Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:44, реферат
В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы управления охраной труда.
Введение 3
1. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда 4
1.1. Понятие надзора и контроля за охраной труда 4
1.2 Специальные органы государственного надзора и контроля 5
1.2.1 Федеральная Инспекция Труда 5
1.2.2 Ростехнадзор 6
1.3. Полномочия профсоюзов 9
2. Ответственность за нарушения в области охраны труда 13
2.1. Виды ответственности 13
2.1.1Административная ответственность. 13
2.1.2 Уголовная ответственность 15
2.2 Органы, имеющие право налагать ответственность за нарушения 17
Заключение 19
Список литературы 20
Различие между государственным надзором и контролем и общественным контролем профсоюзов состоит в том, что специально уполномоченные государственные органы и инспекции наделены государством не только надзорными и контрольными функциями, но и властными полномочиями - правом давать работодателям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования в условиях, угрожающих жизни и здоровью работников, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности и т.д. Органы общественного контроля, обладая широкими полномочиями по проверке соблюдения законодательства о труде и охране труда не вправе приостанавливать работы, производимые с нарушением правил безопасности, и привлекать должностных лиц к административной ответственности. Они могут добиться этого только путем обращения в соответствующие компетентные государственные органы.
Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля над соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатели обязаны
в недельный срок с момента
получения требования об
Для осуществления контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
Межрегиональное, а
также территориальное
Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения[5].
Профсоюзные инспекторы
труда, уполномоченные (доверенные)
лица по охране труда
1) осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2) проводить независимую
экспертизу условий труда и
обеспечения безопасности
3) принимать участие в
расследовании несчастных
4) получать информацию
от руководителей и иных
5) защищать права и
интересы членов
6) предъявлять работодателям
требования о приостановке
7) направлять работодателям
представления об устранении
выявленных нарушений законов
и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы
8) осуществлять проверку
состояния условий и охраны
труда, выполнения
9) принимать участие в
работе комиссий по испытаниям
и приему в эксплуатацию
10) принимать участие
в рассмотрении трудовых
11) принимать участие
в разработке законов и иных
нормативных правовых актов,
12) подзаконных нормативных
правовых актов об охране
13) обращаться в соответствующие
органы с требованием о
Профессиональные союзы,
их инспекции труда при
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Создание работодателями различного рода препятствий при осуществлении профсоюзами деятельности по контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда должны признаваться противоречащими закону, а виновные должностные лица - привлекаться к ответственности [5].
2. Ответственность за нарушения в области охраны труда
2.1. Виды ответственности
За нарушение законодательства о труде и правил по охране труда виновные должностные лица организаций несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность.
Соблюдение трудового
законодательства, иных нормативных
правовых актов, содержащих
2.1.1Административная ответственность.
За нарушение законодательства о труде и об охране труда ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность руководителя или лица, его представляющего, в виде денежного штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ.
Нарушение законодательства
о труде и об охране труда
лицом, ранее подвергнутым
Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП РФ); непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП РФ); уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП РФ) - влечет административный штраф в размере от 10 до 30 МРОТ.
За необоснованный
отказ от заключения
За увольнение работников
в связи с коллективным
Сокрытие должностным лицом страхового случая (ст. 5.44 КоАП РФ) влечет наложение денежного штрафа от 5 до 10 МРОТ.
Административные взыскания
в виде штрафа за указанные
выше правонарушения имеют
1) главный государственный
инспектор труда РФ, его заместители;
главный государственный
2) руководители государственных
инспекций труда, их
Постановлением Минтруда
России от 14.02.2001 N 19 утвержден Порядок
учета и отчетности об
КоАП РФ наделил властными полномочиями по применению штрафов (в соответствующей отрасли) санитарно-эпидемиологическую службу и органы Государственного энергетического надзора.
КоАП РФ управомочил судебные органы налагать административные взыскания за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела о нарушении законодательства о труде и об охране труда руководителем или иным должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, которое влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет[2].
2.1.2 Уголовная ответственность
Ст. 143 УК РФ предусматривает
ответственность за нарушение
правил техники безопасности
или иных правил охраны труда,
совершенное лицом, на котором
лежали обязанности по
Мерой наказания определен
штраф в размере от 200 до 500 МРОТ
или в размере заработной
Те же деяния, повлекшие
по неосторожности смерть
Ст. 145 УК РФ устанавливает
уголовную ответственность за
необоснованный отказ в приеме
на работу или необоснованное
увольнение беременной женщины
или женщины, имеющей детей
в возрасте до 3 лет. Указанные
действия влекут наложение
Кроме того, установлена
уголовная ответственность за
нарушение равноправия граждан,