Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ международно-правовое регулирование труда, деятельности Международной Организации Труда (МОТ); исследование правовой природы конвенций и рекомендаций МОТ как международных источников российского трудового права.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие международно-правовое регулирование труда;
- изучить источники международного трудового права;
- рассмотреть международно-правовое регулирование актами МОТ занятости, условий и охраны труда;
В свою очередь, положения конвенций МОТ, не нашедшие отражения в ТК РФ, тем не менее, продолжают действовать в качестве источника российского трудового права в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Вместе с тем, устранив расхождения российского и международного права в одних вопросах, ТК РФ внес в российское законодательство ряд новых противоречий и сложностей.
Так, например, ч. 1 ст. 253 ТК РФ в отличие от ранее действовавшего КЗоТа РФ содержит не запрет, а лишь “ограничение” на привлечение женщин к подземным работам. Это позволяет предположить, что привлечение женщин к таким работам при определенных условиях допустимо. Расшифровка термина “ограничение” в ТК РФ отсутствует. По мнению ряда специалистов, эти ограничения заключаются в требовании обеспечить женщинам, занятым на подобных работах, особые условия труда. Список таких условий, по мнению комментаторов ТК РФ, следует брать из специального перечня (на сегодняшний день используется Перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 25.02.00 № 162).
Между тем ст. 2 Конвенции МОТ № 45 (ратифицирована РФ – см. Указ Президиума ВС СССР от 31.01.61) содержит не “ограничение”, а прямой запрет на привлечение лиц женского пола к подземным работам. Получается, что, последовав указанию ТК РФ, мы рискуем допустить нарушение международной нормы. Сходные примеры несогласованности встречаются и в российском законодательстве о профсоюзах, и в ряде других институтов современного российского трудового права.
Отдельного
упоминания заслуживают случаи прямого
противоречия российских законов международным
стандартам труда, все еще встречающиеся
даже после принятия ТК РФ. Например,
положение ч. 1 ст. 120 ТК РФ, освобождающее
работодателя от оплаты работнику нерабочих
праздничных дней, приходящихся на
период его отпуска. В соответствии
с Международным пактом об экономических,
социальных и культурных правах легко
обнаруживается, что это положение
прямо противоречит п. d данного Пакта,
предполагающему признание
В этой связи полезно всегда помнить, что потенциально сторона заинтересованная в разрешении трудового спора в ее пользу, вправе после прохождения всех внутригосударственных уровней его разрешения обратиться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Интересно, что такая возможность имеется у заинтересованной стороны даже в том случае, если решения национальных судебных инстанций будут вынесены в ее пользу, – при условии, что вынесенные решения не исполняются или недостаточно полно исполняются ответчиком. В международном трудовом праве практика обращения за разрешением трудовых споров в Европейский суд по правам человека расширяется год от года, и нередко уже одна перспектива такого обращения способна привести стороны к мирному согласованию интересов.
Заключение
На основании данной работы можно сделать следующие выводы:
1.
В трудовом праве России
2.
Принципы и нормы,
3.
На современном этапе развития
трудового права
4.
Рекомендации МОТ не являются
непосредственным источником
5.
Различные институты трудового
права по-разному подвержены