Правовое регулирование трудоустройства в другую местность

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа освещает теоретический вопрос по теме и содержит решение двух задач. Задача 1: Карпова работала на Брестской горветстанции ведущим ветврачом-терапевтом. Приказом от 15 декабря 1999 года уволена с данной работы с 16 декабря 1999 года по п. 2 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, в связи с утратой доверия...

Содержание

1. Правовое регулирование трудоустройства в другую местность. 3
2. Задача 1. 8
3. Задача 2. 14
Приложение 1 23
Приложение 3 25
Приложение 4 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа содержит 1 файл

Вариант 3.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем в деятельности бухгалтерии  наиболее отчетливо проявляются  функции обеспечения сохранности  собственности. Это подразделение  занимается формированием основных показателей деятельности предприятия, непосредственно участвует в решении вопросов, связанных с управлением имуществом, поэтому на него (в лице главного или старшего бухгалтера) возложен контроль за сохранность материальных или денежных средств на всех стадиях их движения в процессе хозяйственного использования. Бухгалтерия, например, осуществляет контроль за правильной организацией приемки и отпуска готовой продукции и других видов товарно-материальных ценностей, принимает меры к предупреждению недостач, растрат и хищения, незаконного расходования материальных и денежных ресурсов, оформляет материалы по фактам недостач и хищения.

     Поэтому, чтобы признать увольнение указанных  категорий работников в связи  с утратой доверия правильным, необходимо внести в п. 2 ст. 47 ТК соответствующее дополнение, которое касалось бы работников, производящих надзор за сохранностью ценностей, их учет, контроль за деятельностью материально ответственных лиц. Такая мера, несомненно, способствовала бы проявлению чувства ответственности лиц, производящих надзор и контроль за сохранностью объектов собственности.

     Факт  доступа работника к денежным или материальным ценностям, если он непосредственно их не обслуживает, не является основание для применения п. 2 ст. 47 ТК. Например, уборщица склада имела доступ к материальным ценностям, но не занята непосредственным обслуживанием их, а только убирает помещение, где они находятся. Решение вопроса о том, является ли работник лицом, обслуживающим денежные или материальные ценности, зависит не только от наименования замещаемой им должности (работы), но и от возложенных на него трудовых обязанностей. Это можно установить только в результате детального ознакомления с кругом данных обязанностей.

     Общепризнанным  является тот факт, что в связи с утратой доверия могут быть уволены не только лица, для которых работа, связанная с обслуживанием материальных ценностей, является прямой, главной обязанностью, но и работники, для которых такая работа является не основной, а совмещаемой. К ним можно отнести, например, шоферов-экспедиторов, водителей такси.

     Согласно  п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда от 29.03.2001 № 2 при установлении в предусмотренном законом порядке факта совершения хищения, взяточничества и иных корыстных правонарушений работники, занятые непосредственным обслуживанием денежных или материальных ценностей, могут быть уволены по основанию утраты к ним доверия и в том случае, когда указанные действия не связаны с их работой.

     В связи с утратой доверия может  быть уволен работник, непосредственно обслуживающий денежные или материальные ценности, и в случае, если виновные действия были свершены им в период временного перевода на другую работу, связанную с обслуживанием указанных ценностей.

     Допустимо также увольнение по п. 2 ст. 47 ТК, занятых непосредственным обслуживанием денежных или материальных ценностей, и при совершении виновных действий, дающих основания для утраты доверия, на территории не своего, а иного предприятия (например, при получении материальных ценностей для своего предприятия).

     Следует признать неверным подход, согласно которому утрата доверия к работнику, обслуживающему денежные или материальные ценности, может быть вызвана совершением  им только таких виновных действий, в результате которых возник или мог возникнуть материальный ущерб. Такая постановка вопроса сужает круг лиц, подпадающих под действие п. 2 ст. 47 ТК.

     На  практике работники (например, сферы  торговли) часто увольняются в  связи с утратой доверия со стороны нанимателя не только за причинение ущерба, но и за нарушение правил торговли, выразившиеся в обмане покупателей, обсчете, обмеривании и т.д.

     Как следует из диспозиции указанной  статья, наличие вины, точнее совершение виновных действий, в результате которых, например, причинен ущерб либо существовала угроза причинения такого ущерба, дает основание для увольнения по п. 2 ст. 47 ТК. Исходя из анализа этой нормы халатное отношение работника к своим обязанностям (например, заведующий складом не обеспечивает должного контроля во время исполнения своих служебных обязанностей за сохранностью вверенных ему товаров, кассир неправильно оформляет выдачу денежных сумм и т.д.) также дают основание для увольнения по п. 2 ст. 4 ТК.

     В соответствии с законодательством  наниматель заключает договоры о  бригадной материальной ответственности. В случае обнаружения факта недостачи, хищения кем-либо из работников бригады, но если конкретный виновник не известен, то работников, которые несут бригадную материальную ответственность, увольнять в связи с утратой доверия нельзя. Согласно п. 2 ст. 47 ТК может быть уволен только конкретный виновник, групповое увольнение членов бригады недопустимо.

     Имеет ли при расторжении  трудового договора по п. 2 ст. 47 Трудового  кодекса Республики Беларусь факт заключения договора о полной материальной ответственности?

     Согласно  п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 года № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» по п. 2 ст. 47 ТК могут быть уволены работники, непосредственно обслуживающие денежные и материальные ценности (прием, хранение, транспортировка и т.п.), совершившие виновные действия, которые дают основание нанимателю для утраты доверия к этим работникам. При этом не имеет значения, в каком размере работник несет материальную ответственность за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей, и заключен ли с ним договор о полной материальной ответственности.

     Решите  спор.

     Исходя  из вышеизложенного и в соответствии с должностной инструкцией Карпова, наряду с обязанностями ветврача, вправе была выдавать в установленном порядке ветеринарные свидетельства и справки, также была ответственна за правильность ведения журнала учета больных животных и лечебных мероприятий. Получала в подотчет из ветаптеки горветстанции медикаменты, вакцины, перевязочные материалы и другие ценности. Таким образом, Карпова получала материальные ценности подотчет по разовой доверенности, т.е. она непосредственно их обслуживала. При этом по условию задачи, списание ценностей производилось неправильно, без учета фактического расходования и без соответствующей регистрации в журнале, также за оказание в горветстанции услуг истица получала от граждан деньги и присваивала их.

     На  основании вышеизложенного увольнение Карповой по п. 2 ст. 47 ТК является обоснованным. Следовательно, Карпова восстановлению  на прежнее место работы не подлежит. Ей также не полагается выплата среднемесячного заработка за время вынужденного прогула.

 

      3. Задача 2.

     На  обувной фабрике произошел несчастный случай, повлекший смерть электрика при установлении электрооборудования. При осуществлении монтажных работ электрик получил травму головы, от которой скончался в   больнице.

     Какой порядок расследования и учета  несчастных случаев со смертельным  исходом?

     Несет ли наниматель ответственность за причинение вреда жизни или здоровью работника при несчастных случаях на производстве?

     Ответ.

     Какой порядок расследования  и учета несчастных случаев со смертельным  исходом?

     Согласно  п. 40 Правил расследования и учета  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правил) несчастные случаи со смертельным исходом подлежат специальному расследованию.

     О несчастном случае со смертельным исходом  организация, наниматель, страхователь немедленно сообщает:

     1) в территориальную прокуратуру  по месту, где произошел несчастный  случай;

     2) в территориальное структурное  подразделение департамента государственной  инспекции труда;

     3) в профсоюз (иной представительный  орган работников), а при их отсутствии – в областное (Минское городское) объединение профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси;

     4) в вышестоящую организацию, а  при ее отсутствии – в местный  исполнительный и распорядительный  орган, где зарегистрирован наниматель, страхователь, нанимателю потерпевшего (при несчастном случае с работником другого нанимателя);

     5) в территориальный уполномоченный орган надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте;

     6) страховщику.

     Сообщение о несчастном случае на производстве передается по телефону, телеграфу, телефаксу, другим средствам связи по форме сообщения о несчастном случае на производстве.

     Территориальное структурное подразделение департамента государственной инспекции труда, уполномоченный орган надзора после получения сообщения о несчастном случае на производстве, подлежащем специальному расследованию, немедленно направляют своих представителей на место его происшествия.

     Специальное расследование несчастного случая (далее – специальное расследование) проводит государственный инспектор труда с участием уполномоченных представителей организации, нанимателя, страхователя, профсоюза (иного представительного органа работников), вышестоящей организации (местного исполнительного и распорядительного органа), а также страховщика, потерпевшего или лица, представляющего его интересы (по их требованию).

     Неучастие или несвоевременное участие  в специальном расследовании  указанных уполномоченных представителей и других лиц не является основанием для изменения сроков его проведения.

     Специальное расследование несчастного случая, происшедшего на объекте, поднадзорном уполномоченному органу надзора, проводится представителем уполномоченного органа надзора совместно с государственным инспектором труда с участием уполномоченных представителей организации, нанимателя, страхователя, профсоюза (иного представительного органа работников), вышестоящей организации (местного исполнительного и распорядительного органа), а также страховщика, потерпевшего или лица, представляющего его интересы.

     Специальное расследование группового несчастного случая, при котором погибли 2 – 4 человека, проводится главным государственным инспектором труда области и города Минска (на объекте, поднадзорном уполномоченному органу надзора, – соответствующим руководителем указанного органа и главным государственным инспектором труда области или города Минска) с участием уполномоченных представителей организации, нанимателя, страхователя, профсоюза (иного представительного органа работников), вышестоящей организации (местного исполнительного и распорядительного органа), а также страховщика, потерпевшего или лица, представляющего его интересы.

     Специальное расследование несчастного случая, при котором погибли 5 и более  человек (если по нему не было решения  Правительства Республики Беларусь), проводится главным государственным инспектором труда Республики Беларусь (на объекте, поднадзорном уполномоченному органу надзора, - руководителем указанного органа и главным государственным инспектором труда Республики Беларусь) с участием руководителей соответствующих республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, вышестоящей организации, местных исполнительных и распорядительных органов, уполномоченных представителей организации, нанимателя, страхователя, профсоюза (иного представительного органа работников), вышестоящей организации (местного исполнительного и распорядительного органа), а также страховщика, потерпевшего или лица, представляющего его интересы.

     Специальное расследование проводится (включая оформление и рассылку документов) в течение 15 рабочих дней со дня получения сообщения о несчастном случае на производстве. В указанный срок не включается время, необходимое для проведения экспертиз и получения заключений (постановлений, решений) правоохранительных органов, организаций здравоохранения и других.

     В случаях установленных законодательными актами, по решению Главного государственного инспектора труда Республики Беларусь:

Информация о работе Правовое регулирование трудоустройства в другую местность