Надзор и контроль за охраной труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:44, реферат

Описание работы

В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы управления охраной труда.

Содержание

Введение 3

1. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда 4

1.1. Понятие надзора и контроля за охраной труда 4

1.2 Специальные органы государственного надзора и контроля 5

1.2.1 Федеральная Инспекция Труда 5

1.2.2 Ростехнадзор 6

1.3. Полномочия профсоюзов 9

2. Ответственность за нарушения в области охраны труда 13

2.1. Виды ответственности 13

2.1.1Административная ответственность. 13

2.1.2 Уголовная ответственность 15

2.2 Органы, имеющие право налагать ответственность за нарушения 17

Заключение 19

Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 38.50 Кб (Скачать)

 Различие между государственным надзором и контролем и общественным контролем профсоюзов состоит в том, что специально уполномоченные государственные органы и инспекции наделены государством не только надзорными и контрольными функциями, но и властными полномочиями - правом давать работодателям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования в условиях, угрожающих жизни и здоровью работников, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности и т.д. Органы общественного контроля, обладая широкими полномочиями по проверке соблюдения законодательства о труде и охране труда не вправе приостанавливать работы, производимые с нарушением правил безопасности, и привлекать должностных лиц к административной ответственности. Они могут добиться этого только путем обращения в соответствующие компетентные государственные органы.

Профессиональные союзы  имеют право на осуществление  контроля над соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 Работодатели обязаны  в недельный срок с момента  получения требования об устранении  выявленных нарушений сообщить  соответствующему органу профсоюзной  организации о результатах рассмотрения  данного требования и принятых  мерах.

 Для осуществления  контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

 Межрегиональное, а  также территориальное объединение  (ассоциация) организаций профессиональных  союзов, действующие на территории  субъекта Российской Федерации,  могут создавать правовые и  технические инспекции труда  профессиональных союзов, которые  действуют на основании принимаемых  ими положений в соответствии  с типовым положением соответствующего  общероссийского объединения профессиональных  союзов.

 Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения[5].

 Профсоюзные инспекторы  труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных  союзов имеют право:

1) осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2) проводить независимую  экспертизу условий труда и  обеспечения безопасности работников  организации:

3) принимать участие в  расследовании несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний;

4) получать информацию  от руководителей и иных должностных  лиц организаций о состоянии  условий и охраны труда, а  также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

5) защищать права и  интересы членов профессионального  союза по вопросам возмещения  вреда, причиненного их здоровью  на производстве (работе);

6) предъявлять работодателям  требования о приостановке работ  в случаях непосредственной угрозы  жизни и здоровью работников;

7) направлять работодателям  представления об устранении  выявленных нарушений законов  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права, обязательные для рассмотрения;

8) осуществлять проверку  состояния условий и охраны  труда, выполнения обязательств  работодателей, предусмотренных  коллективными договорами и соглашениями;

9) принимать участие в  работе комиссий по испытаниям  и приему в эксплуатацию производственных  объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

10) принимать участие  в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства  об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными  договорами и соглашениями, а  также с изменениями условий  труда;

11) принимать участие  в разработке законов и иных  нормативных правовых актов, содержащих  нормы трудового права;

12) подзаконных нормативных  правовых актов об охране труда,  а также согласовывать их в  порядке, установленном Правительством  РФ;

13) обращаться в соответствующие  органы с требованием о привлечении  к ответственности лиц, виновных  в нарушении законов и иных  актов, содержащих нормы трудового  права, сокрытии фактов несчастных  случаев на производстве.

 Профессиональные союзы,  их инспекции труда при осуществлении  указанных полномочий взаимодействуют  с государственными органами  надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить  обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

 Создание работодателями  различного рода препятствий  при осуществлении профсоюзами  деятельности по контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда должны признаваться противоречащими закону, а виновные должностные лица - привлекаться к ответственности [5].

 

 

2. Ответственность за нарушения в области охраны труда

2.1. Виды ответственности

За нарушение законодательства о труде и правил по охране труда  виновные должностные лица организаций  несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность.

 Соблюдение трудового  законодательства, иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права (включая и  правила охраны труда), является  обязанностью и работодателя, и  работника. Неисполнение, ненадлежащее  исполнение этой обязанности  влечет дисциплинарную ответственность  по правилам, предусмотренным в  ст. 192-195 ТК РФ.

2.1.1Административная ответственность.

За нарушение законодательства о труде и об охране труда ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность руководителя или лица, его представляющего, в виде денежного штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ.

 Нарушение законодательства  о труде и об охране труда  лицом, ранее подвергнутым административному  наказанию за аналогичное административное  правонарушение, влечет дисквалификацию  на срок от 1 года до 3 лет.

 Уклонение от участия  в переговорах о заключении  коллективного договора, соглашения  либо нарушение установленного  срока их заключения (ст. 5.28 КоАП РФ); непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП РФ); уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП РФ) - влечет административный штраф в размере от 10 до 30 МРОТ.

 За необоснованный  отказ от заключения коллективного  договора, соглашения, за нарушение  или невыполнение обязательств  по коллективному договору, соглашению  предусмотрен денежный штраф  в размере от 30 до 50 минимальных  размеров оплаты труда (ст. 5.30, 5.31 КоАП РФ). Невыполнение соглашения влечет наложение штрафа в размере от 20 до 40 МРОТ (ст. 5.33 КоАП РФ).

 За увольнение работников  в связи с коллективным трудовым  спором и объявлением забастовки  на работодателя налагается административный  штраф в размере от 40 до 50 МРОТ (ст. 5.34 КоАП РФ).

 Сокрытие должностным  лицом страхового случая (ст. 5.44 КоАП РФ) влечет наложение денежного штрафа от 5 до 10 МРОТ.

 Административные взыскания  в виде штрафа за указанные  выше правонарушения имеют право  налагать:

1) главный государственный  инспектор труда РФ, его заместители;  главный государственный правовой  инспектор труда РФ; главный государственный  инспектор РФ по охране труда;  руководители структурных подразделений  федеральной инспекции труда, (их  заместители по правовым вопросам  и по охране труда), главные  государственные инспекторы труда,  государственные инспекторы труда;

2) руководители государственных  инспекций труда, их заместители  (по правовым вопросам и по  охране труда); начальники отделов  государственных инспекций руда, их заместители (по правовым  вопросам и по охране труда); главные государственные инспекторы  труда, государственные инспекторы  труда (ст. 23.12 КоАП РФ). Суммы административных штрафов, взыскиваемые на территории субъекта РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда, используются на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных федеральными, отраслевыми, территориальными целевыми программами улучшения условий и охраны труда (см. п. 1 Постановления Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда").

 Постановлением Минтруда  России от 14.02.2001 N 19 утвержден Порядок  учета и отчетности об использовании  средств от штрафов, взыскиваемых  за нарушение законодательства  РФ о труде и об охране  труда.

 КоАП РФ наделил властными полномочиями по применению штрафов (в соответствующей отрасли) санитарно-эпидемиологическую службу и органы Государственного энергетического надзора.

 КоАП РФ управомочил судебные органы налагать административные взыскания за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела о нарушении законодательства о труде и об охране труда руководителем или иным должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, которое влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет[2].

  2.1.2 Уголовная ответственность

 Ст. 143 УК РФ предусматривает  ответственность за нарушение  правил техники безопасности  или иных правил охраны труда,  совершенное лицом, на котором  лежали обязанности по соблюдению  этих правил, повлекшие по неосторожности  причинение тяжкого или средней  тяжести вреда здоровью человека. На практике нарушение правил техники безопасности может, например, выразиться в непроведении инструктажа, неустановлении различного рода ограждений и т.п.; нарушение иных правил охраны труда - в нарушении правил промышленной санитарии, т.е. в превышении допустимого предела загазованности, запыленности и т.п., допущении женщин или несовершеннолетних к работам, к выполнению которых в силу специальных правил охраны труда их запрещено привлекать.

 Мерой наказания определен  штраф в размере от 200 до 500 МРОТ  или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительные работынарокдо2лет,либо лишение свободы на срок до 2 лет.

 Те же деяния, повлекшие  по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы  на срок до 5 лет с лишением  права занимать определенные  должности или заниматься определенной  деятельностью на срок до 3 лет  или без такового.

 Ст. 145 УК РФ устанавливает  уголовную ответственность за  необоснованный отказ в приеме  на работу или необоснованное  увольнение беременной женщины  или женщины, имеющей детей  в возрасте до 3 лет. Указанные  действия влекут наложение денежного  штрафа в размере от 200 до 500 МРОТ  или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период от 2 до 5 месяцев либо  привлечение к обязательным работам  на срок от 120 до 180 часов.

 Кроме того, установлена  уголовная ответственность за  нарушение равноправия граждан,  в т.ч. в сфере труда (ст. 136 УК), за воспрепятствование законной  профессиональной деятельности  журналистов (ст. 144 УК РФ), за нарушение  правил безопасности на. объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ), при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ), на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК РФ), за нарушение правил учета, хранения,, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК РФ), нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ), безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ), безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ)[4].

Информация о работе Надзор и контроль за охраной труда