Надзор и контроль за охраной труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:44, реферат

Описание работы

В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы управления охраной труда.

Содержание

Введение 3

1. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда 4

1.1. Понятие надзора и контроля за охраной труда 4

1.2 Специальные органы государственного надзора и контроля 5

1.2.1 Федеральная Инспекция Труда 5

1.2.2 Ростехнадзор 6

1.3. Полномочия профсоюзов 9

2. Ответственность за нарушения в области охраны труда 13

2.1. Виды ответственности 13

2.1.1Административная ответственность. 13

2.1.2 Уголовная ответственность 15

2.2 Органы, имеющие право налагать ответственность за нарушения 17

Заключение 19

Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 38.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра правоведения

 

 

Реферат по предмету «Трудовое право»

 

Надзор и контроль за охраной труда

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2011

 

Оглавление

Введение 3

1. Надзор  и контроль за соблюдением  законодательства об охране труда 4

1.1.  Понятие надзора  и контроля за охраной труда 4

1.2 Специальные органы  государственного надзора и контроля 5

1.2.1 Федеральная Инспекция  Труда 5

1.2.2 Ростехнадзор 6

1.3. Полномочия профсоюзов 9

2. Ответственность  за нарушения в области охраны  труда 13

2.1. Виды ответственности 13

2.1.1Административная ответственность. 13

2.1.2 Уголовная ответственность 15

2.2 Органы, имеющие право  налагать ответственность за  нарушения 17

Заключение 19

Список литературы 20

 

 

 

Введение

В соответствии со ст.37 Конституции  РФ каждый гражданин имеет право  на труд в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены. Данный принцип  предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы  управления охраной труда. В последние  годы идет активное формирование и  укрепление государственной политики в этой области.

Но для того, чтобы данный принцип реально исполнялся необходим  государственный надзор и контроль и общественный контроль за соблюдением трудового законодательства.

Цель работы – раскрыть понятие контроля и надзора над охраной труда.

Для этого были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть органы, осуществляющие государственный надзор и контроль за охраной труда;
  2. Описать роль профсоюзов в контроле за охраной труда
  3. Рассмотреть, какие виды ответственности налагаются за нарушение охраны труда

Актуальность данной работы заключается в том, что законодательство Российской федерации постоянно  претерпевает изменения, и работодатели часто не выполняют своих обязанностей по охране труда. Поэтому знание субъектов, осуществляющих надзор и контроль и  их полномочий необходимо как для  работников, так и для работодателей.

 

1. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

1.1. Понятие надзора и контроля за охраной труда

Конституционное право на защиту трудовых прав работников государство  осуществляет посредством создания и регулирования деятельности специальных  органов государственного надзора  и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов. Систему таких органов можно классифицировать следующим образом:

1) органы, осуществляющие  государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ - органы федеральной инспекции труда;

2) органы, осуществляющие  государственный надзор за соблюдением  правил по безопасному ведению  работ в отдельных отраслях  и на некоторых объектах промышленности (наряду с органами федеральной  инспекции труда) - федеральные органы  исполнительной власти по надзору  в установленной сфере деятельности;

 3) органы, осуществляющие внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;

4) органы, осуществляющие  государственный надзор за точным  и единообразным исполнением  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов,  содержащих нормы трудового права  - Генеральный прокурор РФ и  подчиненные ему прокуроры в  соответствии с федеральным законом [1].

Некоторые из них рассмотрим ниже. 

1.2 Специальные органы государственного надзора и контроля

К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и не зависящих в своей деятельности от работодателей, относятся Федеральная инспекция труда, Ростехнадзор, и др. органы.

Надзор за соблюдением  Конституции РФ и исполнением  законов (в том числе и об охране труда), действующих на территории Российской Федерации, осуществляет Генеральный  прокурор РФ и подчиненные ему  прокуроры в соответствии с Законом  РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ст. 353 ТК РФ внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ [3].

1.2.1 Федеральная Инспекция Труда

Федеральная   инспекция    труда    -    единая    федеральная централизованная   система   государственных  органов,  осуществляющих государственный надзор  и  контроль  за  соблюдением законодательства Российской  Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.

Государственные  инспекции  труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие  основные функции:

     1) осуществляют  государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской  Федерации о труде и охране  труда на соответствующей территории;

     2) расследуют  в  установленном  порядке   несчастные  случаи   на производстве,  анализируют  их  причины и  разрабатывают предложения по  предупреждению таких случаев;

     3) рассматривают   в  соответствии  с законодательством  Российской Федерации дела об  административных правонарушениях;

     4) информируют   соответствующие  органы  государственной  власти и органы местного самоуправления  о  фактах  нарушения  законодательства  Российской Федерации о труде  и охране труда;

     5) участвуют  в работе по  правовому  воспитанию,  распространению знаний  по  соблюдению  законодательства Российской Федерации  о труде и охране труда;

     6) обобщают  опыт применения законодательства  Российской Федерации о труде  и охране труда;

     7) ведут   прием граждан,  рассматривают  заявления,  жалобы и иные обращения  граждан о нарушениях их трудовых  прав;

     8) готовят отчеты  о результатах деятельности инспекции [6].

1.2.2 Ростехнадзор

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере[3].

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору  осуществляет функции по контролю и  надзору в сфере:

 безопасного ведения  работ, связанных с пользованием  недрами

 промышленной безопасности

 безопасности при использовании  атомной энергии

 безопасности электрических  и тепловых установок и сетей

 безопасности гидротехнических  сооружений

 безопасности производства, хранения и применения взрывчатых  материалов промышленного назначения

 охраны окружающей  среды в части, касающейся ограничения  негативного техногенного воздействия

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору  осуществляет функции по организации  и проведению государственной экологической  экспертизы федерального уровня.

Осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору  осуществляет контроль и надзор:

 за соблюдением норм  и правил в области использования  атомной энергии, за условиями  действия разрешений (лицензий) на  право ведения работ в области использования атомной энергии;

 за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью  (на объектах использования атомной  энергии);

 за физической защитой  ядерных установок, радиационных  источников, пунктов хранения ядерных  материалов и радиоактивных веществ,  за системами единого государственного  учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных  отходов; 

 за выполнением международных  обязательств Российской Федерации  в области обеспечения безопасности  при использовании атомной энергии;

за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации  и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических  устройств, применяемых на опасных  производственных объектах, транспортировании  опасных веществ на опасных производственных объектах;

 за соблюдением в  пределах своей компетенции требований  безопасности в  электроэнергетике  (технический контроль и надзор  в электроэнергетике);

 за безопасным ведением  работ, связанных с пользованием  недрами; 

 за соблюдением требований  пожарной безопасности на подземных  объектах и при ведении взрывных  работ; 

 за соблюдением собственниками  гидротехнических сооружений и  эксплуатирующими организациями  норм и правил безопасности  гидротехнических сооружений (за  исключением судоходных гидротехнических  сооружений, а также гидротехнических  сооружений, полномочия по осуществлению  надзора за которыми переданы  органам местного самоуправления);

 за соблюдением в  пределах своей компетенции требований  законодательства Российской Федерации  в области обращения с радиоактивными  отходами;

 за своевременным возвратом  облученных тепловыделяющих сборок  ядерных реакторов и продуктов  их переработки в государство  поставщика, с которым Российская  Федерация заключила международный  договор, предусматривающий ввоз  в Российскую Федерацию облученных  тепловыделяющих сборок ядерных  реакторов с целью временного  технологического хранения и  переработки на условиях возврата  продуктов переработки (в пределах  своей компетенции);

 за горно-спасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горно-спасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях;

 за полнотой и качеством  осуществления органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации переданных полномочий  в области государственной экологической  экспертизы с правом направления  предписаний об устранении выявленных  нарушений, а также о привлечении  к ответственности должностных  лиц, исполняющих обязанности  по осуществлению переданных  полномочий [7].

1.3. Полномочия профсоюзов

Профессиональные союзы  и состоящие в их ведении правовые и технические инспекции труда  имеют право на осуществление  контроля за соблюдением трудового  законодательства, иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права и по вопросам охраны труда (ст. 370 ТК РФ и ст. 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

Информация о работе Надзор и контроль за охраной труда