Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 23:59, курсовая работа
Целью данной работы является исследование законодательства о занятости и трудоустройстве населения РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
-показывается понятие занятости и трудоустройства населения;
-характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РФ………………………………………………………………...5
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ……………………………….5
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости…………………………..…12
2. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН БЕЗРАБОТНЫМИ……………………..…………………………..15
2.1 Понятие занятости и занятых граждан…………………………………….15
2.2 Порядок и условия признания граждан безработными…………………..17
2.3 Правовой статус безработного гражданина……………………………….21
2.4 Снятие с регистрационного учета………………………………………….24
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………………25
3.1 Приоритеты государственной политики в области занятости населения.25
3.2 Методы государственного обеспечения занятости……………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РФ………………………………………………………………...5
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ……………………………….5
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости…………………………..…12
2. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ, ПОРЯДОК
И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН
БЕЗРАБОТНЫМИ……………………..……………………
2.1 Понятие занятости и
занятых граждан…………………………………….
2.2 Порядок и условия
признания граждан
2.3 Правовой статус безработного гражданина……………………………….21
2.4 Снятие
с регистрационного учета………………
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ………………………………………………………
3.1 Приоритеты государственной политики в области занятости населения.25
3.2 Методы государственного обеспечения занятости……………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….36
ВВЕДЕНИЕ
Правовой
механизм государственной политики
в области занятости и
Российское законодательство о занятости и трудоустройстве представляет собой систему нормативных актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает свободу труда, а также право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
В целом правовой институт занятости населения имеет комплексный характер, так как включает нормы не только трудового, но и административного, финансового права, права социального обеспечения.
Тема
данной курсовой работы – «Правовое
регулирование занятости и
Целью данной работы является исследование законодательства о занятости и трудоустройстве населения РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
-показывается
понятие занятости и
-характеризуются
права граждан в сфере
-определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
-характеризуется правовой статус безработного;
-устанавливается размер,
условия и сроки выплаты
-определяются актуальные
проблемы правового
Объектом исследования явились
отношения при осуществлении
управления сферой трудоустройства
и занятости населения и
Предметом курсовой работы стали нормы российского и международного законодательства, призванные регулировать занятость и трудоустройство населения РФ.
Методологической основой курсовой работы явились общенаучный диалектический и частнонаучные методы познания: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод системного анализа и другие методы научного познания.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РФ
1.1 Понятие занятости и
Проблема
занятости трудоспособного
Закон о занятости в первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.
Под занятостью
понимается деятельность граждан, связанная
с удовлетворением личных и общественных
потребностей, не противоречащая законодательству
РФ и приносящая им, как правило,
заработок, трудовой доход. При этом
гражданам принадлежит
Незанятость
граждан не может служить основанием
для привлечения их к административной
и иной ответственности. К числу
занятых действующее
а) работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
б) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
в) занятых
в подсобных промыслах и
г) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
д) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;
е) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
ж) проходящих
очный курс обучения в общеобразовательных
учреждениях, учреждениях начального
профессионального, среднего профессионального
и высшего профессионального
образования и других образовательных
учреждениях, включая обучение по направлению
федеральной государственной
з) временно
отсутствующих на рабочем месте
в связи с нетрудоспособностью,
отпуском, переподготовкой, повышением
квалификации, приостановкой производства,
вызванной забастовкой или
и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.2
Среди прав,
составляющих содержание правового
статуса гражданина в сфере занятости,
важнейшим следует признать их право
на выбор места работы. Это свое
право граждане реализуют путем
прямого обращения к
При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального обучения. Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.4
По мнению профессора О.В. Смирнова, с целью эффективной занятости было бы целесообразно ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.
Впервые
в нашем законодательстве легализуется
право граждан на профессиональную
деятельность в период их пребывания
за границей, а также право на
самостоятельный поиск работы и
трудоустройства за границей. Для
этого заключаются
Если
учесть возможность свободного выезда
наших граждан и благоприятные
условия найма и оплаты труда
за границей, то можно предвидеть, какое
противоречивое значение может иметь
зарубежная миграция в нашей стране.
Это учитывается, в частности, Федеральной
целевой программой содействия занятости
населения РФ, которая предусматривает
совершенствование правового
Основные
права трудящихся-мигрантов
Так же стоит
учитывать, что законодательство РФ
о занятости населения
Государство же наряду с органами службы занятости населения и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости.
В юридической
литературе встречаются разные подходы
к определению роли трудоустройства.
Так, О.М. Медведев отмечает, что трудоустройство
является одной из организационно-правовых
форм обеспечения занятости. Последние
определяются как установленные
государством организационные и
правовые приемы и средства, которые
способствуют гражданам получить возможность
трудиться в избранной сфере
деятельности согласно призванию, способностям,
образованию, выполнять определенную
работу на период временной незанятости,
а также необходимую
Одним из
признаков трудоустройства
В современных условиях, когда проблема безработицы обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда - работников и работодателей, а также государства.
Трудоустройство-это
система организационно-
Правоотношения
между трудоустраиваемым
Орган трудоустройства
обязан зарегистрировать обратившегося
с заявлением гражданина, оказать
ему содействие в получении подходящей
работы или приобретении специальности.
Притязания гражданина на трудоустройство
не могут быть конкретными в отношении
места будущей работы, поскольку
орган трудоустройства не берет
на себя обязательств по устройству на
работу в определенную организацию.
Его задача – подыскать работу,
подходящую главным образом по специальности
и квалификации с учетом способностей
гражданина. Сроки трудоустройства
законом не установлены. Трудоустройство
длится, как правило, до тех пор, пока
гражданин не будет устроен на
работу или на производственное обучение.
Исходя из принципа свободы труда, правоотношения
с органом трудоустройства