Международное трудовое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ международно-правовое регулирование труда, деятельности Международной Организации Труда (МОТ); исследование правовой природы конвенций и рекомендаций МОТ как международных источников российского трудового права.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие международно-правовое регулирование труда;
- изучить источники международного трудового права;
- рассмотреть международно-правовое регулирование актами МОТ занятости, условий и охраны труда;

Работа содержит 1 файл

курсовая по труд. праву!!!!!.docx

— 45.13 Кб (Скачать)

    Введение 

    На  современном этапе развития российского  трудового права его взаимодействие с международными трудовыми принципами и нормами становится не только законодательно обоснованным, но и объективно необходимым, исходя из процесса социально-политической и правовой динамики. В силу этого  механизм правотворчества международных  организаций в сфере трудовых отношений становится для системы  российского трудового права  неотъемлемой частью, несущей в себе будущие основы для становления, развития и применения национальных моделей их регулирования.

    Динамичность  отрасли трудового права предполагает, как следствие, необходимость постоянного  обновления и даже в некоторых  случаях создания новой нормативно-правовой базы, отвечающей потребностям общества на данном этапе его развития. Опыт показывает, что законодатель в рамках национальной правовой системы, как  правило, не поспевает за изменениями  социально-экономического характера, требующими законодательного признания  новых договорных форм или изменения  уже существующих, и выработки  применительно к ним соответствующих  регулятивных средств. Именно в этот момент международный опыт и как  его результат - международные трудовые стандарты - достигают пика своей  актуальности, и возникает необходимость  трансформации их в российскую систему  трудовых отношений.

    Исторический  анализ позволяет выделить Международную  Организацию Труда (МОТ) как единственную на современном этапе развития международного трудового права организацию, действующую  по принципу трипартизма и осуществляющую процесс правотворчества, направленный на достижение взаимовыгодного и  благоприятного сотрудничества работников и работодателей во всем мире. Однако механизм внедрения международных источников в российское законодательство о труде до сих пор остается дискуссионным. Также, несмотря на конституционное закрепление "приоритета" международных норм, неясными остаются вопросы окончательной иерархии источников трудового права и как следствие правильное их применение при регулировании трудовых отношений.

    Целью данной курсовой работы является анализ международно-правовое регулирование  труда, деятельности Международной  Организации Труда (МОТ); исследование правовой природы конвенций и  рекомендаций МОТ как международных  источников российского трудового  права.

    Для достижения обозначенной цели  были поставлены следующие задачи:

    - проанализировать понятие международно-правовое  регулирование труда;

    - изучить источники международного  трудового права;

    - рассмотреть международно-правовое  регулирование актами МОТ занятости,  условий и охраны труда;

    - определить роль конвенций и  рекомендаций МОТ как источника  международного российского трудового  права.

    Объектом  исследования является система международных  трудовых отношений в рамках российского  трудового законодательства.

    Предмет исследования – рассмотрение деятельности Международной организации труда, применения конвенций и рекомендаций МОТ в российском законодательстве.

    Методологическую  основу исследования составляют общие  и частные методы, такие, как диалектический, логический, исторический, сравнительно-правовой, и другие.

    В работе использованы материалы и  документы Международной организации  труда и Конституции РФ.

    1. Международно-правовое  регулирование труда

    1.1 Понятие международно-правового  регулирования труда,  его субъекты 

    В соответствии со ст. 15 Конституции РФ "общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено Законом, то применяются  правила международного договора". Тем самым Конституция предусмотрела  примат международно-правовых норм о  труде и в российском трудовом праве. Они теперь являются одним  из существенных источников российского  трудового права. В них воплотился мировой опыт по регулированию труда. Недаром акты МОТ называют международными стандартами по регулированию труда.

    Международно-правовое регулирование труда - это установленная  международными договорами (актами) система  стандартов по регулированию труда, которые государства, присоединившиеся к соответствующему международному договору (ратифицировавшие его), используют в национальном трудовом законодательстве. Система выработанных мировым опытом международно-правовых норм о труде  представляет собой Международный  кодекс труда.

    Субъектами  создания международных стандартов о труде являются ООН и ее специализированный орган - Международная организация  труда (МОТ). МОТ существует с 1919 г. как специализированный орган Лиги Наций, а с 1946 г.- ООН. Членами МОТ являются 175 государств.

    Трехсторонность (трипартизм) организации МОТ отличает ее от других международных организаций, оказывает существенное влияние  на принятие и содержание ее конвенций  и рекомендаций. Те и другие принимаются  Международной конференцией труда, созываемой ежегодно, на которой присутствуют не только по четыре делегата от стран - членов МОТ, но и их технические  советники и наблюдатели. Международная  конференция труда принимает  международные трудовые нормы (в  форме конвенций и рекомендаций), утверждает бюджет МОТ, шкалу взносов  членов МОТ, раз в три года избирает Административный совет и членов Международного бюро труда. Тема конференции  определяется ежегодно Генеральным  директором, который является исполнительным главой МОТ и Генеральным секретарем на конференции. Исполнительным органом  МОТ является административный совет  Международного бюро труда, собирающийся четыре раза в год и рассматривающий  программы деятельности МОТ. Он также  построен по принципу трипартизма: 24 его  члена представляют правительства, 12 - предпринимателей и 12 - трудящихся. Из 24 представляемых в нем государств 10 являются постоянными членами  этого органа.

    Постоянный  секретариат МОТ с исследовательским  центром, издательством находится  в Женеве (Швейцария). У МОТ есть и вспомогательные региональные органы, отраслевые комитеты, комитеты экспертов и т. д. Ее персонал в  Женеве и разных странах насчитывает  более 2 тыс. служащих разных национальностей. Они ведут исследовательскую  работу, готовят доклады, конференции, проводят изучение вопросов на местах. МОТ публикует периодические  издания, статистические материалы, доклады  по вопросам труда, информирует об этом своих членов. Устав МОТ указывает, что главной ее деятельностью  является международное нормотворчество, т. е. создание международных трудовых стандартов. Более 372 международных  актов (конвенций и рекомендаций), составляющих Международный кодекс труда, охватывают такие вопросы, как занятость, безработица, охрана труда подростков, женщин, лиц с семейными обязанностями, продолжительность рабочего времени, охрана материнства, миграция в поисках работы, инспекция труда, упразднение принудительного труда, минимальные ставки зарплаты, производственный травматизм и профессиональные заболевания, равная оплата женского труда, взаимоотношения между трудящимися и администрацией и др. В Международный кодекс труда входит также ряд конвенций и рекомендаций по труду моряков, рыбаков, по труду на плантациях. Для принятия конвенции или рекомендации МОТ необходимо квалифицированное большинство, т. е. 2/3 делегатов конференции, присутствующих на окончательном голосовании. 

    1.2 Источники международного  трудового права 

    Источниками международного трудового права  или международно-правового регулирования  труда являются акты ООН и МОТ, устанавливающие международные  стандарты по регулированию труда. Важнейшие из них - декларации, пакты, конвенции ООН, закрепляющие некоторые  принципы правового регулирования  труда и основные трудовые права. Большое внимание ООН уделяет  социально-трудовым вопросам. В их развитие МОТ принимает конвенции и  рекомендации по проблемам труда. Но МОТ как специализированная по вопросам труда международная организация  может принимать конвенции и  рекомендации и по другим вопросам труда, не предусмотренным в актах  ООН. Акты МОТ и ООН вместе составляют Международный кодекс труда как  юридическая международная основа для издания национальных норм трудового  законодательства. (Но следует отметить, что из 300 международных актов  о труде Россией ратифицированы менее 50). Все источники международно-правового регулирования труда имеют договорный характер.

    Принимает эти акты высший орган МОТ - Генеральная  конференция (ассамблея), собирающаяся ежегодно в Женеве. Она построена  по принципу трипартизма (т. е. два представителя  от правительства страны - члена  МОТ и по одному - от работников и  работодателей, все четыре представителя  голосуют самостоятельно).

    Рассмотрим  иерархию актов международного трудового  права. Базовыми актами международного права, безусловно, являются акты Организации  Объединенных Наций (ООН).

    Укажем  на важнейшие источники международного трудового права, принятые ООН, и  их содержание.

    Устав ООН в ст. 55 предусматривает, что  деятельность ООН содействует повышению  уровня жизни, полной занятости населения  и условиям экономического и социального  прогресса и развития.

    Во "Всеобщей декларации прав человека", принятой в 1948 г. Генеральной ассамблеей ООН, предусмотрены основные трудовые права человека, право на эффективное восстановление нарушенных прав (ст. 8), право на образование, в том числе на общедоступное техническое и профессиональное, включая высшее (ст. 20). В ст. 23 закреплены очень важные права человека: право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для работника и его семьи и дополняемое при необходимости и другими средствами социального обеспечения; право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

    Декларация  закрепляет право на отдых, указывая, что "каждый человек имеет право  на отдых и досуг, включая право  на разумное ограничение рабочего дня  и на оплачиваемый периодический  отпуск".

    Все трудовые права Всеобщей декларации прав человека более развернуто закреплены ООН в 1966 г. в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, часть III которого посвящена социально-трудовым правам. И в отличие от Декларации, которая не подлежит ратификации государствами, Международный пакт ООН подлежит ратификации присоединяющимися к нему государствами. Он был ратифицирован СССР, а следовательно, и Россией как его правопреемницей. Таким образом, указанные в нем основные трудовые права и их гарантии являются одной из приоритетных частей российского трудового права. Те его положения, которые прямо не включены в текст российских законов о труде, должны находить прямое их применение, поскольку в соответствии со ст. 15 Конституции РФ они приобретают значение российского трудового законодательства.

    Международный пакт об экономических, социальных и  культурных правах содержит в ст. 2-15 основные международные трудовые права  и указывает на осуществление  провозглашенных прав без всякой дискриминации по расе, цвету кожи, полу, языку, религии, политическим и  иным убеждениям, национальному или  социальному происхождению, имущественному положению, рождению или иным обстоятельствам (ст. 2), на обеспечение равного для  мужчин и женщин права пользоваться экономическими, социальными и культурными  правами. Статья 6 данного Пакта предусматривает, что участвующие в нем государства "признают право на труд, включающее право каждого человека на получение  возможности зарабатывать себе на жизнь  трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. В нем предусмотрены и меры, которые должны быть приняты участвующими в Пакте государствами в целях полного осуществления этого права: программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы. Конституция РФ закрепляет не только гарантии на труд, но и четко право на труд. Статья 7 Пакта ООН 1966 г. предусматривает право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая в частности:

    а) вознаграждение, обеспечивающее, как  минимум, всем трудящимся:

Информация о работе Международное трудовое право