Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 23:59, курсовая работа
Целью данной работы является исследование законодательства о занятости и трудоустройстве населения РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
-показывается понятие занятости и трудоустройства населения;
-характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РФ………………………………………………………………...5
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ……………………………….5
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости…………………………..…12
2. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН БЕЗРАБОТНЫМИ……………………..…………………………..15
2.1 Понятие занятости и занятых граждан…………………………………….15
2.2 Порядок и условия признания граждан безработными…………………..17
2.3 Правовой статус безработного гражданина……………………………….21
2.4 Снятие с регистрационного учета………………………………………….24
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………………25
3.1 Приоритеты государственной политики в области занятости населения.25
3.2 Методы государственного обеспечения занятости……………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
Органы
трудоустройства, находящиеся в
ведении Федеральной
Акт направления
на работу, принятый органом трудоустройства,
имеет двоякую юридическую
Таким образом,
важно отметить, что трудоустройство
служит юридической гарантией
1.2 Права граждан в сфере
Основные
права граждан в сфере труда
и занятости закрепляются в ст.
37 Конституции РФ. В частности, каждый
имеет право свободно распоряжаться
своими способностями к труду, выбирать
род деятельности и профессию, а
также право на защиту от безработицы.
В других статьях Конституции
РФ конкретизируются иные возможности
в сфере занятости (право граждан
трудиться в качестве государственного
служащего (ч. 4 ст. 32); право каждого
на свободное использование своих
способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической
Закон о
занятости закрепляет также право
каждого на полную, продуктивную и
свободно избранную занятость. Международно-правовые
акты конкретизируют содержание данного
права. Так, в соответствии с Конвенцией
МОТ № 122 «О политике в области
занятости» (1966 г.) данная политика имеет
целью обеспечение того, чтобы
имелась работа для всех, кто готов
приступить к работе и ищет се (содействие
полной занятости), чтобы такая работы
была как можно более продуктивной
(продуктивная занятость). Свободная
же занятость предполагает существование
свободы выбора занятости и самые
широкие возможности для
Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. Таким образом определяется основа правовой организации трудоустройства в Российской Федерации.
Граждане
имеют право на самостоятельный
поиск работы и трудоустройство
за пределами территории Российской
Федерации, что в Законе о занятости
сформулировано как право граждан
на профессиональную деятельность за
пределами территории Российской Федерации
(ст. 10). Основные права трудящихся-мигрантов
закрепляются и в международно-правовых
актах, в частности, в Конвенциях
МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах» (1949
г.), № 143 «О злоупотреблениях в области
миграции и об обеспечении трудящимся
мигрантам равенства
Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.
Закон о
занятости закрепляет также право
граждан на консультацию, профессиональную
ориентацию, профессиональную подготовку,
переподготовку, повышение квалификации
и получение информации в органах
службы занятости. В частности, граждане
имеют право на бесплатную консультацию
и бесплатное получение информации
в органах службы занятости в
целях выбора сферы деятельности,
трудоустройства, возможности профессионального
обучения (ст. 9). Несовершеннолетние в
возрасте от 14 до 18 лет также имеют
право на бесплатную консультацию и
бесплатное получение информации в
органах службы занятости в целях
выбора профессии и возможности
получения профессионального
В качестве вывода можно констатировать, что российский рынок труда характеризуется существованием безработицы и рядом связанных с ней проблем.
2. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН БЕЗРАБОТНЫМИ
2.1 Понятие занятости и занятых граждан
Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, в том числе в судебном порядке.
В ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определена как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход.
Из содержания рассматриваемого определения можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых позволяет признать граждан занятыми. Во-первых, таким обстоятельством является осуществление деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству. Во-вторых, к числу таких обстоятельств относится возмездный характер указанной деятельности. Общим правилом ее осуществления является получение заработка. Данное понятие не исключает возможность замены заработка иными выплатами. Принципиальным при решении вопроса о признании гражданина занятым является возмездный характер осуществляемой им деятельности.
Таким образом, определение
занятости носит общий
В соответствии с ст. 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»9 (далее Закон) занятыми считаются граждане:
– работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 этого Закона);
– занимающиеся предпринимательской деятельностью;
– занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
– выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;
– избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
– проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;
– проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
– временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
– являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Недоказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие занятых граждан, не позволяет признать граждан занятыми даже при наличии формальных признаков, перечисленных в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
2.2 Порядок и
условия признания граждан
На основании Закона о
занятости населения и Порядка
регистрации безработных
Из приведенного правового понятия безработного гражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечет возникновение права на признание безработным.
Во-первых, таким обстоятельством является трудоспособность гражданина. В п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» наличие у гражданина трудоспособности презюмируется по достижении возраста 16 лет. По достижении данного возраста гражданин в силу законодательства о занятости населения считается трудоспособным.
Однако на основании ст. 63 ТК РФ для отдельных категорий работников возраст для поступления на работу может быть снижен до 15 и 14 лет.
Во-вторых, обстоятельством,
характеризующим правовое понятие
безработного гражданина, является отсутствие
у него работы и заработка. Доказательством,
подтверждающим рассматриваемое
В-третьих, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработных граждан, относится регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
В-четвертых, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработного, относится готовность гражданина приступить к подходящей работе.
В-пятых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие препятствий для признания гражданина безработным. В п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» дан исчерпывающий перечень обстоятельств, доказанность которых служит основанием для отказа в признании гражданина безработным.
Регистрация безработных
граждан осуществляется органами по
вопросам занятости по месту жительства
в следующей
– первичная регистрация;
– регистрация безработных граждан в целях поиска работы;
– регистрация граждан в качестве безработных;
– перерегистрация безработных граждан.
При первичной регистрации
безработным гражданам