Накопительная пенсионная система: проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в современном подходе к методам назначения социальных пенсий и пособий, в связи с изменениями в законодательной базе Республики Казахстан. Исходя из этого, можно выделить следующие задачи исследования:
- изучение теоретико-методологической основы деятельности пенсионного обеспечения;
- рассмотрение предпосылок перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе;
- ознакомление с международным опытом пенсионного обеспечения;
- анализ деятельности пенсионного обеспечения в Республике Казахстан на примере АО НПФ «БТА Казахстан».
- проблемы и перспективы развития накопительной пенсионной системы в Республики Казахстан;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ……………………………………………5
1.1 Сущность и перспективы реформирования пенсионного обеспечения…….5
1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной системе………..7
1.3 Международный опыт пенсионного обеспечения…………………………..11
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО НПФ «БТА КАЗАХСТАН»………………14
2.1 История развития АО НПФ «БТА Казахстан»……………………………….14
2.2 Современное состояние пенсионной системы в Республике Казахстан……16
2.3 Анализ деятельности АО НПФ «БТА Казахстан»…………………………...22
НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА:ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ………………………………………………………………….26
3.1 Проблемы участия страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана………………………………………………………………26
3.2 Совершенствование механизма реализации пенсионной реформы Казахстана…………………………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………...34
Список использованной литературы…………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

пенсионные реформы РК.docx

— 344.74 Кб (Скачать)

     Таким образом, государственное пенсионное обеспечение в этих высокоразвитых странах убеждает, что эта модель устарела и в ХХI веке следует  разработать новую модель.

     Частная модель - накопительная система, которая  охватывает всех работающих по найму, построенная на принципе индивидуального  финансирования пенсии каждым работником за счет выплаты определенного процента от заработной платы и инвестиционной прибыли. При этом личные пенсионные счета работников являются их собственностью. Таким образом, частная модель может  включать в себя выплаты частного сектора самым нуждающимся пенсионерам, но она практически полностью  подчинена обязательной частной  системе с комплексной системой норм, при этом размер пенсии зависит  от уровня доходов. Пионером негосударственной (частной) пенсионной системы является Чили. Эта модель обычно называется «чилийской системой».

     Попытки сослаться на примеры стран Латинской  Америки (в том числе и Чили) как на модели, которым должен следовать  Казахстан, не состоятельны. Все хвалят «чилийское чудо», но умалчивают о том, какой ценой оно досталось. Пример Чили – это реформа кровавым путем, под дулом автомата, а не социально-экономическими методами. Казахстан как демократическое  государство не может (да и нет  необходимости) точно копировать «чилийскую реформу». Условия проведения казахстанской  и чилийской пенсионных реформ во многом схожи, но имеется целый ряд  существенных различий. К схожим условиям относятся страховая природа  пенсий в рамках, не реформированных  систем, высокий уровень расходов на выплату пенсий и обеспечение  финансовой сбалансированности солидарной пенсионной системы, а также бесперспективность попыток улучшения последней. Наиболее существенные различия: пенсионная реформа  была начата в период военной диктатуры  Пиночета; пенсионное обеспечение Чили при введении накопительных систем не было зрелым. Почти 80 % экономически активного населения в первую очередь крестьянство не было охвачено пенсионным обеспечением. Вследствие этого государственные гарантии по страхованию приобретенных пенсионных прав обошлись государству значительно  дешевле. Решению этой задачи, безусловно, способствовало относительно незначительное число пенсионеров: один пенсионер  в стране приходился на 12 работающих

     Пенсионная  реформа в Чили имела и политическое воздействие, во-первых, через инвестиции пенсионных фондов граждане стали совладельцами  достаточно большого сектора экономики. Во-вторых, Чили – страна, которая  не имеет глубоких традиций демократии, а взаимодействие участников пенсионной системы как равноправных участников, свобода выборов вкладчиков, честная  конкуренция между фондами, законодательная  защита прав вкладчиков позволяет сделать  вывод о том, что миллионы людей  включены в процесс демократизации. Таким образом, одной из составляющей Чилийской реформы является присутствие  сильной демократии, что во многом обеспечило успех пенсионной реформы  в Чили посредством того, что таким  образом удалось избежать нерыночных подходов, обеспечивающих приоритет  тем или иным отдельным субъектам, чем изобилует Новейшая история  экономических и в том числе  пенсионных реформ в Казахстане.

     Одним из основных принципов накопительной  пенсионной системы в Чили являются неограниченные права вкладчика  в выборе пенсионного фонда, как  на добровольной, так и на обязательной основах. Частное администрирование  пенсионных активов и персональных счетов, доверие к способностям управления частного сектора и признание  индивидуальных усилий являлись основой  накопительной системы Чили. Таким  образом, накопительная система  пенсионного обеспечения в значительной степени способствовало развитию Чили, как в области социального  обеспечения, так и в области  экономики. Анализируя достижения Чили в реформировании пенсионной системы, можно сделать вывод, что для  дальнейшего повышения роли накопительных  пенсионных фондов в экономическом  и социальном развитии страны необходимо развитие отечественного рынка капитала.Подводя  итог, следует сказать, что при  рассмотрении вопросов совершенствования  пенсионного обеспечения следует  учитывать, что сегодня в мире налицо кризис государственной системы  пенсионного обеспечения, а число  неработающих постоянно растет, выход  иностранным специалистам видится  в увеличении либо взносов, либо пенсионного  возраста. Так зачем же брать за основу зарубежные модели, которые  находятся в кризисном состоянии? Нам нет смысла проходить все, что прошел Запад, так как мы можем  этот опыт изучить и творчески  использовать.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     АНАЛИЗ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО НПФ  «БТА КАЗАХСТАН»

          

     2.1 История развития  АО НПФ «БТА  Казахстан»

       АО "НПФ БТА Казахстан" ДО  АО "Банк ТуранАлем" - правопреемник  АО "НПФ Казахстан", обладающий  лицензией на осуществление деятельностью  по привлечению пенсионных взносов  и осуществлению пенсионных выплат  №0000007 от 02 февраля 2007 года. З0 декабря  2005 года была произведена государственная  перерегистрация изменения названия  пенсионного фонда АО "НПФ БТА  Курмет-Казахстан" на АО "НПФ  БТА Казахстан". В соответствии  со свидетельством о государственной  перерегистрации от 9 октября 2007 года Фонд носит юридическое  название АО "НПФ БТА Казахстан"  ДО АО "Банк ТуранАлем".

     Контрольный пакет акций АО "НПФ БТА Казахстан" ДО АО "Банк ТуранАлем" принадлежит  крупнейшему банку на территории СНГ – АО "БТА Банк". Кроме банка в число учредителей Фонда также входят два влиятельнейших в стране профсоюза: Профсоюз работников Угольной промышленности и ОО "Профсоюз трудящихся горно-металлургической промышленности".

     Виды  деятельности АО "НПФ БТА Казахстан" ДО АО "Банк ТуранАлем":

  • привлечение обязательных, добровольных и добровольных-профессиональных пенсионных взносов вкладчиков и иных средств, поступающих в соответствии с пенсионным законодательством РК;
  • осуществление пенсионных выплат получателям;
  • деятельность по формированию пенсионных активов и их инвестированию в порядке, предусмотренном действующим законодательством РК.

     АО "НПФ БТА Казахстан" ДО АО "Банк ТуранАлем" имеет лицензию на осуществление  деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами (№041120023 от 13 февраля 2006 года). Банк-кастодиан Фонда – АО "Евразийский Банк".

     АО "НПФ БТА Казахстан" ДО АО "Банк ТуранАлем" обладает наиболее разветвленной филиальной сетью среди пенсионных фондов Казахстана, имея региональные офисы в 24 городах страны и агентские пункты в крупных районных центрах.

     История развития АО НПФ «Бта Казахстан» берет  свое начало с 1997 года.

     20 июня 1997 году вступил в силу Закон "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан"

  • Образование ЗАО "Негосударственный накопительный пенсионный фонд "Казахстан". 11 декабря 1997 года Фонд получил свидетельство о государственной регистрации № 15131-1910-АО

     В январе 1998 года открыт первый региональный офис в г. Караганда. Активно формируется  и развивается сеть представительств Фонда в регионах Казахстана

  • 3 февраля 1998 года ЗАО "Негосударственный накопительный пенсионный фонд "Казахстан" получил Государственную лицензию на деятельность по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат № 0000007

     6 июля 1999 года АО "Банк ТуранАлем"  стал акционером ЗАО "Негосударственный  накопительный пенсионный фонд "Казахстан 

  • В июле 1999 года пенсионные активы Фонда превысили 1 млрд.

     В 2003 году акции ЗАО "Негосударственный  накопительный пенсионный фонд "Казахстан" включены в листинг Казахстанской  фондовой бирже KASE

  • ЗАО "Негосударственный накопительный пенсионный фонд "Казахстан" в связи с изменениями в законодательстве переименовано в АО "Негосударственный накопительный пенсионный фонд "Казахстан"

     25 октября 2004 года АО "Негосударственный  накопительный пенсионный фонд "Казахстан"  получил лицензию на деятельность  по инвестиционному управлению  пенсионными активами 

     25 января 2005 года АО "НОНПФ" Кұрмет" реорганизован путем присоединения  к АО ННПФ "Казахстан". Объединенный  фонд переименован в АО "НПФ  БТА Кұрмет-Казахстан" 

  • 30 декабря 2005 года АО "НПФ БТА Кұрмет-Казахстан" сменил название на АО "НПФ БТА Казахстан"

     В 2008 году НПФ "БТА Казахстан" приступил  к ребрендингу 

  • НПФ "БТА Казахстан" начал внедрение системы менеджмента качества ISO 9001:2000

     НПФ "БТА Казахстан" отметил десятилетний юбилей [23]

     Как показывает мировой опыт – надежность, ликвидность и доходность накопительного пенсионного фонда гарантируется, прежде всего, грамотным инвестированием  пенсионных средств в различные  виды государственных облигаций (долгосрочных и краткосрочных) и ценных бумаг (акций, облигаций зарубежных и отечественных  компаний). НПФ «БТА Казахстан» успешно  решает проблему приумножения пенсионных средств, добившись заметного превышения доходности пенсионных накоплений над  темпами инфляции в Казахстане.

  • Уставный капитал – свыше 6 млрд. тенге
  • Собственный капитал – более 11,64 млрд. тенге
  • Пенсионные активы – более 190,98 млрд. тенге
  • Чистый инвестиционный доход – более 55,82 млрд. тенге
  • Количество вкладчиков – свыше 1 млн. человек
 

    2.2 Современное состояние  пенсионной системы в Республике

                   Казахстан.

           На 1 января 2009 года в республике функционировали 14 накопительных пенсионных фондов.

     Лицензии  на деятельность по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат в декабре 2008 года юридическим  лицам не выдавались. Лицензии на инвестиционное управление пенсионными активами фондов имеют 13 юридических лиц, из них 9 фондов имеют лицензию на самостоятельное  управление пенсионными активами.

     На  отчетную дату 11 банков второго уровня осуществляли кастодиальную деятельность. Вместе с тем, кастодиальное обслуживание фондов осуществляли 7 банков второго  уровня: Дочерний банк АО «HSBC Банк Казахстан», АО «Банк ЦентрКредит», АО «Народный  Сберегательный Банк Казахстана», Дочерняя организация АО «Банк ТуранАлем» - АО «Темірбанк», АО «Евразийский банк», АО «АТФБанк», АО «Ситибанк Казахстан».

     Фонды продолжают привлекать в накопительную  пенсионную систему экономически занятое  население республики, в результате постоянно увеличивается количество индивидуальных пенсионных счетов (далее  – счет) вкладчиков.

     По  состоянию на 1 января 2009 года количество счетов вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам составило 9 613 112 с общей суммой пенсионных накоплений 1 415,5 млрд. тенге. За январь - декабрь 2008 года количество счетов вкладчиков, перечисляющих  обязательные пенсионные взносы, увеличилось  на 389 400 (4,22 %), в том числе за декабрь  на 47 157 (0,49 %).

     На 1 января 2009 года наибольшее количество счетов вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам было сосредоточено  в 4 фондах: «ГНПФ» - 25,15%, «Народного Банка  Казахстана» - 21,94 %, «Ұлар Үміт» – 14,38 % и «БТА Казахстан» - 10,44 % или  на их долю приходится 71,91 % от общего количества вкладчиков всех фондов. За декабрь 2008 года доля по 4 фондам снизилась по сравнению  с предыдущим отчетным месяцем на 0,03 процентных пунктов.

     Количество  счетов вкладчиков (получателей) по добровольным u1087 пенсионным взносам составило  на 1 января 2009 года 41 499 с общей суммой пенсионных накоплений 959,2 млн. тенге. С начала 2008 года количество счетов вкладчиков (получателей), перечисляющих  добровольные пенсионные взносы, увеличилось  на 595 (1,45 %), при этом в декабре 2008 года произошло снижение общего количества счетов вкладчиков на 125 (0,30 %). Вкладчики  по добровольным пенсионным взносам  были у всех фондов.

     Количество  счетов вкладчиков по добровольным профессиональным пенсионным взносам, увеличившись за январь - декабрь 2008 года на 182 (4,73 %), по состоянию  на 1 января 2009 года составило 4 030 с общей  суммой пенсионных накоплений 57,6 млн. тенге. Вкладчиков по добровольным профессиональным пенсионным взносам имели три  фонда: «Ұлар Үміт», «БТА Казахстан» и «Народного Банка Казахстана».

     На 1 января 2009 года пенсионные накопления вкладчиков (получателей) составили 1 420,5 млрд. тенге или увеличились по сравнению с 1 января 2008 года на 212,4 млрд. тенге (17,58 %). За декабрь 2008 года общая  сумма пенсионных накоплений 2 увеличилась  на 42,1 млрд. тенге (3,05 %).

Информация о работе Накопительная пенсионная система: проблемы, перспективы