Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:31, контрольная работа
При возникновении или прекращении трудовых отношений, а также в процессе их действия нередко возникают разногласия между работниками и работодателями. Причиной их возникновения является, как правило, нарушение действующих норм законодательства.
По смыслу статьи 89 ГПК РФ и статьи 393 ТК РФ работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, освобождаются от уплаты судебных расходов, включая и государственную пошлину.
Судья в течение пяти дней со дня поступления в суд искового заявления по трудовому спору обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству. О принятии заявления судья выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции.
Поскольку в настоящее время допускается возвращение принятого судьей заявления (ст. 135 ГПК), оснований для непринятия его, предусмотренных ст. 134 ГПК, стало меньше. Перечень оснований к отказу в принятии искового заявления является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Отказ оформляется определением с обязательным указанием мотивов, по которым в принятии заявления отказано. Это определение (за исключением определений мировых судей) может быть обжаловано в кассационном порядке путем подачи частной жалобы лицом, которому отказано в принятии заявления, или посредством принесения частного протеста соответствующим прокурором.
После принятия заявления судья производит подготовку дела к судебному разбирательству, о чём выносит соответствующее определение. Точное и неуклонное соблюдение требований закона о проведении надлежащей подготовки дела к судебному разбирательству является одним из основных условий правильного и своевременного его разрешения. Как правило, суды Российской Федерации приступают к судебному разбирательству только после того, как выполнены все необходимые действия, предусмотренные гл. 14 ГПК РФ. Вместе с тем в целом ряде случаев подготовка дела к судебному разбирательству не проводится, либо носит формальный характер. Это приводит к отложению судебного разбирательства, волоките, а нередко и к вынесению необоснованных решений.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судья производит следующие действия:
1)
разъясняет сторонам их
2)
опрашивает истца или его
3)
опрашивает ответчика по
4) разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований;
5) принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения и разъясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия таких действий;
6)
извещает о времени и месте
разбирательства дела
7) разрешает вопрос о вызове свидетелей;
8) назначает экспертизу и эксперта для ее проведения, а также разрешает вопрос о привлечении к участию в процессе специалиста, переводчика;
9)
по ходатайству сторон, других
лиц, участвующих в деле, их
представителей истребует от
организаций или граждан
10)
в случаях, не терпящих
11) направляет судебные поручения;
12) принимает меры по обеспечению иска;
13)
разрешает вопрос о проведении
предварительного судебного
14)
совершает иные необходимые
При подготовке к судебному разбирательству дела о восстановлении на работе суд выясняет и вопрос о необходимости привлечения к участию в деле должностного лица, виновного в увольнении или переводе работника с явным нарушением закона, для возложения на него материальной ответственности за ущерб, вызванный таким увольнением или переводом.
Также
в процессе подготовки дела к судебному
разбирательству судья
Одно из действий судьи при подготовке дела к судебному разбирательству - решение вопроса о проведении предварительного судебного заседания (п. 13 ч. 1 ст. 150 ГПК). Нормы о предварительном заседании суда направлены на объективное разрешение дела без неоправданной потери времени. Последнее случается в результате непонимания сторонами своей роли на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Истец и ответчик не всегда могут четко обосновать свои требования и возражения или оформить ходатайства об истребовании доказательств, которые невозможно получить без содействия суда. С учетом этого законодатель предусмотрел возможность судье еще на стадии подготовки дела определить достаточность доказательственного материала.
Другая задача предварительного судебного заседания - исследование фактов пропуска сроков обращения в суд и сроков исковой давности, т.е. сроков, в течение которых лицо, чье право нарушено, может требовать принудительного осуществления или защиты своего права.
Предварительное судебное заседание проводится судьей единолично. Стороны извещаются о времени и месте предварительного судебного заседания. Стороны в предварительном судебном заседании имеют право представлять доказательства, приводить доводы, заявлять ходатайства. О проведенном предварительном судебном заседании составляется протокол.
Признав дело подготовленным, судья выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании и извещает стороны и других участников процесса о времени и месте рассмотрения дела.
Дела по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, рассматриваются судом первой инстанции до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. Однако дела о восстановлении на работе рассматриваются и разрешаются до истечения месяца.
Хотелось
бы отметить, что соблюдение этой нормы
ГПК остаётся под большим вопросом,
т.к. в судах сплошь и рядом
можно встретить нарушение
Вместе с тем в силу части 3 статьи 152 ГПК РФ по сложным делам с учетом мнения сторон судья может назначить срок проведения предварительного судебного заседания, выходящий за пределы указанных выше сроков.
Решение суда, вынесенное по трудовому спору, должно быть законным и обоснованным.
Если трудовой спор рассматривался в КТС, в решении должны быть указаны результаты рассмотрения спора в этом органе. Резолютивная часть судебного решения должна содержать ясный и полный ответ на все заявленные исковые требования.
Решения районных судов по трудовым спорам могут быть обжалованы в кассационном порядке (а решения мировых судей – в аппеляционном) сторонами и другими лицами, участвующими в деле, либо опротестованы прокурором в 10-дневный срок со дня вынесения решения.
Данные судебной статистики свидетельствуют о том, что подавляющее большинство индивидуальных трудовых споров, рассмотренных судами, решается в пользу работников. Это свидетельствует об эффективности судебной защиты трудовых прав работников. Имеющиеся в этом деле недостатки (особенно значительно возросшие сроки прохождения трудовых споров в судах) препятствуют успешному осуществлению судами государственной защиты прав и интересов граждан.
Несколько иначе выглядит практика дел, связанных с восстановлением нарушенных прав работников в бюджетных организациях и правоохранительных органах, где ответчиками выступают представители этих организаций и учреждений, занимающие высокооплачиваемые должности и, естественно, не желающие терять их. Это обусловлено также и определённой субординацией, когда «сверху» поступает указание нижестоящим руководителям разбираться с возникшими «недоразумениями» своими силами. Суды, как известно, также относятся к государственным органам со своей структурой. И, несмотря на принцип независимости судов от других органов государственной власти, всё-таки в действительности зависят от них и в материальном плане, и в моральном.
В подтверждение вышесказанного, хотелось бы привести реальный пример из практики рассмотрения судами г. Брянска ряда дел, связанных с незаконными увольнениями, а также с невыплатой сотрудникам упразднённого в марте 2003 г. Управления Федеральной службы налоговой полиции по Брянской области компенсации на санаторно-курортное лечение за период с 1993 г. по 2003 г. По данному делу в качестве истцов проходит свыше 400 человек и общая сумма невыплаченных средств составляет порядка 40 млн. рублей (без учёта темпов роста инфляции). Судебное разбирательство идёт уже почти два с половиной года (с июля 2003 г. по сегодняшний день). Тенденции к положительному для истцов исходу дела пока не наблюдается. Зато наглядно демонстрируется нежелание руководства вновь созданного Управления ФСКН по Брянской области, представителей Министерства Финансов РФ, а также самих судебных органов в скорейшем разрешении возникшей проблемы и выплате всех необоснованно удержанных денежных сумм.
Похожая ситуация возникла и с недоплатой Министерством Обороны пайковых выплат военнослужащим.
Следовательно, построение в Российской Федерации полноценного правового государства остаётся пока пустой декларацией, несмотря на закрепление данного принципа в Основном Законе – Конституции РФ.
Рассматривая трудовые споры, суд руководствуется нормами как трудового, так и гражданского процессуального права. Суд должен соблюдать руководящее Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. №2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации". В нем судам разъясняется единообразный порядок принятия ими спора к рассмотрению и применения при разбирательстве трудового спора отдельных норм, регулирующих прием, перевод и увольнение работников.
В
целях защиты материальных интересов
работника допускается
В соответствии со ст. 394 Трудового кодекса РФ оплата за время вынужденного прогула производится за все время прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Т.о.,
можно сделать вывод, что общий
порядок рассмотрения судами общей
юрисдикции дел о восстановлении
на работе даётся в кодифицированных нормативно-правовых
актах РФ, в частности в ГПК и ТК РФ (хотя
ТК РФ собственно и отсылает при разрешении
такого рода вопросов именно к ГПК). Однако
помимо указанных кодексов существуют
и иные правоприменительные источники
такие, как Постановления Пленума Верховного
Суда РФ. В судебной практике всё чаще
можно заметить, что судьи при вынесении
решений о восстановлении на работе обращаются
помимо кодексов, иных ФЗ и к данному виду
подзаконных актов. Исходя из этого, следующий
параграф будет посвящён анализу Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта
2004 г. №2 "О применении судами Российской
Федерации Трудового кодекса Российской
Федерации", а также будет дана характеристика
некоторых дел из судебной практики о
восстановлении на работе в зависимости
от основания увольнения.