Правовое положение трудящихся женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 17:07, реферат

Описание работы

В настоящее время мужчины и женщины обладают равными правами. Принцип равноправия уже давно укоренился во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни, в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе. Однако наряду с предоставлением равных возможностей, должно учитываться, что женщина должна нести функцию материнства: сочетать воспитание детей и работу - не простая задача.

Содержание

Введение 3
Правовое положение трудящихся женщин. 5
Гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в области охраны труда. 12
Международные правовые нормы и женский труд 12
Государственная политика РФ в области охраны труда женщин 16
Гарантии права на труд беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей. 26
При приеме на работу 26
Рабочее время 35
Гарантии при увольнении беременных женщин и женщин, имеющих детей 38
Заключение 48
Список литературы 54

Работа содержит 1 файл

Трудовое право 2.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Гарантии  и льготы, предоставляемые  женщинам в области  охраны труда.

Международные правовые нормы и  женский труд

     Проблемы  дискриминации женщин при найме  на работу, их право на справедливую и равную оплату труда за равноценный  труд по сравнению с мужчинами, создание благоприятных условий труда, а  также экономических и социальных гарантий для успешного сочетания  трудовых функций и материнства остаются неизменно актуальными во всем мире.

     Этим  проблемам большое внимание уделяет  ООН, Советом Европы (СЕ), Международной организации труда и другими представительными и влиятельными международными организациями. Так, уже в 1919г., то есть в год своего создания, МОТ приняла конвенцию №3 «Охрана материнства», которая была пересмотрена в 1952г. и действует в настоящее время (Конвенция №103). Она предусматривает продолжительность отпуска по беременности и родам не менее 12 недель(включая послеродовой отпуск – не менее 6 недель), а также право на получение денежного пособия и медицинской помощи; право во время отпуска на получение денежного пособия за счет системы средств обязательного социального страхования либо за счет государственных фондов. Также установлена гарантия от увольнения в период отпуска по беременности и родам и право на перерывы для кормления ребенка. Эти нормы распространяются на женщин, занятых на промышленных предприятиях, а также на непромышленных и сельскохозяйственных работах, включая надомниц. Запрещение ночного труда женщин в промышленности (Конвенция №89, 1948г.), а также труда женщин на подземных работах в шахтах (Конвенция № 45, 1935г.) направленно на охрану их здоровья и создание благоприятных условий труда.  Существенный вклад в развитие принципов равноправия в области оплаты труда внесла Конвенция №100, 1951г., предусматривающая право на равное вознаграждение мужчин и женщин за труд равной ценности,

 

определяемое  без каких-либо проявлений дискриминации  по признакам пола, а лишь на основе объективной оценке выполняемой работы.

     Принципы  равноправия провозглашены также  Конвенцией №111, 1958 г. «Дискриминация в области труда и занятий» и Конвенцией №156, 1981г. «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» СССР было ратифицировано 50 конвенций МОТ. Из них 43 конвенции продолжили свое действие в Российской Федерации. Во второй половине 1990-х гг. Россия самостоятельно ратифицировала еще 5 конвенций МОТ и Протокол 1995г. к Конвенции №81 «Об инспекции труда», а также пакты ООН о правах человека и Европейскую конвенцию о правах человека.

     Нормы международного трудового права  имеют большое значение в регулировании  трудовых отношений на национальном уровне, в том числе и в нашей стране. Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При рассмотрении трудовых споров стороны вправе на них ссылаться, а суды обязаны ими руководствоваться.

     И если в начале 1990-х гг. ссылки на международные  стандарты труда для обоснования  своих решений использовал лишь Конституционный суд РФ, в настоящее  время они стали применятся судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел.Кроме того, международные правовые нормы оказывают значительное влияние на развитие российского законодательства о труде. Многие основополагающие принципы международных трудовых стандартов воспроизводятся в текстах российских правовых норм. Так, например, статьи Трудового Кодекса, касающиеся рабочего времени, времени труда, охраны труда, труда женщин и молодежи (ст.ст. 91, 213, 253, 259, 258, 63, 266) воспроизводят содержание соответствующих конвенций и рекомендаций МОТ.

     Таким образом, анализируя положение российских женщин на рынке труда, следует иметь в виду, что оно регламентируется целым рядом международных конвенций, ратифицированных в разные годы сначала СССР, а затем Россией как его правопреемницей:

     ( Конвенция МОТ №45 (1935г.) «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода»;

     ( Конвенция МОТ №100 (1951г.) «О равном  вознаграждении мужчин и женщин  за труд равной ценности»;

     ( Конвенция МОТ №103 (1952г.) «Об охране  материнства»;

     ( Конвенция МОТ №111 (1958г.) «О дискриминации в области труда и занятий»;

     ( Конвенция МОТ №122 (1964г.) «О политики  в области труда и занятости»;

     ( Конвенция МОТ №156 (1981г., ратифицирована  в 1997г.) «О равном обращении  и равных возможностях для  трудящихся мужчин и женщин с семейными обязанностями».

     Международные договоры имеют более высокий  приоритет, чем российское законодательство, что вполне согласуется с общей  тенденцией развития международного права. К сожалению, особенностью применения этих документов на практике является то, что широкий общественности они чаще всего бывают неизвестны. К тому же в нашей стране они не выполняются так же часто, как и российское законодательство.

 Государственная политика РФ в области охраны труда женщин

     В соответствии с Конституцией РФ мужчины  и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Принципы равноправия заложены и в нормах действующего российского законодательства о труде. Однако эти конституционные положения нередко носят декларативный характер, поскольку недостаточно разработана и эффективна система мер, обеспечивающих их реализацию. Формирование государственной социальной политики в отношении женщин нередко имеют узкий ведомственный характер, не учитывает остроту и глубину проблем их положения в нашем обществе. Следует отметить, что лишь в конце 1997г. Россия ратифицировала упомянутые выше Конвенцию МОТ № 156, 1981г. «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин с семейными обязанностями».

     Но  это вовсе не означает, что наше государство не уделяет внимание проблемам женщин. 4 марта 1993г. был издан Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» № 137, в котором было установлено: «признать осуществление целостной государственной политики по улучшению положения женщин одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства».

     Основными задачами в области трудовых прав женщин определены:

  • создание организационных, экономических и правовых гарантий для реализации права женщины на труд;
  • обеспечении конкурентно способности женщин на рынке труда путем расширения их обучения новым профессиям, предпринимательской деятельности, преодоления отставания женщин -–работниц по уровню квалификации и оплаты труда, организации и переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих перерывы в работе в связи с рождением детей и уходом за ними;
  • поэтапная ликвидация исторически сложившегося отставания в оплат труда в бюджетных отраслях с преимущественной занятостью женщин;
  • обеспечения права женщин на охрану труда, защиту их жизни и здоровья с учетом материнской функции;
  • предоставление предусмотренных действующим законодательством социальных гарантий для работающих женщин, независимо от формы собственности предприятий, учреждений, организаций, в том числе при их ликвидации или реорганизации;
  • организация и развитие социальных услуг, позволяющих родителям совмещать выполнение родительских обязанностей с трудовой и общественной деятельностью, в том числе посредством сохранения и расширения сети учреждений по уходу за детьми.

     Одним из наиболее важных документов федерального уровня последних лет, очерчивающих рамки государственной политики в отношении положения женщин, стала Концепция улучшения положения  женщин в Российской Федерации, принятая постановлением Правительства РФ №6 от 8 января 1996г.

     В преамбуле этого документа зафиксировано, что он определяет общую стратегию  и приоритетные направления государственной  политики в отношении женщин и  нацелен на реализацию принципа равных прав и свобод и создание равных возможностей для мужчин и женщин, в том числе и в сфере труда и занятий с учетом реальной социально-экономической ситуации в современной

     России. Концепции отмечается, сто «невостребованность  в политики, дискриминация в сфере  труда, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин вызывает наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в России в настоящее время». Одной из первоочередных задач определенна необходимость обеспечить равноправие женщин на рынке труда. Следует отметить, что Концепция затрагивает только публичную сторону жизни женщины, оставляя неизменной приватную. Проблемы же положения женщин в сфере занятости на рынке труда (и не только они) – эти проблемы только самих женщин, ну и немного государства. В Концепции основные направления работы по решению проблем женщин на рынке труда расписаны весьма подробно, например:

  • добиваться установления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, обеспечение условий для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;
  • проанализировать современное положение женщин на рынке труда в условиях социально-экономического кризиса;
  • оценить результаты применения ратифицированных Российской Федерацией конвенций МОТ, касающихся проблем трудящихся женщин;
  • привести законодательство РФ в соответствии с международными правовыми договорами о равенстве возможностей и обращения в сфере занятости, провести оценку политики равных прав и возможностей мужчин и женщин на рынке труда и имеющихся нормативно-правовых актов (наем, увольнение, профессиональный рост);
  • разработать механизм их эффективного применения;
  • разработать законодательные акты, предусматривающие экономические стимулы и льготы, направленные на повышение заинтересованности работодателя в приеме на работу граждан с семейными обязанностями, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;
  • усилить государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах и гарантиях работающих женщин;
  • предусмотреть систему санкций за нарушение законодательства и допущения дискриминации по отношению к женщинам;
  • совершенствовать механизм поддержки существующих и создания новых рабочих мест для женщин с широким привлечением государственного и частного инвестирования проектов. При разработке государственной социальной экономической политики учитывать развитие и поддержку отраслей с преимущественной занятостью женщин (легкая, текстильная промышленность и приборостроение и прочее);
  • способствовать организации дополнительных рабочих мест в сфере социальных услуг и обслуживании населения и т.д.

     В заключительной части Конвенции  говориться также, что « в целях  реализации Концепции следует обеспечить включение блоков вопросов по улучшению положения женщин в РФ в разрабатываемые проекты нормативно- правовых актов, Федеральные, отраслевые и региональные программы». Однако эта Концепция практически не нашла места в государственных программах, посвященных в той или иной мере проблемам занятости населения и принятых позже. Были проанализированы несколько основных общегосударственных документов 1996г.:

     1) Комплексная программа мер по  созданию сохранению рабочих  мест на 1996-2000 годы.

     2) Генеральное соглашение между  общероссийскими объединениями  профсоюзов, общероссийскими объединениями  работодателей и Правительством  РФ на 1996-1997гг.

     3) Постановление о реализации Генерального  соглашения и План мероприятий Правительства по реализации Генерального соглашения.

     4) Федеральная целевая программа  содействия занятости населения  РФ на 1996-1997годы.

     Общее впечатление после изучения всех этих ( и некоторых других) документов следующее: если в названии документа  встречается слово «женщина», то говориться о равных правах и равных возможностях, подробно расписано, продекламировано, что надо бы сделать ( хотя, как правило, конкретные мероприятия не указываются). Если же в названии документа слова «женщина» нет, то и проблем нет.

     Разумеется, осознавая недопустимость существующего положения, Правительство РФ намерено принять ряд мер. В частности, провести экспертизу законодательство Российской Федерации и разработать предложения о правах женщин, соответствующих международным стандартам о правах человека; разработать критерии и подходы к оценке дискриминации в отношении женщин; обеспечить в полном объеме выполнение рекомендаций, содержащихся в Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин, а также соответствующих конвенциях МОТ. Сроки реализации намеченных мер и основные исполнители (Министерства, ведомства) определены Постановление Правительства РФ от 28 июня 2001г. №855 «План действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации». К сожалению, опыт последних лет показывает, что не всегда намеченные планы реализуются. Однако было бы несправедливо считать, что государство вообще оставляет без внимания «женский вопрос».

Информация о работе Правовое положение трудящихся женщин