следующие правомочия
безработного:
право на получение
подходящей работы;
право на выбор
места работы, в том числе возможность
трудоустройства в другой местности,
а также право на профессиональную
деятельность за пределами территории
Российской;
право на бесплатные
консультационные услуги, профессиональную
ориентацию, профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации
по направлению органов службы занятости;
право на участие
в общественных оплачиваемых работах;
Правомочия, обеспечивающие
социальную поддержку и материальную
помощь безработному в период поиска
работы, также закреплены в Законе
о занятости и предусматривают
возможность для безработного получать
следующие социальные гарантии и компенсации:
пособие по безработице,
в том числе в период временной
нетрудоспособности безработного.
стипендия на период
обучения по направлению службы занятости;
материальная
помощь безработным и членам из семей;
назначение досрочной
пенсии безработным;
организация отдыха
и лечения детей безработных
граждан;
возмещение затрат
в связи с добровольным переездом
в другую местность для трудоустройства
по предложению органов службы занятости;
оплата стоимости
проезда (до места обучения и обратно)
и расходов, связанных с проживанием граждан,
направленных службой занятости на профессиональную
подготовку, повышение квалификации или
переподготовку в другую местность.
К этой группе как
и к предыдущей можно отнести
общественные работы, потому как они являются
не только возможностью осуществить право
на труд, но и направлены на поддержку
безработного.11 Занятость и безработица
в Московской области. Под ред. кандидата
экономических наук Н.П. Пашина. М. 2003 с.
208
Но у безработных,
помимо правомочий, существует ряд обязанностей.
Обращаясь за содействием в государственную
службу занятости, гражданин обязан сообщить
определенные сведения о себе и своей
семье. На основании этих сведений принимается
решение о признании гражданина безработными
назначении ему пособия по безработице.
Безработные граждане
обязаны активно содействовать
своему трудоустройству, безработный
должен регулярно, не реже двух раз
в месяц проходить
Невыполнение
безработным возложенных на него
обязанностей влечет за собой меры ответственности,
предусмотренные Законом о занятости.
Эти меры ответственности могут быть как
традиционными, гражданско-правовыми
(взыскание в судебном порядке недобросовестно
полученного пособия по безработице),
так и специфическими, присущими только
данному правовому институту. К числу
таких специфических мер относится приостановка
выплаты пособия по безработице на срок
до трех месяцев, снижение его размера
на 25% на срок до одного месяца и как самая
суровая мера наказания - лишение статуса
безработного с одновременным прекращением
выплаты пособия по безработице.
В соответствии
со ст. 11 Закона о занятости граждане
вправе обжаловать решения, действия или
бездействие органов службы занятости
и их должностных лиц в вышестоящий
орган службы занятости, а также в суд
в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
2 СОЦИАЛЬНЫЕ
ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ
2.1 Виды социальных гарантий
Социальными гарантиями называются те материальные усло-вия, которые государство, общество может обеспечить граждани-ну при потере им работы и безработице.
Уровень этих социальных гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе развития.
Согласно Международному пакту ООН об экономических, социальных и культурных правах, каждый человек име-ет право на труд, включающее его право на получение возмож-ности зарабатывать на жизнь трудом, а государство должно при-нимать меры в целях полного осуществления этого права. Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.11 Цуриков В.В. Трудовое право. М. 2001 с. 74
Закон РФ «О занятости в Российской Федерации» преду-смотрел следующие права и гарантии, определяющие правовой статус безработного:
-гарантии и
компенсации работникам, высвобождаемым
из организации,
-выплату пособий
зарегистрированным
-выплату стипендий
в период профессиональной
-возможность
участия в оплачиваемых
-компенсацию затрат по переезду в другую местность на новую работу по предложению органа службы занятости;
-выплату в
период безработицы пособия по
временной не-трудоспособности
-оказание материальной
помощи членам семьи