Незаконные забостовки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:26, реферат

Описание работы

Целью написания данного реферата является полное и всестороннее изучение всех основных аспектов, касающихся забастовок, полно и цело рассмотреть незаконные забастовки.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 38.55 Кб (Скачать)

       Пункт 4 ст. 17 Закона и п. а  ст. 413 Кодекса корреспондируются  с положением п. 4 ст.1 Закона, допускающим  установление иного порядка разрешения  коллективных трудовых споров  и введения ограничений реализации  права на забастовку в той  мере, в какой это необходимо  в целях защиты основ конституционного  строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     Ограничения реализации права на забастовку установлены  не только законодательством о чрезвычайном положении. Целый ряд федеральных  законов предусматривает невозможность  использования забастовки в качестве средства разрешения коллективных трудовых споров. В связи с этим важно  уяснить, в каких случаях и  на каком основании возможны подобные ограничения. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, указанных в статьях Конституции Российской Федерации, неправомерно. Используя предусмотренное Конституцией Российской Федерации право, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения права на забастовку. К ним относятся:

     - запрещение принимать участие  в забастовках для государственных  служащих;

      - недопущение забастовок авиационного  персонала гражданской авиации,  осуществляющего обслуживание (управление) воздушного движения;

     - запрещение организации забастовок  и участия в их проведении  сотрудникам федеральной фельдъегерской  связи;

      - недопущение забастовок работников  ядерных установок и пунктов  хранения,

     - запрещение проведения забастовок  сотрудникам милиции; 

     - запрещение участвовать в забастовках  военнослужащим;

     - запрещение организации забастовок  и участия в их проведении  сотрудников федеральных органов  правительственной связи и информации;

      - запрещение сотрудникам и гражданскому  персоналу федеральных органов  государственной безопасности организовывать  и принимать участие в забастовках;

      - недопущение прекращения работы  как средства разрешения коллективного  трудового спора в профессиональных  аварийно-спасательных службах,  профессиональных аварийно-спасательных  формированиях;

       - запрещение муниципальным служащим принимать участие в забастовке;

      - запрещение профессиональным союзам (ассоциациям) органов внутренних  дел проводить забастовки;

      - запрещение профессиональным союзам (ассоциациям) сотрудников налоговой  полиции проводить забастовки (все  вышеперечисленные ограничения  введены соответствующими нормативно-правовыми  актами).

       Работники, для которых установлены  ограничения на проведение забастовки, пользуются правом использовать  другие средства разрешения коллективного  трудового спора. Помимо попытки  урегулировать разногласия путем  примирительных процедур, они могут  обратиться к Правительству Российской  Федерации, которое в десятидневный  срок должно принять решение  по коллективному трудовому спору  (ст.413 Кодекса). Таким образом, запрещение  организации и проведения забастовок  для некоторых категорий работников  компенсируется возможностью применения  других способов разрешения коллективных  трудовых споров, что в полной  мере соответствует сложившимся  в международном трудовом праве  представлениям о недопустимости  полного запрета коллективных  действий работников, необходимости  создать механизмы, обеспечивающие  эффективное урегулирование трудового  конфликта. [3] 

     2.2.Судебная практика о признание забастовок незаконными

     Дела  о признании забастовок незаконными  отнесены к компетенции верховных  судов республик, краевых, областных  судов, судов городов Москвы и  Санкт-Петербурга, судов автономных областей и автономных округов. Они  рассматриваются в порядке искового производства по заявлению работодателя или прокурора, который выступает  в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества или  государства. Гражданско-процессуальное законодательство не предусматривает каких-либо особенностей рассмотрения дел о признании забастовок незаконными. Они рассматриваются в том же порядке, что и индивидуальные трудовые споры, с соблюдением установленных процессуальных сроков (десять дней). В ходе рассмотрения дела возможно заключение мирового соглашения. В судебной практике подобные случаи встречаются. Решение суда о признании забастовки незаконной может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном ГПК РФ. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку. Этот орган участвует в процессе рассмотрения дела о признании забастовки незаконной как представитель работников (ответчик), владеет информацией о совершаемых процессуальных действиях, представленных доказательствах и о принятом решении. Он обязан проинформировать работников о вынесенном судом решении. Орган, возглавляющий забастовку, также обязан немедленно (в день вынесения решения) довести до сведения работников мнение суда о законности объявленной забастовки. Это имеет существенное значение в случае признания забастовки незаконной, поскольку работники должны на следующий день после принятия решения прекратить ее. Указанное требование должно относиться и к доведению до работников решения суда о приостановке или об отсрочке забастовки. Признание забастовки незаконной влечет немедленное ее прекращение или отказ от проведения забастовки, если она была объявлена, но еще не начата. В такой ситуации коллективный трудовой спор должен разрешаться иными способами - путем возобновления примирительных процедур, обращения к Правительству. Возможно проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетирования. Если основанием признания забастовки незаконной послужило нарушение процедур разрешения коллективного трудового спора, работники могут попытаться объявить забастовку еще раз, исправив допущенные нарушения. Например, решение об объявлении забастовки было принято общим собранием, на котором в нарушение требований ст. 14 Закона (ст.410 Кодекса) присутствовало менее двух третей работников. После признания забастовки незаконной и возобновления работы представительный орган работников может вновь созвать общее собрание, чтобы принять решение о проведении забастовки в строгом соответствии с законодательством. Не исключен и такой вариант - после признания забастовки незаконной требования работников остаются неудовлетворенными и уже не рассматриваются, коллективный трудовой спор прекращается. В конечном счете, решение о судьбе конкретного трудового спора принимают работники (их представительный орган).[5] Трудовое законодательство предусматривает возможность отсрочки или приостановки забастовки. Решение об этом принимает суд. Основанием для таких действий может служить только создание непосредственной угрозы жизни и здоровью людей. Законодательство не устанавливает конкретного механизма отсрочки или приостановки забастовки (в каком порядке, по чьей инициативе принимается такое решение, как оно должно исполняться). Основываясь на судебной практике, можно предположить, что приостановка начавшейся забастовки или отсрочка еще не начавшейся на срок до 30 дней возможна в процессе рассмотрения или подготовки к рассмотрению дела о признании забастовки незаконной при наличии обстоятельств, позволяющих опасаться причинения вреда жизни и здоровью людей. Правом приостановить забастовку наделено также Правительство Российской Федерации. Оно может вынести соответствующее решение в случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации в целом или отдельных территорий. В этих случаях забастовка может быть приостановлена лишь на срок до десяти календарных дней - до рассмотрения вопроса соответствующим Практика применения указанных полномочий до нас времени не сложилась. В тех случаях, когда забастовка не может быть 1 в силу того, что она создает реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц или обороне страны и безопасности государства, стороны (одна из сторон) коллективного трудового спора могут обратиться к Правительству Российской Федерации, которое в десятидневный срок принимает решение (ст.413 Кодекса). На практике данное положение Закона пока не применялось. [4] 

3.Право на забастовку и порядок ее организации и проведения

3.1. Законодательное закрепления права на забастовку 

     Право на забастовку закреплено в ст. 37 Конституции РФ. Право на забастовку — это право трудового коллектива или нескольких трудовых коллективов, поскольку сама забастовка — это коллективные действия, форма коллективного ультиматума для удовлетворения требований работников, не получивших разрешения спора мирным путем.[3]

     Участие в забастовке является добровольным и никто не может быть принужден  к участию или отказу от участия  в забастовке, иначе такие принуждающие лица несут дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность. Работодатели же и их представители  не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

     Статья 409 Раздела XIII ТКРФ «Защита трудовых прав работников» закрепляет, что в соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие. 

     3.2.Порядок проведения забастовки, права и обязанности сторон 

     Порядок объявления забастовки Закон «О порядке  разрешения коллективных трудовых споров»  четко урегулирован (ст. 14). Об объявлении забастовки решение принимается  общим собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства  или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Указанные органы считаются  правомочными принять решение об объявлении забастовки, если присутствует не менее двух третей общего числа  работников, членов профсоюзной организации (делегатов конференции). Решение  же соответствующего органа считается  принятым, если за него проголосовало  не менее половины присутствующих на собрании (конференции). Как видим, порядок  объявления забастовки довольно демократичный. Закон предусмотрел возможность  проведения однократной часовой  предупредительной забастовки после  пяти календарных дней работы примирительной комиссии. О ней работодатель должен быть предупрежден в письменной форме  не позднее чем за три рабочих  дня, а орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг). [2]

     Статья 410 Трудового кодекса устанавливает  правила объявления забастовки. Решение  об объявлении забастовки принимается  собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора. Решение об объявлении забастовки, принятое профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), утверждается для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации.

     Собрание (конференция) работников считается  правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа  работников (делегатов конференции).

     Работодатель  обязан предоставить помещение и  создать необходимые условия  для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки. После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с действующим Трудовым кодексом. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.

     В решении об объявлении забастовки указываются: перечень разногласий сторон коллективного  трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки; дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность  и предполагаемое количество участников; наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах; предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении  в период проведения забастовки. Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке Службу по урегулированию коллективных трудовых споров.

     Забастовку  возглавляет представительный орган  работников. Орган, возглавляющий забастовку, имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам. Орган, возглавляющий забастовку, имеет право приостановить забастовку.

     Для возобновления забастовки не требуется  повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и Служба по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены о возобновлении  забастовки не позднее чем за три рабочих дня. [3]

     О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден второй спорящей стороной в письменной форме не позднее  чем за десять календарных дней. В решении об объявлении забастовки указываются: а) дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое число ее участников; б) наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах во время забастовки; в) предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому на производстве в период проведения забастовки (непрерывно действующие участки производства, работы крайне необходимые для сохранения имущества, оборудования, обслуживания населения и т.д.). Работодатель о предстоящей забастовке предупреждает Службу, информирует поставщиков и потребителей, принимает меры к сохранению работоспособности производства, машин, оборудования и т.д. Для этого он использует указанный 10-дневный предупредительный срок до начала забастовки. Забастовку возглавляет избранный собранием (конференцией) работников орган или соответствующий орган профсоюзов. Он вправе созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать соответствующих специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам. Он вправе также приостановить забастовку и возобновить ее после приостановления без повторного рассмотрения спора в примирительной комиссии, посредником или в трудовом арбитраже. О таком возобновлении забастовки он должен предупредить работодателя и Службу не позднее чем за три рабочих дня до забастовки.[6]

     В период проведения забастовки стороны обязаны продолжить разрешение коллективного трудового спора путем проведения различных примирительных процедур.

Информация о работе Незаконные забостовки