Лекции по "Охрана труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:58, лекция

Описание работы

Охрана труда -- система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, психо-физические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Функциями охраны труда являются исследования санитарии и гигиены труда, проведение мероприятий по снижению влияния вред-ных факторов на организм работников в процессе труда. Основным методом охраны труда является использование тех-ники безопасности

Работа содержит 1 файл

лекции.docx

— 118.27 Кб (Скачать)

учебными  программами, методическими, справочными  и дру-гими материалами, необходимыми для проведения обучения; 

техническими  средствами обучения: проекционной, видео-, аудиоаппаратурой, персональными компьютерами, тренажерами, кон-трольно-измерительными приборами и др.; 

наглядными  пособиями: плакатами, схемами, макетами; об-разцами инструмента, защитных средств, видеофильмами и т.д.; 

экспозиционным  оборудованием: витрины, стеллажи, стенды; 

-- необходимой  оргтехникой и телефонной связью.

Рекомендуемый перечень документации по охране труда: 

1. Планы  работы кабинета охраны труда. 2. Журнал регистрации вводного  инструктажа. 3. Программы обучения  и протоколы проверки знаний  по вопросам охраны труда. 4. Учебно-методическая  и инструк-тивная литература по охране труда. 5. Нормативные правовые акты по охране труда. 6. Информационные материалы по несчастным слу-чаям и авариям на производстве, профессиональным заболеваниям, происшедшим в отрасли. 7. Статистическая отчетность по охране труда. 8. Протоколы совещаний, семинаров, планы мероприятий и приказы по охране труда. 9. Коллективный договор, соглашение по охране труда. 10. Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда. 

ОСНОВНЫЕ  ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ 

При контакте с организмом человека пары, газы, жидкости, аэро-золи, химические соединения, смеси (далее -- вещества) могут вызы-вать изменения в состоянии здоровья или заболевания. 

Химические  вещества в зависимости от их практического ис-пользования классифицируются на: 

промышленные  яды -- используемые в производстве органи-ческие растворители (например, дихлорэтан), топливо (например, про-пан, бутан), красители (например, анилин) и др.; 

ядохимикаты -- используемые в сельском хозяйстве  пести-циды и др.; 

лекарственные средства; 

бытовые химикаты -- применяемые в виде пищевых добавок (например, уксус), средства санитарии, личной гигиены, косметики и т.п.; 

биологические растительные и животные яды, которые  со-держатся в растениях, грибах, у животных и насекомых; 

отравляющие вещества -- зарин, иприт; фосген и др. 

В организм человека вредные химические вещества могут про-никать через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы. Основным путем проникновения вредных веществ в организм являются органы дыхания. Вредное действие химических веществ на организм человека изучает специальная наука -- токсикология. 

Токсикология -- медицинская наука, изучающая свойства ядо-витых веществ, механизм их действия на живой организм, сущность вызываемого ими патологического процесса (отравления), методы его лечения и предупреждения. 

Токсичность -- способность веществ оказывать  вредное дейст-вие на живые организмы. Основным критерием (показателем) токсич-ности вещества является предельно допустимая концентрация (мг/м3). Показатель токсичности вещества определяет его опасность. 

По характеру  воздействия на человека вредные  вещества под-разделяются на: 

общетоксические -- вызывающие отравление всего организ-ма или поражающие отдельные системы: центральную нервную сис-тему, кроветворные органы, печень, почки (углеводороды, спирты, анилин, сероводород, синильная кислота и ее соли, соли ртути и др.); 

раздражающие -- вызывающие раздражение слизистых  обо-лочек, дыхательных путей, глаз, легких, кожи (органические азотокрасители, диметиламинобензол и др.); 

сенсибилизирующие -- действующие как аллергены (формаль-дегид, растворители, лаки и др.); 

мутагенные -- приводящие к нарушению генетического  кода, изменению наследственной информации (свинец, марганец, радиоак-тивные изотопы и др.); 

канцерогенные -- вызывающие злокачественные опухоли (хром, никель, асбест, бенз(а)пирен, ароматические амины и др.); 

влияющие  на репродуктивную (детородную) функцию  и нор-мальное развитие плода: вызывающие возникновение врожденных пороков, отклонений от нормального развития детей, (ртуть, свинец, стирол, радиоактивные изотопы, борная кислота и др.). 

Пыли (аэрозоли) не обладают выраженной токсичностью. Для этих веществ характерен фиброгенный эффект действия на организм. Аэрозоли угля, кокса, сажи, алмазов, пыли животного и растительно-го происхождения, силикат и кремнийсодержащие пыли, аэрозоли металлов, попадая в органы дыхания, вызывают повреждение слизи-стой оболочки верхних дыхательных путей и, задерживаясь в легких, вызывают воспаление (фиброзу) легочной ткани. 

Профессиональные  заболевания, связанные с воздействием аэ-розолей, называются пневмокониозами. 

Пневмокониозы делятся на: 

силикозы -- развиваются при действии пыли свободного ди-оксида кремния; 

силикатозы -- развиваются при действии аэрозолей солей кремниевой кислоты; 

разновидности силикатозов: асбестоз (асбестовая пыль), цементоз (цементная пыль), талькоз (пыль талька); 

металлокониозы -- развиваются при вдыхании металличе-ской пыли, например бериллиевой (бериллиоз); 

карбокониозы -- например антраноз, возникающий при вды-хании угольной пыли. 

Результатом вдыхания человеком пыли являются пневмосклерозы, хронические пылевые бронхиты, пневмонии, туберкулезы, рак лёгких. 

 На производстве, как правило, работают с несколькими  химиче-скими веществами и на работника могут воздействовать негативные факторы другой природы (физические -- шум, вибрации, электромаг-нитные и ионизирующие излучения). При этом возникает эффект сочетанного (при одновременном действии негативных факторов раз-личной природы) или комбинированного (при одновременном действии нескольких химических веществ) действия химических веществ. 

Комбинированное действие -- это одновременное или  последо-вательное действие на организм нескольких веществ при одном и том же пути их поступления в организм. Различают несколько типов ком-бинированного действия в зависимости от эффектов токсичности: 

суммация (аддитивное действие, аддитивность) -- суммарный эффект действия смеси равен сумме эффектов входящих в смесь ком-понентов. Суммация характерна для веществ однонаправленного действия, когда вещества оказывают одинаковое воздействие на одни и те же системы организма (например, смеси углеводородов); 

потенцирование (синергетическое действие, синергизм) -- ве-щества действуют так, что одно вещество усиливает действие другого. Эффект синергизма больше аддитивного. Например, никель усиливает свою токсичность в присутствии медистых стоков в 10 раз, алкоголь значительно повышает опасность отравления анилином; 

антагонизм (антагонистическое действие) -- эффект меньше ад-дитивного. Одно вещество ослабляет действие другого. Например, эзерин значительно снижает действие атропина, является его противоядием; 

независимость (независимое действие) -- эффект не отлича-ется от изолированного действия каждого из веществ. Независимость характерна для веществ разнонаправленного действия, когда веще-ства оказывают различное влияние на организм и воздействуют на различные органы. Например, бензол и раздражающие газы, смесь продуктов сгорания и пыль действуют независимо. 

Наряду с  комбинированным действием веществ  необходимо вы-делить комплексное действие, когда вредные вещества поступают в организм одновременно, но разными путями (через органы дыхания и кожу, органы дыхания и желудочно-кишечный тракт и т.д.). 

ШУМ, ВИДЫ ШУМА. ДЕЙСТВИЕ ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 

Шум (звук) -- упругие колебания в частотном  диапазоне слы-шимости человека, распространяющиеся в виде волны в газообразных средах. 

Звук представляет собой волновое движение упругой  среды (на-пример, воздуха, воды и др.), которое воспринимается слуховым ап-паратом человека. Основные характеристики звука в соответствии с ГОСТ 12.1.003--83 ССБТ «Шум. Общие требования безопасности» и СанПиН 2.2.4/2.1.8.10--32--2002 «Шум на рабочих местах, в помеще-ниях жилых и общественных зданий и на территориях жилой застройки». 

Производственный  шум -- совокупность звуков различной  ин-тенсивности и частоты, беспорядочно изменяющихся во времени и вызывающих у работников неприятные ощущения. 

Постоянный  шум -- шум, уровень звука которого за 8-часовой рабочий день или рабочую смену изменяется во времени не более чем на 5 дБА при измерениях на стандартизованной временной характе-ристике измерительного прибора «медленно». 

Непостоянный  шум -- шум, уровень звука которого за 8-часовой рабочий день или рабочую смену изменяется во времени более чем на 5 дБА при измерениях на стандартизованной временной характе-ристике измерительного прибора «медленно». Непостоянный шум разделяют на колеблющийся, прерывистый и импульсный. 

Колеблющийся  шум -- шум, уровень звука которого непрерывно изменяется во времени. 

Прерывистый шум -- шум, уровень звука которого изменяется во времени ступенчато (на 5 дБА и более), при этом уровни звука, из-меренные на стандартизованных временных характеристиках «им-пульс» и «медленно», отличаются менее чем на 7 дБА. 

Импульсный  шум -- шум, состоящий из одного или нескольких звуковых сигналов, для которых уровни звука, измеренные на стан-дартизованных временных характеристиках «импульс» и «медленно», отличаются на 7 дБ А и более. 

Широкополосный  шум обладает непрерывным спектром более одной октавы, тональный (дискретный) содержит в спектре выра-женные дискретные тона (частоты, уровень звука на которых значи-тельно выше уровня звука на других частотах). Шум реактивного са-молета -- широкополосный шум, шум дисковой пилы -- тональный (в спектре шума имеется ярко выраженная частота с доминирующим уровнем звука). 

Механические  шумы возникают по причинам наличия  в механиз-мах инерционных возмущающих сил, соударения деталей, трения и др. Аэродинамические шумы возникают в результате движения газа, обтекания газовыми (воздушными) потоками различных тел. Аэроди-намический шум возникает при работе вентиляторов, воздуходувок, компрессоров, газовых турбин, выпусков пара и газа в атмосферу и т.д. Гидравлические шумы возникают вследствие стационарных и нестационарных процессов в жидкостях. 

Электромагнитные  шумы возникают в электрических  машинах и оборудовании, использующих электромагнитную энергию. 

Шум звукового  диапазона на производстве приводит к снижению внимания и увеличению ошибок при выполнении работы. В  результате снижается производительность труда и ухудшается качество выпол-няемой работы. Шум замедляет реакцию человека на поступающие от технических объектов и внутрицехового транспорта сигналы, что спо-собствует возникновению несчастных случаев на производстве. 

Звуки, превышающие  по своему уровню порог болевого ощуще-ния, могут вызвать боли и повреждения в слуховом аппарате (перфо-рация или даже разрыв барабанной перепонки). Область на частот-ной шкале, лежащая между двумя кривыми, называется областью слухового восприятия. 

Шум с уровнем  звукового давления до 30...45 дБ привычен для человека и не беспокоит его. Повышение уровня звука до 40...70 дБ создает дополнительную нагрузку на нервную систему, вызывает ухудшение  самочувствия и при длительном воздействии  может стать причиной неврозов. 

Длительное  воздействие шума с уровнем свыше 80 дБ может привести к ухудшению  слуха -- профессиональной тугоухости. При действии шума свыше 130 дБ возможен разрыв барабанных перепо-нок, контузия, а при уровнях звука свыше 160 дБ вероятен смертель-ный исход. 

Предельно допустимый уровень шума -- уровень, который при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 ч в неделю в течение всего рабочего стажа не должен вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. 

Информация о работе Лекции по "Охрана труда"