Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 15:00, реферат
Одним из наиболее распространённых и важных институтов представительства работодателей в социальном партнёрстве является объединение работодателей. Эти объединения представляют интересы работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Введение. 3
Правовое регулирование деятельности объединений работодателей. 3
Общая характеристика объединений работодателей. 5
Виды объединений работодателей. 7
Права и обязанности объединений работодателей в системе социального партнерства 9
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Правительство Российской Федерации
Государственное
образовательное бюджетное
Государственный университет – Высшая школа экономики
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра
государственной и муниципальной службы
Реферат
по дисциплине Трудовое
Право на тему: «Объединение
работодателей как
институт социального
партнёрства».
Выполнил:
Студент 4 курса, ГС49
Аклеева Людмила Александровна
Преподаватель:
Доктор юридических наук ,
Профессор
Петров А.Я.
Москва 2010
Содержание
Работодатель является одним из основных субъектов трудовых отношений и ключевых фигур социального партнёрства. Работодатели выполняют обязательства, возникающие из коллективного договора, соглашения, создают условия для функционирования в организации представительных органов работников, проводят с ними консультации, предоставляют необходимую информацию и т.п. Однако мы знаем, что социальное партнёрство осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном и локальном. Соответственно, на каждом уровне действует несколько работодателей. В связи с этим возникает вопрос о том, как же согласуются интересы работодателей, действующих на одном уровне и на разных уровнях. Работодатели оказываются заинтересованными в том, чтобы объединиться для обеспечения реализации их интересов, совместного участия в коллективных переговорах и других формах социального партнёрства. Таким образом, работодатели нуждаются в представительстве.
Одним
из наиболее распространённых и важных
институтов представительства
Несмотря на то, что в зарубежной практике этот институт существует довольно давно, и его деятельность тщательно регламентирована, в нашей стране законодатель находится в сфере социального партнёрства на пути реформирования, и в связи с этим возникает ряд вопросов, которые я рассмотрю в своём реферате наряду с общей характеристикой правового статуса объединений работодателей.
Правовой статус объединений работодателей во всем мире базируется на положениях Конвенции МОТ № 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948) (ратифицирована СССР и действует на территории Российской Федерации с 4 июля 1950 года). Конвенция предусматривает право трудящихся и предпринимателей создавать организации и вступать в них. Свободная реализация этого права зависит от трех аспектов: отсутствия какого-либо различия в законодательстве и практике по отношению к тем, кто имеет право на объединение, отсутствия необходимости в предварительном разрешении на создание организаций, а также свободы выбора организаций для вступления в них
По
отношению к работодателям
Организации работодателей так же, как и организации трудящихся, создаются без предварительного разрешения со стороны органов государственной власти. Соблюдение некоторых формальностей (регистрация, например) допустимо. Однако они не должны быть настолько сложными или продолжительными, чтобы это на практике давало возможность властям по своему усмотрению отказывать в создании организаций1. В соответствии со ст. 4 Конвенции № 87 указанные организации не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке.
Работодатели обладают также правом вступать в уже действующие организации на единственном условии подчинения уставам последних (ст. 2 Конвенции).
Конвенция МОТ № 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949) вносит некоторые уточнения в правовое положение организаций работодателей. Так, ст. 2 Конвенции предусматривает, что организации трудящихся и предпринимателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга. Это положение направлено в основном на защиту профсоюзов от прямого или косвенного воздействия работодателей, однако общий принцип невмешательства сохраняет свое значение.
Конвенция № 98 (ст. 4) предписывает государствам - членам МОТ принимать меры, способствующие ведению переговоров между организациями работодателей и организациями трудящихся с целью установления условий труда путем заключения коллективных договоров. Таким образом, можно сделать вывод, что одним из направлений деятельности организаций работодателей является сотрудничество с профсоюзами, участие в коллективно-договорном регулировании труда, в системе социального партнерства.
Обобщая те элементы правового статуса, которые отражены в документах МОТ, стоит заметить, что организации работодателей создаются с целью представительства и защиты интересов работодателей, участия в коллективно-договорном регулировании. Они независимы от государства и от организаций трудящихся, обладают правом на самоуправление, могут объединяться в федерации и конфедерации и приобретать права юридического лица (ст. 7 Конвенции № 87).
Некоторые объединения сочетают "коммерческие" и "трудовые" функции, т.е. защищают интересы предпринимателей в сфере производства и сбыта продукции и одновременно участвуют в социальном партнерстве. Такие объединения характерны для Франции, Великобритании, Италии, Бельгии 2.
В Российской Федерации основа регулирования деятельности объединений работодателей осуществляется Трудовым Кодексом, а также Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей". Они определяют объединение работодателей как самостоятельную форму некоммерческой организации, основанной на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).
Это означает, что с момента введения в действие указанного Закона (30 ноября 2002 г.) объединениями работодателей могут считаться лишь организации, в наименовании и учредительных документах которых прямо указано, что они являются объединениями работодателей3 Соответственно их единственной целью является представительство и защита интересов работодателей в системе социального партнерства (ст. 2 Закона).
Нормативное регулирование деятельности объединений работодателей осуществляется также другими федеральными и иными законами, на подзаконном уровне (например, Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 "О фонде социального страхования Российской Федерации"), на уровне законодательства субъектов РФ (например, Областной закон Свердловской области от 29.07.1996 № 29-оз "Об объединениях работодателей в Свердловской области").
Прежде всего, стоит заметить, что закон относит объединения работодателей к некоммерческим организациям, т.е. организациям, не имеющим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющим полученную прибыль между участниками (ст. 2 ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Это значит, что, как и другие некоммерческие организации, объединение работодателей создается с определенной социальной целью. Этой целью в соответствии со ст. 2 Закона от 27 ноября 2002 г. и ст. 33 ТК РФ является представительство законных интересов и защита прав своих членов в системе социального партнерства (в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления).
Законодательное определение цели создания объединений, во-первых, позволяет выделить их из других объединений предпринимателей, во-вторых, способствует систематизации отношений в системе социального партнерства, указывая на то, что представляются и защищаются только законные интересы работодателей, и, в-третьих, четко определяет основы правоотношения, складывающегося между объединением работодателей и его членами, и роль в осуществлении коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.
Объединение работодателей является добровольным. Это вслед за Конвенцией МОТ № 87 подчеркивает как Закон от 27 ноября 2002 г., так и Трудовой кодекс (ст. 33). Любой работодатель свободно решает вопрос о своем вступлении в объединение работодателей или выходе из него (ст. 5 Закона от 27.11.2002). Ни профессиональные союзы, ни органы государственной власти не вправе принуждать работодателей к объединению, каким бы целесообразным оно не казалось.
Объединение работодателей относится к тем некоммерческим организациям, которые основаны на членстве (ст. 3 Закона от 27.11.2002, ст. 33 ТК РФ). Это означает, что, вступая в объединение (выступая одним из его учредителей), работодатель приобретает особый статус члена объединения: выполняет определенные обязанности (уплата членских взносов, выполнение соглашений, заключенных объединением и т.д.) и пользуется правами (получение информации, консультации, участие в управлении объединением и др.). Он не может прекратить выполнение своих обязанностей до тех пор, пока не оформит надлежащим образом прекращение своего членства в объединении работодателей.
Будучи
созданным для
При невыполнении тем или иным работодателем своих обязательств по соглашению объединение работодателей может принять участие в разрешении возникших разногласий, привлечь других членов объединения для обсуждения этого вопроса, оказать воздействие на виновного работодателя и т.п. Именно в возможности такого - неформального - подхода к решению возникающих проблем и состоит значение добровольного объединения.
Одним из основных признаков объединений работодателей также является их независимость. В соответствии со ст. 6 Закона от 27 ноября 2002 г. объединения работодателей осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций (объединений).
Учредители самостоятельно определяют задачи и направления деятельности созданного объединения, его вид, разрабатывают устав, формируют органы управления, определяют их компетенцию. Создание, реорганизация, ликвидация объединения работодателей зависят исключительно от воли его учредителей (членов) (за исключением ликвидации некоммерческой организации по решению суда в соответствии со статьёй 61 ГК РФ) и не требуют согласования ни с органами государственной власти, ни с представительными организациями работников. Это в полной мере согласуется с положениями международного трудового права (Конвенция МОТ № 87).
Право объединений работодателей на независимость, самоуправление и самостоятельную деятельность не может нарушаться и нормативными правовыми актами, в том числе принятыми на уровне субъекта Российской Федерации. Нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации не может устанавливать дополнительные по сравнению с федеральным законом обязанности объединений работодателей и ограничивать их права, а также предусматривать иной порядок их создания и деятельности (статья 6 ТК РФ).