Накопительная пенсионная система: проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в современном подходе к методам назначения социальных пенсий и пособий, в связи с изменениями в законодательной базе Республики Казахстан. Исходя из этого, можно выделить следующие задачи исследования:
- изучение теоретико-методологической основы деятельности пенсионного обеспечения;
- рассмотрение предпосылок перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе;
- ознакомление с международным опытом пенсионного обеспечения;
- анализ деятельности пенсионного обеспечения в Республике Казахстан на примере АО НПФ «БТА Казахстан».
- проблемы и перспективы развития накопительной пенсионной системы в Республики Казахстан;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ……………………………………………5
1.1 Сущность и перспективы реформирования пенсионного обеспечения…….5
1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной системе………..7
1.3 Международный опыт пенсионного обеспечения…………………………..11
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО НПФ «БТА КАЗАХСТАН»………………14
2.1 История развития АО НПФ «БТА Казахстан»……………………………….14
2.2 Современное состояние пенсионной системы в Республике Казахстан……16
2.3 Анализ деятельности АО НПФ «БТА Казахстан»…………………………...22
НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА:ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ………………………………………………………………….26
3.1 Проблемы участия страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана………………………………………………………………26
3.2 Совершенствование механизма реализации пенсионной реформы Казахстана…………………………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………...34
Список использованной литературы…………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

пенсионные реформы РК.docx

— 344.74 Кб (Скачать)

     2) Вкладчик предоставляет копию  договора работодателю для перечисления  пенсионных взносов в выбранный  им фонд.

     3) Работодатель перечисляет пенсионные  взносы в пенсионный фонд вкладчика  через Государственный центр  по выплате пенсий.

     4) ГЦВП в течение трёх банковских  дней перечисляют пенсионные  взносы в пенсионный фонд.

     В настоящей схеме Государственный  центр по выплате пенсий выполняет  функцию учета поступлений пенсионных отчислений в целом по пенсионной системе.

     Налоговый комитет – регулирует полноту  и своевременность уплаты пенсионных отчислений. 

1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной

системе.

         Попытки привести в соответствие отечественную пенсионную систему с произошедшими социально-экономическими изменениями в Казахстане начались в 1991 году. В 1994 году пенсионная система претерпела значительные изменения, когда Закон « Об уточненном республиканском бюджете на 1994 год » произвёл функциональное и финансовое разделение пенсий по старости и пособий по инвалидности, потере кормильца и социальной пенсии, и Пенсионный фонд был передан в непосредственное ведение Министерства труда и социальной защиты населения. С выведением пенсионного обеспечения из финансирования государственного бюджета, пенсии по старости стали финансироваться работодателями и самими работниками. Пособия остаются юрисдикцией государства: внезапная потеря источника доходов в результате гибели человека или потери им трудоспособности в результате несчастного случая компенсируются из государственного бюджета в виде выплаты соответствующего пособия.

     В развитии пенсионного дела важными  вехами стало утверждение Концепции  реформы системы пенсионного  обеспечения в Республике Казахстан (август 1995 года) и принятие Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан » от 20 июня 1997 года.

     Казахстан – первая из стран СНГ, которая  пошла на проведение пенсионной реформы  и внедрение накопительной пенсионной системы.

     Действовавшая до 1998 года система пенсионного обеспечения  в Республике Казахстан, основанная на принципе солидарности поколений, когда  выплаты текущим пенсионерам  осуществлялись за счет отчислений работающих, в новых экономических условиях стала не эффективной, оказалась  фактически неплатежеспособной уже  в 1997 году и у государства возникли, значительные проблемы с обеспечением большинства пенсионеров.

     Переход от солидарной системы пенсионного  обеспечения к накопительной  в Казахстане был проведён в короткие сроки. Первое предложение Национального  Банка Республики Казахстан о  реформировании солидарной системы  поступило в Правительство Республики Казахстан в ноябре 1996 года. В  марте 1997 года была одобрена «Концепция реформирования пенсионного обеспечения  в Республике Казахстан». В это  же время на публичное обсуждение был вынесен первый проект закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан ». В мае 1997 года данный проект был рассмотрен в Парламенте Республики Казахстан, и 20 июня 1997 года принят с минимальными поправками. С этого момента была начата разработка нормативных правовых актов, конкретизирующих положение принятого закона.

     На  основе успешно проведённой подготовительной работы государство уже в январе смогло приступить к созданию новой  эффективной накопительной системы  пенсионного обеспечения, отвечающей современным требованиям социально-экономической  действительности.

     1998- 2001 годы являются этапом становления  пенсионной реформы и накопительных  пенсионных фондов. Пенсионная реформа,  бесспорно, достигла определённых  результатов за эти годы. Можно  отметить и сжатые сроки её  проведения, успешное привлечение  частных инвесторов на рынок  пенсионных услуг, сформированную  законодательную и нормативную  базу, инфраструктуру рынка. 

     Действующая система пенсионного обеспечения  является многоуровневой, что позволяет  предусмотреть интересы не только нового поколения граждан Казахстана. Также  она защищает интересы и той части  населения, которая имеет право  на получение пенсий ещё из солидарной системы.

     В накопительную систему встроен  механизм, защищающий все накопления, гарантирующий надежность накопительной  системы и подтвержденный под  законодательную базу.

     Решением  Правительства Республики Казахстан  надзор за накопительной системой осуществляется рядом институтов:

     1.Комитет по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов осуществляет выдачу лицензий и надзор за накопительными пенсионными фондами. В случае неправомерных действий, совершаемых пенсионным фондом, Комитет может приостановить или отозвать лицензию фонда;

     2.Национальная комиссия по ценным бумагам осуществляет выдачу лицензий и контроль за работой компании по управлению пенсионными активами, а также банков - кастодианов. Кроме Национальной комиссии по ценным бумагам, работа банков-кастодианов контролируется Национальным Банком Республики Казахстан;

     3.Государственный центр по выплате пенсий ведет учет обязательных пенсионных взносов и распределяет их в соответствующие накопительные пенсионные фонды, а также начисляет и выплачивает пенсии сегодняшним и будущим пенсионерам. Кроме того, ГЦВП присваивает социальные индивидуальные коды всему населению.

     4.Накопительный пенсионный фонд (НПФ)- юридическое лицо, организованное в форме акционерного общества закрытого или открытого типа. В соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан » создан новый социально-финансовый институт – накопительный пенсионный фонд - центральное звено в пенсионной системе. НПФ организует непосредственную работу с вкладчиками, заключает пенсионные договора, осуществляет сбор добровольных и обязательных пенсионных взносов и начисляемого инвестиционного дохода, обязательств.

     5.Комитет по управлению пенсионными активами (КУПА)- ныне организация по управлению пенсионными активами, осуществляет инвестиционное управление пенсионными активами, вместе с фондом разрабатывает инвестиционную политику и принимает решение о приобретении активов.

     6.Банк-кастодиан - это банк-хранитель, который оказывает услуги НПФ по хранению и учету вверенных ценных бумаг и денег клиентов. Кроме того, банк участвует в торгах и инвестирует активы НПФ.

     Проводимая  в стране пенсионная реформа направлена на минимизацию роли государства  в расходах на пенсионное обеспечение  населения, благодаря этому с  государства снимается тяжелое  бремя расходов на пенсионное обеспечение. Анализ движения денежных средств вкладчиков (пенсионных взносов) является одной  из важных составных частей оценки общего экономического состояния пенсионной системы.

     Система движения пенсионных активов включает в себя вкладчиков накопительных  пенсионных фондов, ГЦВП, НПФ, КУПА, банки - кастодианы. Все элементы системы  накопительных пенсионных фондов образованы и действуют согласно статьям  Закона «О пенсионном обеспечении в  Республике Казахстан » и постановлениям Правительства Республики Казахстан. Функции их строго разделены.

     Ответственность банка-кастодиана перед пенсионным фондом за сохранность пенсионных активов  гарантируется собственным капиталом  банка.

     Важно отметить, что каждый из этих трёх субъектов  должен быть юридически независимым  от другого и не должен иметь общих  учредителей, что предусмотрено  законом для обеспечения большей  безопасности средств вкладчиков и  устранения возможности использования  этих средств не по назначению. Это  условие является одним из основных механизмов защиты, которое встроено непосредственно в накопительную  систему.

     Следует отметить, что на переходный период Закон «О пенсионном обеспечении  в Республике Казахстан » регулирует правоотношения трёх уровней пенсионного  обеспечения: базовой (социальной) пенсии, солидарной и негосударственной  пенсии.

     Первый  уровень пенсионного обеспечения - социальная пенсия. Социальная пенсия выплачивается из государственного или местного бюджета и гарантирует  официальную величину прожиточного минимума. Она представляется в не зависимости от трудового стажа  всем гражданам, которые не приобретали  право на трудовую пенсию (инвалиды, сироты, престарелые граждане, не имеющие  трудового стажа).

     Второй  уровень пенсионного обеспечения  – солидарная (распределительная) пенсия. Данная пенсия назначается и выплачивается  гражданам с учетом продолжительности  трудового стажа, величины заработка. Эти пенсии финансируются за счет обязательных пенсионных взносов юридических  и физических лиц, а также прямыми  ассигнованиями из государственного бюджета  страны (трансфертные платежи).

     Солидарное  пенсионное обеспечение будет действовать  до тех пор, пока в республике будут  существовать состоявшиеся пенсионеры и все те, кто к 1 января 1998 года имел стаж не менее 6 месяцев. Они будут  иметь право на получение части  пенсии из ГЦВП. Выплаты пенсии из ГЦВП полностью прекратятся предположительно в 2045 году. А до этого времени многие будут получать пенсии как из ГЦВП, так и из своего накопительного пенсионного  фонда.

     Таким образом, жители Казахстана должны иметь  до трёх пенсий, которые обеспечат  им достойную старость. Однако все  это может иметь место в  определённом будущем. Так как Постановлением Правительства Республики Казахстан  «Об утверждении порядка осуществления  выплат из накопительных пенсионных фондов» от 21 сентября 1997 года за № 1355 добровольное пенсионное обеспечение  – приостановлено. Сначала намечалось введение пенсионных схем с 2001 года, но Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 января 2002 года за № 49 этот срок перенесен на последующее  время. В результате возникает множество  недоумений, связанных с функционированием  главного звена негосударственного пенсионного обеспечения – накопительных  пенсионных фондов за счет собственных  средств населения Казахстана. 
 
 

     1.3 Международный опыт  пенсионного обеспечения

     Опыт  и практика мирового развития пенсионного  обеспечения дают немалые основания  для исследования проблем и путей  их развития в условиях рыночных реформ, осуществляемых в Казахстане.

     В мировой практике выделяются три  модели пенсионного обеспечения  – государственная, смешанная (государственно-частная) и частная (негосударственная), которые  различаются между собой главный  образом объемом перераспределяемых пенсионных ресурсов и источниками  финансирования пенсионных программ.

     Государственная модель покоится на общей и обязательной пенсионной системе, когда размер пенсии пропорционален размеру заработной платы. В этой модели возможно сочетание  со слаборазвитой, фрагментарной и  добровольной частной системой, охватывающей очень маленькую часть населения. Лишь небольшое число стран руководствуются  этой моделью – Бельгия, Люксембург, Португалия, и Испания. Все они  испытывают бремя этой системы. В  Люксембурге макроэкономическая ситуация более устойчива, а соответствующие  показатели ниже, в Португалии государственная  система не столь щедра, как в  Испании, а в Бельгии выше соотношение  между численностью тех, кто осуществляет взносы в систему социального  страхования и пенсионерами. Трудности  особенно серьёзны для Бельгии, где  размер государственного долга и  сумм обязательств, взятых государством по пенсионной системе, в 3,3 раза превышают  размер ВВП (Внутренний Валовый Продукт).

     Государственно-частная  модель почти в равной пропорции  опирается на доходы государственного и частного сектора. Эту модель приняли  многие страны (Германия, Греция, Италия, Голландия, Ирландия, Великобритания и  США), но почти все они по мере нарастания демографического давления постепенно увеличивают зависимость  от частных пенсий.Так, в США благодаря  развитию системы социального обеспечения, основанной на многосторонней ответственности  государства, частного сектора, общественных структур и граждан, старость перестала  быть синонимом бедности, обреченности в случае болезни, социальной изоляции.

     Тем не менее, несмотря на то, что по возрастной структуре населения США находятся  в относительно благоприятном положении  среди развитых стран, а уровень  пенсионной нагрузки там значительно  ниже, чем в западноевропейских странах, такое положение сохранится, по официальным  оценкам, вплоть до 2011 года, после чего США начнут пожинать демографические  плоды «бума старости», и нагрузка пенсионеров на трудоспособных членов общества резко возрастет. Американцы крайне озабочены экономическими последствиями  старения населения.Все это заставляет уже сейчас искать пути решения проблем  материального и медицинского обеспечения  будущих пенсионеров. В США уже  принято решение о повышении  возраста, начиная с которого американцы могут получать полную пенсию,- с 65 до 67 лет. Но происходить это будет  постепенно. Сначала возрастная планка выхода на пенсию будет увеличена  до 66 лет для тех, кому исполнится 62 в 2005 году, и только в 2020 году она  возрастет до 67 лет.

Информация о работе Накопительная пенсионная система: проблемы, перспективы