Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 15:00, реферат
Одним из наиболее распространённых и важных институтов представительства работодателей в социальном партнёрстве является объединение работодателей. Эти объединения представляют интересы работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Введение. 3
Правовое регулирование деятельности объединений работодателей. 3
Общая характеристика объединений работодателей. 5
Виды объединений работодателей. 7
Права и обязанности объединений работодателей в системе социального партнерства 9
Заключение 14
Список использованной литературы 15
В соответствии со ст. 4 Закона от 27 ноября 2002 г. объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.
Создание объединений работодателей во многом обусловлено существованием профсоюзов и потребностью противостоять последним, иметь органы, которые могли бы взять на себя заботу о проведении консультаций, переговоров и т.п.5 Кроме того, учитываются и виды соглашений, в заключении которых будут участвовать соответствующие объединения работодателей (ст. 45 ТК РФ).
Особое место в сложной иерархии объединений работодателей занимают общероссийские объединения. Общероссийское объединение работодателей по сути представляет собой федерацию объединений работодателей (по терминологии Конвенции МОТ № 87), т.е. объединяет не самих работодателей, а их объединения - общероссийские отраслевые и межотраслевые, региональные и межрегиональные, однако его уставом может предусматриваться и членство в нем работодателей, например, крупных компаний в той или иной отрасли.
Общероссийское
объединение работодателей
Правовой статус общероссийских объединений работодателей отличается тем, что они участвуют в образовании и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и заключении генерального соглашения (ФЗ от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"). Каждое общероссийское объединение работодателей вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны Комиссии (ст. 2 Закона от 1 мая 1999 г.). По согласованию с другими членами своей стороны общероссийские объединения работодателей могут увеличить число своих представителей в Комиссии. Общероссийские объединения работодателей принимают участие в заседаниях Комиссии, обсуждении вопросов и принятии решений. Могут выступать инициатором рассмотрения того или иного вопроса, получать информацию, участвовать в разработке и заключении генерального соглашения.
Закон от 1 мая 1999 г. предусматривает возможность вхождения в состав Комиссии лишь общероссийских объединений, однако на момент принятия и введения в действие этого акта не было произведено разграничение между общероссийскими объединениями работодателей и общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) объединениями. Вероятно, надо признать, что общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей могут входить в состав РТК.
Ещё один вид объединений работодателей - межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей, являющееся объединением, созданным на добровольной основе работодателями и (или) их региональными, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территориях не менее двух субъектов Российской Федерации. Стоит отметить, что координация деятельности объединений работодателей осуществляется, как правило, в рамках федерального округа. Например, в Северо-Западном федеральном округе создан Координационный совет объединений промышленников и предпринимателей (работодателей)6.
Региональное объединение работодателей создается работодателями и (или) их региональными отраслевыми, территориальными объединениями в рамках субъекта Российской Федерации. Очевидно, на территории субъекта Российской Федерации должно действовать одно региональное объединение, выражающее интересы всех или большинства работодателей данного государственного образования. Оно, так же как и межрегиональное, может включать в качестве членов работодателей и их объединения.
Процесс создания региональных объединений работодателей в тех субъектах Российской Федерации, в которых они не были созданы ранее, проходит достаточно активно. В качестве примера можно привести создание Окружного объединения работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа. Это объединение создано в 2003 г., его членами является большинство работодателей округа7.
В субъекте Российской Федерации могут действовать и региональные отраслевые объединения работодателей, т.е. объединения, созданные работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющие свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Закона от 27.11.2002 объединение обладает широким кругом прав, которые условно можно разделить на две группы: 1) права общего характера, связанные с представительством работодателей в системе социального партнерства; 2) права, определяющие степень участия объединения работодателей в каждой форме социального партнерства8.
К первой группе необходимо отнести, прежде всего, право формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Наличие
указанного права подчеркивает цель
создания организации работодателей
- осознание своих общих
Закон, говоря о согласованной позиции, акцентирует внимание на том, что объединение работодателей при реализации этого права учитывает мнение всех своих членов. Каким образом будет формироваться эта позиция, должен определить устав объединения работодателей или регламент его работы. Очевидно только, что каждый член объединения (работодатель) имеет право высказать свою точку зрения и принять участие в обсуждении данного вопроса и окончательном голосовании.
Объединение работодателей обладает также правом согласовывать с другими объединениями работодателей свою позицию по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, т.е. вырабатывать общие подходы при заключении генерального, регионального или территориального соглашения, обсуждении законопроектов, согласовании основных направлений социально-экономической политики.
Основным
полномочием объединения
Право выражать и отстаивать законные интересы работодателей реализуется во всех формах социального партнерства, включая проведение коллективных переговоров, участие в создании и деятельности постоянно действующих трехсторонних комиссий, комитетов по занятости, представительство в органах управления государственных внебюджетных фондов, урегулирование коллективных трудовых споров9. Представительство интересов работодателей, с одной стороны, является правом объединения, с другой стороны - обязанностью перед своими членами, которые создают (вступают) в объединение для того, чтобы их мнение учитывалось при принятии решений в системе социального партнерства и на государственном уровне (уровне местного самоуправления).
Как
же объединение работодателей
Полномочия второй группы носят более конкретный характер и касаются определенных форм социального партнерства.
На всех этих уровнях социального партнёрства, перечисленных в ст. 26 ТК РФ, кроме локального, могут действовать объединения работодателей. При этом виды объединений соответствуют уровням социального партнерства, поэтому каждое объединение работодателей действует на определенном уровне. Например, общероссийское объединение работодателей участвует в образовании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключении генерального соглашения, т.е. участвует в системе социального партнерства на федеральном уровне. Общероссийское отраслевое объединение принимает участие в создании отраслевой комиссии по ведению коллективных переговоров и заключении отраслевого соглашения на федеральном уровне и т.д. Иначе говоря, у любого объединения работодателей есть своя сфера деятельности, в которой и реализуются предоставленные законодательством права.
Одним из важнейших прав организаций работодателей надо признать право выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений (ст. 36 ТК РФ). Реализация права объединения работодателей на вступление в коллективные переговоры обеспечивается наличием обязанности профсоюзов и/или их объединений в семидневный срок вступить в коллективные переговоры, т.е. выдвинуть встречные предложения по составу комиссии, уточнить дату и время начала работы комиссии по ведению коллективных переговоров (по регулированию социально-трудовых отношений). Объединения работодателей обладают также иными правами в рамках участия в коллективно-договорном процессе, например:
- наделять своих представителей полномочиями на их ведение (п. 5 ст. 13 Закона от 27.11.2002);
-
участвовать в формировании
-
получать необходимую для
- приглашать специалистов, экспертов и посредников (ст. 39 ТК);
- осуществлять контроль за его выполнением (ст. 51 ТК) и другие.
Одним из наиболее важных прав объединений работодателей является право представлять интересы своих членов при разрешении коллективного трудового спора, формировании примирительных органов (примирительной комиссии и трудового арбитража), которое закреплено в п. 5 ст. 13 Закона от 27.11.2002. Рассматривая это право, надо подчеркнуть, что объединения могут участвовать в разрешении далеко не всех коллективных трудовых споров.
Если коллективный трудовой спор возникает на стадии коллективных переговоров, то считается, что он является спором интересов и носит "преддоговорный" характер10. Спор интересов может возникнуть на любом уровне коллективно-договорного регулирования трудовых отношений: отраслевом, региональном, территориальном и др. При рассмотрении спора, возникшего в ходе подготовки и заключения соглашения, интересы работодателей представляет соответствующее объединение.
Еще
одно право объединений
Статья 21 указанного Закона предусматривает участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения. В частности, По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения. Объединения работодателей могут входить также в координационные комитеты содействия занятости населения, создаваемые в соответствии со ст. 20 вышеупомянутого Закона. Их основная задача - выработка согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения. В частности, например, ст. 7 Закона города Москвы "О социальном партнерстве" предусматривает создание координационного комитета содействия занятости населения Москвы. Этот Комитет формируется Правительством Москвы, общегородскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов, общегородскими объединениями (ассоциациями) работодателей.