Правовой статус безработного

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучение вопроса социального пособия по безработице в РФ.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие безработного;
-изучить права и обязанности безработного;
-произвести анализ социальных гарантий и компенсаций безработным в нашей стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО……………………………….... 4
1.1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНОГО…………………………………………… 4
1.2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БЕЗРАБОТНОГО……………………. ….12
2 СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ… 15
2.1 ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ……………………………………15
2.2 ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ.…………………………………………16
2.3 ПРЕКРАЩЕНИЕ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПОСОБИЯ ПО
БЕЗРАБОТИЦЕ…….....................................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. ……27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 28

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Решение о признании  инвалида безработным принимается  органами службы занятости с учетом Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (ред. от 01.03.2008) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Так, для регистрации в качестве безработного, ему надлежит представить дополнительно к перечисленным выше документам, индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы.11 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М. 2007 с. 93 

Безработными  не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане: 

- не достигшие  16-летнего возраста; 

- которым в  соответствии с пенсионным законодательством  Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; 

- отказавшиеся  в течение 10 дней со дня их  регистрации в органах службы  занятости в целях поиска подходящей  работы от двух вариантов подходящей  работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложения оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды, в том числе и профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности; 

- не явившиеся  без уважительных причин в  течение 10 дней со дня их  регистрации в целях поиска  подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; 

- осужденные  по решению суда к исправительным  работам без лишения свободы,  а также к наказанию в виде лишения свободы; 

- представившие  документы, содержащие заведомо  ложные сведения об отсутствии  работы и заработка, а также  представившие другие недостоверные  данные для признания их безработными. 

Если гражданину отказано в регистрации в качестве безработного, за ним сохраняется право повторного обращения в органы по вопросам занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации их безработными. В случае отказа гражданину в регистрации его безработным, органы по вопросам занятости устно или письменно, с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа. 

Основаниями для  снятия безработных с регистрационного учета, следствием которого является прекращение  у гражданина статуса безработного, закон выделяет следующие случаи: 

- признание гражданина  занятым в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации.  

По Закону о  занятости занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору (контракту); занимающиеся предпринимательской деятельностью; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы; проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, включая обучение по направлению органов службы занятости населения; временно отсутствующие на рабочем месте, когда оно сохраняется за ними; являющиеся учредителями (участниками) организаций, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей) за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;  

- неявка без  уважительных причин в течение  10 дней со дня регистрации гражданина  в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения ему подходящей работы, а также при неявке в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации его в качестве безработного; 

- длительная (более  месяца) неявка гражданина в органы по вопросам занятости без уважительных причин; 

- переезд в  другую местность; 

- если при  обращении в органы по вопросам  занятости со стороны гражданина  допущены злоупотребления (сокрытие  заработка (дохода), предоставление  документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т.п.); 

- осуждение гражданина  к исправительным работам или  наказанию в виде лишения свободы; 

- назначение  в соответствии с пенсионным  законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет. 11 Власов В.И., Комментарий к Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М. 2006 С. 45-48 

Снятие безработных  граждан с регистрационного учет осуществляется исключительно на основании решения органа по вопросам занятости.

1.2. Права и  обязанности безработного 

С момента получения  гражданином статуса безработного, между ним и государством в  лице органов службы занятости возникают  взаимные права и обязанности.  

Закон о занятости  закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке  безработными, которые условно можно  подразделить на две группы:  

- правомочия, направленные  на реализацию права на труд; 

- правомочия, обеспечивающие  социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.  

Право граждан  на труд может быть реализовано как  путем прямого обращения к  работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В  первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта). Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы. Именно в этом втором смысле право на трудоустройство приобретает характер субъективного права, составляющего правовой статус безработного.11 Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М. 2006 с. 88 

Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного: 

право на получение  подходящей работы; 

право на выбор  места работы, в том числе возможность  трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской; 

право на бесплатные консультационные услуги, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; 

право на участие в общественных оплачиваемых работах; 

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают  возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации: 

пособие по безработице, в том числе в период временной  нетрудоспособности безработного.  

стипендия на период обучения по направлению службы занятости; 

материальная  помощь безработным и членам из семей; 

назначение досрочной  пенсии безработным; 

организация отдыха и лечения детей безработных  граждан; 

возмещение затрат в связи с добровольным переездом  в другую местность для трудоустройства  по предложению органов службы занятости; 

оплата стоимости  проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность. 

К этой группе как  и к предыдущей можно отнести  общественные работы, потому как они являются не только возможностью осуществить право на труд, но и направлены на поддержку безработного.11 Занятость и безработица в Московской области. Под ред. кандидата экономических наук Н.П. Пашина. М. 2003 с. 208 

Но у безработных, помимо правомочий, существует ряд обязанностей. Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин обязан сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработными назначении ему пособия по безработице. 

Безработные граждане обязаны активно содействовать  своему трудоустройству, безработный  должен регулярно, не реже двух раз  в месяц проходить перерегистрацию  в органах службы занятости; заранее  сообщать о длительном отсутствии по месту регистрации в качестве безработного, явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный должен соглашаться на предложение подходящей работы, информировать органы по вопросам занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера. 

Невыполнение  безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), так и специфическими, присущими только данному правовому институту. К числу таких специфических мер относится приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания - лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице. 

В соответствии со ст. 11 Закона о занятости граждане вправе обжаловать решения, действия или  бездействие органов службы занятости  и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 СОЦИАЛЬНЫЕ  ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ

2.1 Виды социальных гарантий

Социальными гарантиями называются те материальные усло-вия, которые государство, общество может обеспечить граждани-ну при потере им работы и безработице.

Уровень этих социальных гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе развития.

Согласно Международному пакту ООН об экономических, социальных и культурных правах, каждый человек име-ет право на труд, включающее его право на получение возмож-ности зарабатывать на жизнь трудом, а государство должно при-нимать меры в целях полного осуществления этого права. Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.11 Цуриков В.В. Трудовое право. М. 2001 с. 74

Закон РФ «О занятости  в Российской Федерации» преду-смотрел  следующие права и гарантии, определяющие правовой статус безработного:

-гарантии и  компенсации работникам, высвобождаемым  из организации, предоставляемые  согласно ст. 180, 181 ТК;

-выплату пособий  зарегистрированным безработным  в ус-тановленном порядке;

-выплату стипендий  в период профессиональной подготов-ки, переподготовки или повышения квалификации по направле-нию органов службы занятости;

-возможность  участия в оплачиваемых общественных  рабо-тах, организуемых местными  органами самоуправления;

-компенсацию  затрат по переезду в другую  местность на новую работу  по предложению органа службы занятости;

-выплату в  период безработицы пособия по  временной не-трудоспособности в  размере причитающегося пособия  по безрабо-тице;

-оказание материальной  помощи членам семьи безработно-го, находящимся на его иждивении,  а также гражданам, потеряв-шим право на пособие по безработице в связи с истечением сро-ка его выплаты. 

Информация о работе Правовой статус безработного