Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:13, реферат
Персонал – это все работники (трудовой коллектив), выполняющие производственные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда.
Рабочие, или производственный персонал, осуществляют трудовое дело в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, ее обмен, сбыт и сервисное обслуживание. Производственный персонал можно разделить на две составные части: основной персонал – рабочие, преимущественно занятые в сборочных цехах предприятия; вспомогательный персонал – рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих цехах предприятия.
Введение………………………………………………….…..……………...3
1. Человеческие ресурсы как ключ эффективности функционирования предприятия на современном этапе…………………………….………….5
2. Кадровый менеджмент как важнейший фактор выживания предприятия в условиях становления рыночных отношений…..…….…………………7
3. Цели управления персоналом. Важнейшие направления деятельности служб управления персоналом……………………………………………..9
4. Организационная структура системы управления персоналом………11
Заключение……………….…………………………………………………15
Список литературы…………..…………………………………………..…16
ГИПК
«ГАЗ-ИНСТИТУТ»
Факультет
повышения квалификации
и переподготовки
кадров
Кафедра
«Теплоэнергетика и эффективное
использование топливно-
РЕФЕРАТ
по курсу «Управление персоналом»
Вариант
№ 1
«Персонал
предприятия как
объект управления»
Выполнил: ___________________ Каштелян Е.Е.
Подпись, дата
слушатель
гр. ППС-В № 3 ОТ
Проверил: ___________________ Парфенова Г.Г., доцент
Подпись, дата
Отзыв руководителя:
Минск 2010
Содержание
Введение………………………………………………
1. Человеческие ресурсы как ключ эффективности функционирования предприятия на современном этапе…………………………….………….5
2. Кадровый менеджмент как важнейший фактор выживания предприятия в условиях становления рыночных отношений…..…….…………………7
3. Цели управления персоналом. Важнейшие направления деятельности служб управления персоналом……………………………………………..9
4. Организационная структура системы управления персоналом………11
Заключение……………….…………………………………
Список литературы…………..…………………
ВВЕДЕНИЕ
Персонал – это все работники (трудовой коллектив), выполняющие производственные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда.
Рабочие, или производственный персонал, осуществляют трудовое дело в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, ее обмен, сбыт и сервисное обслуживание. Производственный персонал можно разделить на две составные части: основной персонал – рабочие, преимущественно занятые в сборочных цехах предприятия; вспомогательный персонал – рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих цехах предприятия.
Результатом
труда производственного
Служащие, или управленческий персонал, осуществляют трудовое дело в процессе менеджмента производством с преобладающей долей умственного труда. Они заняты переработкой информации с использованием технических средств менеджмента. Основным результатом их трудовой деятельности является изучение проблем менеджмента, создание новой информации, изменение ее содержания или формы, подготовка управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее эффективного варианта – реализация и контроль исполнения решений. Управленческий персонал разделяется на две основные группы: руководители и специалисты.
Принципиальное отличие руководителей от специалистов содержится в юридическом праве принятия решений и наличии в подчинении других работников. В зависимости от масштаба менеджмента различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям менеджмента, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции менеджмента.
Наряду с финансовыми и материальными ресурсами персонал также подлежит управлению, которое должно строиться таким образом, чтобы достижение стратегических и тактических целей предприятия было подкреплено адекватными и своевременными мерами по изменению организационной структуры, упорядочению обязанностей руководителей и сотрудников, своевременной профессиональной ориентации сотрудников и их надлежащей подготовке. Условием для успешного развития предприятия служит сбалансированность интересов его собственников, персонала и клиентов. Поэтому организационное совершенствование и управление персоналом становится одной из главнейших функций менеджмента организации, обеспечивающих его эффективность.
Органический подход к управлению породил две основные метафоры. Первая – организация как личность, где каждый человек – самостоятельный субъект, обладающий собственными целями, ценностями, представлениями о правилах поведения. По отношению к такому активному субъекту – партнеру организации в достижении ее целей возможно лишь управление путем постановки согласованных с ним целей. А для этого надо хорошо представлять себе специфику потребностей, основную ориентацию человека. Вторая метафора – мозг – сложный организм, включающий в себя различные подструктуры, соединенные разноплановыми линиями – коммуникации, управления, контроля, взаимодействия. По отношению к такой сложной системе можно говорить лишь об управлении ресурсами, направленном на оптимальное использование имеющегося потенциала в процессе достижения поставленных целей.
Персонал
– это стратегический фактор, определяющий
будущее организации, ведь именно люди
делают работу, подают идеи и позволяют
предприятию жить. Даже наиболее капиталоемкие,
хорошо сконструированные организации
требуют определенного персонала, приводящего
их в движение. Люди ограничивают или увеличивают
силу и слабость организации.
1. Человеческие
ресурсы как ключ эффективности
функционирования предприятия
на современном этапе
В
настоящее время сложилось
благоприятной деловой окружающей среды;
правильной стратегии предприятия;
качества человеческих (особенно управленческих) ресурсов.
Остальные классические факторы производства – капитал, технологии и др. – результат вышеназванных условий. Первые два условия – так же результаты третьего (качества менеджеров и всего человеческого потенциала организации). Многочисленные исследования в разных странах свидетельствуют, что компании, эффективно управляющие человеческими ресурсами, достигают более высокого уровня прибыльности и финансового роста, чем их конкуренты.
Происходящий сдвиг от “кадровой политики” к управлению человеческими ресурсами вызван многими причинами, лежащими в основе структурных перестроек и возрастания роли человека на всех уровнях организации, принятии решения в связи с децентрализацией и приватизационными процессами. В процессе перехода к рыночной экономике руководители должны не только распознавать возможные выгоды и риск, связанный с рынком, не только развивать на базе имеющихся ресурсов соответствующие стратегии, но и управлять процессом развития сознания и основанным на нем организационным процессом. Успех рыночных реформ зависит от того, насколько руководители и менеджеры предприятий в состоянии справиться с этой трудной задачей.
Задачи менеджера в условиях рыночной экономики отличаются большим разнообразием. Наряду с профессиональной компетенцией большое значение приобретает методическая подготовленность, как способность к восприятию и интерпретации информации, структурированию проблем, системному мышлению. Менеджер в условиях рынка при управлении персоналом должен основное внимание уделять организационным и социальным взаимосвязям.
Особое значение имеет социальная компетентность менеджера, способность к обобщению, сотрудничеству, разрешению конфликтов, иначе, способность к руководству. Кроме этих способностей руководство персоналом невозможно без умения вести переговоры, достигать поставленных целей, способности к адаптации, обучению, проявление личной инициативы, готовности принимать решения, быть контактным. В условиях рыночных отношений необходимо по новому организовывать и координировать работу, сокращать излишнее потребление ресурсов. На смену практике “план любой ценой” должна прийти индивидуальная активность, направленная на качественное улучшение продукции и производственного процесса. В условиях, когда многие исполнители теряют уверенность в себе, для них необходимо руководство со стороны уверенных в себе и в “правоте своего дела” менеджеров. Несмотря на неопределенность положения, необходимо не допускать распространения настроений неуверенности и использовать атмосферу “рывка вперед”.
Менеджер
должен уметь справляться с
В условиях рыночной экономики на смену административным методам управления персоналом все активнее приходят формы работы с кадрами, основанные прежде всего на заинтересованности в количестве и качестве труда, росте квалификации и профессионализма, конечных результатов работы. Усиливается роль и значение потребностей, интересов, мотивов и стимулов.
Характерной
особенностью управления персоналом в
современных рыночных условиях является
вынужденное или плановое высвобождение
(сокращение) персонала, вызванное чаще
всего продолжающимся сокращением объема
промышленного производства в основных
отраслях народного хозяйства. С экономической
токи зрения высвобождение персонала
означает устранение излишней численности
персонала и его качественного несоответствия
предъявляемым требованиям с целью воссоздания
нарушившегося равновесия между количественными
и качественными характеристиками рабочих
мест и количественными и качественными
характеристиками персонала. Это означает
преодоление ситуации, при которой расходы
на соответствующих работников непропорциональны
их трудовому вкладу. Поэтому сокращение
персонала и изменение его качественного
состава является экономической необходимостью.
2. Кадровый менеджмент как важнейший фактор
выживания предприятия в условиях становления
рыночных
отношений
В эволюции теории и практики зарубежного кадрового менеджмента можно выделить фазы, связанные с адаптацией, как новых технологий менеджмента, так и специфических подходов в кадровой работе. Подлинная революция в кадровой работе была вызвана применением после Второй мировой войны идей системного подхода в менеджменте. Становление системного менеджмента обусловило возникновение принципиально новой технологии кадрового менеджмента – управление человеческими ресурсами. Эта технология была инкорпорирована в систему стратегического менеджмента, и функция управления персоналом стала компетенцией высших должностных лиц корпораций. Изменился и характер кадровой политики: он стал более активный и целенаправленный.
Выделяются три основные модели кадрового менеджмента:
1. Менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной морально-психологической атмосфере на предприятии. Эта патерналистская модель восходит к социал-реформистским идеям конца ХIХ – начала ХХ вв. и нашла свое органическое воплощение в многочисленных вариациях доктрины человеческих отношений. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк, имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников;
2. Менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. В больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный труд, у него двоякая роль: осуществление административного контроля над соблюдением наемными работниками условий трудового договора, учет должностных перемещений; регулирование трудовых отношений в процессе переговоров с профсоюзами. Выполнение этих функций требует, как правило, юридической подготовки, которая обеспечивает менеджеру по персоналу довольно высокий статус в организации;
3. Менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и реализации долговременной стратегии корпорации. Его миссия – обеспечить организационную и профессиональную когерентность составляющих кадрового потенциала корпорации. Он входит в состав его высшего руководства и имеет подготовку в такой новой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами.
Информация о работе Персонал предприятия как объект управления