Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 01:18, контрольная работа
Указанный принцип предполагает обеспечение основных полномочий хозяйской власти работодателя, входящих в содержание трудового договора,— его право требовать от работников выполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя. В свою очередь, этот принцип предусматривает право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Вопрос 1. Принципы, определяющие применение труда работников:…………………………………………………………………….3-11
1. Обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного трудового договора………………………………………..3
2. Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы……………...……..3-5
3. Принцип обязательности возмещения вреда, причинённого в связи с исполнением им трудовых обязанностей………………………………5-6
4. Принцип обеспечения права работника на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности………………………………………..6-7
5. Принцип определённости трудовой функции…………………….…7-8
6. Принцип устойчивости трудовых правоотношений………………..8-9
7. Принцип обеспечения хозяйской власти работодателя и нормальной дисциплины труда………………………………………………………9-11
Вопрос 2. Понятие государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов:………………………………………………………………………….12-16
1. Понятие надзора за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда…………………………………..…12-13
2. Понятие контроля за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда……………………………………..13-14
3. Виды надзора и контроля……………………………………………….14
4. Отличие государственного надзора от общественного контроля…………………………………………………………………14-16
Задача 1 …………………………………………………………………17-18
Литература……………………………………………
Принцип
определенности трудовой функции следует
рассматривать в двух взаимосвязанных
аспектах: во-первых, как определенность
содержания (характера) поручаемой работы
и, во-вторых, как определенность места
ее применения. Игнорирование хотя бы
одного из этих аспектов означает нарушение
указанного правового принципа, что, в
свою очередь, означает поручение работнику
другой работы. Вот почему с изменением
названных аспектов действующее законодательство
(ст. 72 ТК РФ) и судебная практика связывают
понятие перевода на другую работу.
Важнейшим фактором, определяющим успех производственной и иной деятельности организации, является относительное постоянство кадров. Чем устойчивее коллектив, чем большим опытом и квалификацией он обладает, тем выше производительность и качество труда. Поэтому важным направлением правовой политики является содействие созданию в организациях стабильных коллективов. В трудовом законодательстве это направление правовой политики воплощено в принципе устойчивости трудовых правоотношений, который выражает двуединую сущность норм, определяющих пути борьбы с неоправданной текучестью кадров, с одной стороны, и обеспечение их стабильности — с другой.
В современном содержании принцип устойчивости трудовых правоотношений хотя легально не закреплен в ст. 2 ТК РФ, но базируется на широком круге норм трудового права. Сюда необходимо отнести нормы:
-
предусматривающие невыгодные
-
строго регламентирующие
-
закрепляющие льготы и
-
устанавливающие
Этот принцип исходит из того, что совместный труд в организации требует, чтобы поведение отдельных работников согласовывалось с волей работодателя, поведением всего коллектива и отвечало их общим интересам. Поэтому общественная организация труда предполагает строгое соблюдение всеми работниками внутреннего трудового распорядка, установленной дисциплины труда.
Хозяйская власть работодателя означает: определение им характера и направленности деятельности организации; установление количества рабочих мест и их профиля; наделение его полномочиями давать обязательные для работников предписания и указания, связанные с выполнением их трудовой функции; правовую возможность перемещения, переводов и увольнений работников в рамках (границах), установленных действующим законодательством; применение мер поощрения по отношению к добросовестным работникам и наказания — к нарушителям трудовой дисциплины. Пределы и границы хозяйской власти работодателя регулируются нормами трудового законодательства.
Закрепление принципа хозяйской власти работодателя и обеспечения дисциплины труда в нормах трудового законодательства (ст. 189—195 ТК РФ) определяется необходимостью:
поддержания правопорядка в трудовых отношениях, ибо дисциплина нужна работодателю, трудовому коллективу и отдельному работнику для успешного достижения их производственных целей воспитания у трудящихся самодисциплины, потребности в добросовестном творческом выполнении трудовых обязанностей создания в трудовом коллективе и во взаимоотношениях работодателя с работниками нормального морально-психологического микроклимата основанного на глубоком уважении к человеку труда, на поддержании его чести и достоинства мобилизации администрации и представителей работников на борьбу с проявлениями бесхозяйственности, бюрократизма, нарушениями правил внутреннего трудового распорядка.
В содержании указанного принципа центральное место занимают нормы трудового права, определяющие добросовестное поведение работника при исполнении им своей трудовой функции.
Принцип
обеспечения хозяйской власти работодателя
и нормальной дисциплины труда предполагает
наделение работодателя (администрации
предприятия, предпринимателя) рядом полномочий
по поддержанию такой дисциплины, которые
предусматривают применение метода убеждения
и принуждения. Метод убеждения включает
меры воспитания чувства ответственности
за результаты труда, поощрение за добросовестное
отношение к труду. Этот метод является
определяющим, однако он пока еще не в
состоянии решить проблему дисциплинированного
поведения работников. Поэтому он дополняется
методом принуждения, который также закрепляется
в нормах трудового права (ст. 192—195 ТК
РФ).
Вопрос
2. Понятие государственного
надзора и контроля
за соблюдением трудового
законодательства и
иных нормативных правовых
актов.
В соответствии со ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека в Российской Федерации гарантируется.
Одной
из гарантий соблюдения трудовых прав
граждан в нашей стране является
деятельность системы государственных
органов контроля и надзора за
соблюдением трудового
В последнее время увеличилось число нарушений трудовых и иных социальных прав граждан. Участились случаи незаконных увольнений, приняли массовый характер несвоевременная выплата заработной платы и направления работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска. В этой связи возрастает значение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
Он представляет собой деятельность компетентных органов, направленную на защиту трудовых прав работников. В процессе указанной деятельности названные органы предупреждают и выявляют нарушения трудового законодательства со стороны работодателя и уполномоченных им лиц, восстанавливают трудовые права работников и привлекают к ответственности виновных в нарушении этих прав.
Надзор за соблюдением законодательства о труде – это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Государственный надзор
за точным и единообразным исполнением
трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, осуществляют
Генеральный прокурор Российской Федерации
и подчиненные ему прокуроры
в соответствии с федеральным законом.
Помимо
надзора существует и контроль за соблюдением
трудового законодательства. Если надзор
– это проверка законности решения работодателя,
то контроль – это проверка этого решения
с точки зрения не только законности, но
и целесообразности. Разумеется, речь
не идет о противопоставлении законности
и целесообразности. Законность есть высшая
государственная целесообразность. Однако
по мере усиления договорного начала в
регулировании трудовых отношений появляется
реальная возможность принимать в рамках
действующего законодательства наиболее
эффективные решения. Это влечет за собой
повышение ответственности работодателя
не только за законность, но и за целесообразность
принятых решений.
Анализ законодательства и практики его применения позволяет выявить следующие основные виды надзора и контроля: государственный, основными разновидностями которого являются ведомственный, муниципальный, судебный, где необходимо выделить прежде всего надзор за соблюдением конституционных прав и свобод работника; прокурорский надзор, занимающий промежуточное положение между государственным и судебным, и, наконец, общественный контроль.
Каждый из них осуществляется различными органами, имеющими определенную компетенцию, полномочия и круг поднадзорных (подконтрольных) объектов.
В ст. 7 Конституции РФ подчеркивается, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Одной из гарантий реализации права работников на здоровье и безопасные условия труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и не зависящих в своей деятельности от работодателей, относятся Федеральная инспекция труда, Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпидемнадзор, Госнадзор за ядерной и радиационной безопасностью.
Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (в том числе и об охране труда), действующих на территории Российской Федерации, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции от 17 ноября 1995 г., с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10 февраля 1999 г.229
Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде в подчиненных им организациях, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст. 353 ТК РФ).
Профессиональные союзы и состоящие в их ведении правовые и технические инспекции труда имеют право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и по вопросам охраны труда (ст. 370 ТК РФ и ст. 20 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г.)231.
Различие между государственным надзором и контролем и общественным контролем профсоюзов состоит в том, что специально уполномоченные государственные органы и инспекции наделены государством не только надзорными и контрольными функциями, но и властными полномочиями - правом давать работодателям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования в условиях, угрожающих жизни и здоровью работников, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности и т. д. Органы общественного контроля, обладая широкими полномочиями по проверке соблюдения законодательства о труде и охране труда не вправе приостанавливать работы, производимые с нарушением правил безопасности, и привлекать должностных лиц к административной ответственности. Они могут добиться этого только путем обращения в соответствующие компетентные государственные органы.
Строго
говоря, надзор является одной из форм
деятельности исключительно государственных
органов по соблюдению законодательства
в определенной области деятельности,
так называемый административный надзор.
Контроль используется при проверке
соответствия обязательным требованиям
государственных стандартов разрабатываемой
и используемой технической документации,
стандартов отраслей, предприятий и
общественных организаций.