Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:45, курсовая работа
Целью написания этой работы является изучение особенностей правового регулирования труда лиц, работающих по совместительству.
Задачами данной работы являются:
- рассмотрение общего положения о работе по совместительству.
- изучить основные тенденции и перспективы развития института работы по совместительству по законодательству РФ.
Введение……………………………………………………………
1 Общие положения о работе по совместительству……………..
1.1 Документы, предъявляемые при приеме на работу по совместительству……………………………………………..….
1.2 Порядок заключения трудового договора с лицом, работающим по совместительству …………………………………………….
1.3 Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству…………………………………………………
1.4 Оплата труда лиц, работающих по совместительству……..
1.5 Отпуск при работе по совместительству……………………
1.6 Гарантии и компенсации лицам, работающим по совместительству
1.7 Дополнительные основания прекращения трудового договора с лицами, работающими по совместительству…………………….
2 Основные тенденции и перспективы института работы по совместительству по законодательству РФ………………………
Заключение…………………………………………………………
Используемая литература…………………………………………
1.единовременное пособие в размере двух должностных окладов (месячных тарифных ставок) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины должностного оклада (половины месячной тарифной ставки) работника;
2. Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом; оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.
3.
Работник-совместитель, так же как и другие
работники предприятия имеет право
на охрану труда. Так согласно ст.229 Трудового
кодекса РФ несчастный случай, происшедший
с работником при выполнении работы по
совместительству, расследуется и учитывается
по месту, где производилась работа по
совместительству.
1.7
Дополнительные основания
прекращения трудового
договора с лицами,
работающими по совместительству
Статья 282 ТК РФ предусматривает, что особенности совместительства отдельных категорий работников, фармацевтические работники и работники культуры, определяются Правительством РФ в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако до настоящего времени Правительством РФ никакого нормативного правового акта по этому вопросу принято не было, и в Плане подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации Трудового кодекса РФ, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.04.02 № 516-р, упоминания о подобном постановлении Правительства РФ нет.
В целом на работников-совместителей распространяются общие нормы, регулирующие основания прекращения трудового договора (ст. 77 ТК РФ). Кроме того, ТК РФ устанавливает и дополнительное основание прекращения трудового договора о работе по совместительству.
Прекращение трудового договора с лицом, работающим по совместительству, по основанию, предусмотренному ст. 288 ТК РФ, производится без согласования с выборным профсоюзным органом и без выплаты выходного пособия.
Помимо
оснований, предусмотренных настоящим
Кодексом и иными федеральными законами,
трудовой договор, заключенный на неопределенный
срок с лицом, работающим по совместительству,
может быть прекращен в случае приема
на работу работника, для которого эта
работа будет являться основной, о чем
работодатель в письменной форме предупреждает
указанное лицо не менее чем за две недели
до прекращения трудового договора.(в
ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
2
Основные тенденции и перспективы института
работы по совместительству по законодательству
РФ
Проводимая реформа трудового законодательства, обусловленная кардинальными изменениями в характере общественного производства и труда, происходящими в условиях демократизации и либерализации трудовых отношений, призвана выявить направления, методы и средства реформирования, которые бы учитывали динамику трудового отношения, новый тип социально-правовой защиты работающего человека, не сковывающий формально стремления личности к реализации своих трудовых интересов.
Одним из направлений реформирования механизма правового регулирования труда, видимо, должен стать пересмотр традиционных институтов, категорий трудового права и составляющих их содержание нормативных актов в целях унификации, сокращения и упразднения сохраняющихся обязательных требований к субъектам трудового правоотношения. Ведь идеи и концепции многих действующих сегодня норм и положений трудового права сложились в прежнюю эпоху, когда трудовые процессы приходилось регулировать соответствующими методами и с учетом конкретных исторических и экономических задач: индустриализации, восстановления народного хозяйства, освоения целины, организованного набора рабочих кадров, стимулирования занятости на важнейших участках производства и строительства. В ходе подготовки нового Трудового кодекса РФ не было проведено серьезной «переаттестации» норм и институтов трудового права, поэтому практика продолжает сохранять многие устаревшие юридические конструкции, к которым, на наш взгляд, относится совместительство.
На современном этапе, когда совместительство как правовая категория получило законодательное воплощение и вошло составной частью особенностей регулирования труда отдельных категорий работников (глава 44 ТК РФ), возникает необходимость взглянуть на этот институт трудового права с учетом его нового качества и тех объективных требований, которые предъявляют к совместительству современные формы организации труда, и в дискуссионном порядке обсудить направления дальнейшего развития этого института трудового права.
Ретроспективный анализ нормативного материала, регламентировавшего совместительство на разных этапах развития российской экономики, позволяет лучше понять экономическую и социальную сущность совместительства, познать методы обеспечения на его основе кадрами предприятия и организации, обозначить юридические конструкции, применяемые в регулировании труда совместителей. Так, один из документов 50-х годов о совместительстве - Постановление Совета Министров СССР «Об ограничении совместительства по службе» от 10 декабря 1959 г. № 1367 юридически ограничивал доступ к совместительству значительному контингенту работников и закреплял избирательный подход к организации труда совместителей. При этом совместительство определялось как временная мера занятия работником другой платной должности, которая допускалась в порядке исключения и разрешалась только лицам, «обладающим большим опытом и высокой квалификацией, при условии, если нет возможности заместить свободную должность работником соответствующей квалификации, не занятым на другой работе».
Запретительный уклон, взятый законодательством о совместительстве, касался многих работников. Запрещалось, например, работать по совместительству в учреждениях, на предприятиях и в организациях, подчиненных или подконтрольных друг другу; научным и руководящим работникам научно-исследовательских учреждений - в других научно-исследовательских учреждениях и в научно-исследовательских отделах (секторах) высших учебных заведений; разрешалось заведовать кафедрой, лабораторией, отделом, сектором только в одном учреждении. Работа по совместительству допускалась при наличии письменного разрешения руководителей обоих заинтересованных учреждений, предприятий и организаций (имелось в виду внешнее совместительство), согласованного с вышестоящими организациями по подчиненности, соответствующими профсоюзными комитетами по основной и совмещаемой работе. При этом работодатель совместителя обязан был сообщать администрации по месту основной работы сведения о должности (работе), на которую зачислен совместитель, о получаемом им заработке (условиях оплаты труда), а также обо всех последующих изменениях, связанных с прохождением работы по совместительству.
Основная
идея законодателя изначально была направлена
на ограничение совместительства в принципе.
Об этом уже говорило само название закона.
В нем подчеркивалось, что совместительство
работ: а) это временная мера в организации
общественного труда; б) допускается в
порядке исключения; в) касается относительно
узкого круга работников; г) требует определенной
процедуры оформления и учета; д) предполагает
обязательный контроль за совмещаемой
работой и ее оплатой. Причин ограничения
совместительства было несколько: экономия
денежных средств; резервирование вакантных
рабочих мест под будущую рабочую силу;
ревностное отношение к работе человека
на «второй» должности и др.
Общий запрет на совместительство отрицательно
отражался прежде всего на развитии науки
и научном обслуживании, ибо перекрывался
доступ в производство научных кадров,
занятых главным образом в исследовательских
институтах. В результате научные идеи
и решения долго продвигались на производство,
их внедрение непомерно затягивалось,
а порой блокировалось формально-бюрократическими
обстоятельствами, связанными с оформлением
работ по совместительству. Поэтому в
интересах научно-технического прогресса
были приняты законы, ослабляющие жесткие
рамки совместительства и расширяющие
круг ученых, привлекаемых к работе по
совместительству.
В литературе и на практике все чаще выдвигались предложения отказаться от взгляда на совместительство как на зло, с которым надо бороться. В.И. Никитинский выдвинул предложение о разработке единого сводного акта о совместительстве, который должен был устранить множественность противоречивых нормативных решений по данному вопросу, ликвидировать несоответствие правовых средств регулирования труда совместителей.
В начале 80-х годов начался эксперимент по расширению сферы совместительства, который предусматривал правовое регулирование отношений по совместительству в условиях недостатка кадров и смягчения начавшегося процесса широкого высвобождения рабочей силы. Эксперимент должен был дать ответ на вопрос: влечет ли работа по совместительству ухудшение отношения работника к основной работе? Противники расширения совместительства считали, что каждый должен хорошо работать на своем основном рабочем месте, а необходимость дополнительной работы (подработки) обеспечивать посредством совмещения профессий и должностей - своеобразного антипода совместительства. При этом акцент делался на такие виды совмещения, как расширение зон обслуживания и увеличение объема выполняемых работ, под которыми понималось выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности в рамках нормальной продолжительности рабочего времени.
Совместительство в большинстве случаев рассматривалось как нежелательное явление в организации труда, влекло за собой сохранение формальных препятствий в его применении: учет основного и дополнительного рабочего времени, основного и дополнительного заработка; режима предоставления отпусков; отслеживание категорий работников, не допускаемых к совместительству; оформление многочисленных документов и пр. Удачное решение проблемы совместительства предложил Р.3. Лившиц: «Наверное, самым правильным было предоставить решение вопроса о совместительстве самим участникам трудовых отношений - предприятиям, трудовым коллективам, работникам. Законодатель же долгие годы стремился решить все вопросы сверху, исходя из того, что так виднее. Однако жизнь много раз доказывала неправильность такого подхода». Дальнейшее развитие института совместительства в трудовом праве, увы, не учло эти интересные соображения ученого.
В
заключении можно сказать что работа по
совместительству – это работа в свободное
от основной работы время, под которым
следует понимать все свободное время,
а не только часть календарного дня за
вычетом времени по основному месту работы.
Из буквального толкования статьи 284 Кодекса
следует, что работник в свободный от основной
работы день имеет право работать по совместительству
только четыре часа. По мнению диссертанта,
это нарушает принцип свободы труда. Косвенно
это подтверждает и сам законодатель,
устанавливая, с одной стороны, ограничение
продолжительности работы по совместительству,
а с другой стороны, возможность работать
по совместительству по нескольким трудовым
договорам. Кроме того, правило о том, что
работа по совместительству оплачивается
в зависимости от фактически выполненного
объема, дает возможность обойти данное
ограничение.
Список используемой литературы:
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
2.
Трудовой кодекс Российской
3.
Постановление Правительства
4. Постановление Совета Министров СССР «Об ограничении совместительства по службе» от 10 декабря 1959 г. № 1367
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 года №197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»
Научная литература
6. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. Ю.П. Орловского. М., 2009.
7.
Комментарий к Трудовому
8.Трудовое право.Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой 4-е изд., перераб. и доп.М. : Проспект, 2009
9. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Трудовое право. М., 2007.
10.
Смоленский М.Б. Трудовое
11. Трудовое право России / Под ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова. М., 2009
Информация о работе Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству