Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:45, дипломная работа
Цели и задачи выпускной квалификационной работы:
изучить актуальные теоретические и практические вопросы по теме;
определить субъектов правоотношений, исследовать права и обязанности лиц, участвующих в коллективных трудовых спорах;
– рассмотреть и изучить понятия, причины, общую характеристику и правовую природу коллективных трудовых споров;
– изучить общий порядок разрешения коллективных трудовых споров;
– изучить судебное рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………….4
1.ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ……………………………………………………………………9
1.1 Понятие и правовые основы социального партнерства …..….………..9
1.2 Понятие защиты трудовых прав работников…………………………19
1.3 Правовые формы защиты трудовых прав граждан…………………..26
2. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ…………………………..35
2.1Общие вопросы правового регулирования рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров………………………………..36
2.2 Коллективные трудовые споры: понятие, предмет, стороны……..50
2.3 Порядок разрешения коллективных трудовых споров………….53
2.4 Забастовка……………………………………………………………..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….……..78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………….80
Таким образом, в подходе к рассмотрению социального партнерства обозначенным трудовым кодексом в отличии от подхода Михеева В.А., проблемы социальной сферы фактически выведены за рамки социального взаимодействия, и приоритет отдан сфере социально-трудовых отношений.[51,C.13]
В энциклопедии «Социальная политика» под редакцией Н.А. Волгина и Т.С. Сулимовой приводятся социальное партнёрство понимается как:
- «система отношений, возникающая между наёмными работниками и работодателями по согласованию их интересов в социально – трудовой сфере и урегулированию социально – трудовых конфликтов, которые неизбежны в процессе такого согласования»;
- «система конструктивного урегулирования конфликтов в обществе; предполагает наличие обоснованных теоретических подходов, определённых практических форм взаимодействия и методов согласования интересов субъектов социального взаимодействия, обеспечивающих конструктивность их взаимоотношений, общественно – политическую и экономическую стабильность в стране, оптимального согласования интересов социальных слоёв общества». [52,C.56]
Объектами социального партнерства - являются реальное социально-экономическое положение различных социально-профессиональных групп, слоев, общностей; качество и уровень их жизни с точки зрения социально возможных и социально гарантированных способов получения дохода, распределения общественного богатства в соответствии с мерой и качеством труда, как реально осуществляемого в настоящий момент, так и уже осуществленного в прошлом. Социальное партнерство связано с установлением и воспроизводством социально-допустимой и социально-мотивированной системы социальных неравенств, обусловленных разделением труда, различием места и роли отдельных социальных групп в общественном производстве и воспроизводстве.
Предметом социального партнерства могут быть отношения по поводу:
• производства и воспроизводства рабочей силы, трудовых ресурсов;
• создания, использования и развития системы рабочих мест, рынка труда, обеспечения гарантий занятости населения;
• защиты трудовых прав граждан;
• охраны труда, промышленной и экологической безопасности.
Другими словами, предметом социального партнерства являются отношения по поводу социального воспроизводства населения в целом, образующих его групп, а также воспроизводство и развитие отдельной личности.
Система социального партнерства состоит из трех основных частей:
- совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений (Федерация, регионы, отрасли, территории, организации);
- совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами, направленных на регулирование социально-трудовых отношений;
- соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов.
Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 ТК, являются:
– соблюдение норм законодательства: все стороны и их представители должны соблюдать не только Кодекс, законы, но и другие нормы трудового законодательства;
В ходе коллективных переговоров и консультаций стороны обязаны соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Это требование относится не только к процедуре совершения тех или иных действий, но и к содержанию коллективно-договорных актов. Например, локальные нормативные акты должны приниматься в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, соглашением, коллективным договором, коллективные договоры и соглашения не могут снижать уровень прав и гарантий работников, предусмотренный законодательством о труде. В ходе коллективных переговоров необходимо соблюдать также положения нормативных правовых актов, определяющие компетенцию работодателя.
– полномочность представителей сторон: требуется документальное письменное подтверждение, что данное лицо является представителем такой-то стороны с такими-то полномочиями; [47,C.56]
Полномочность представителей сторон является необходимым условием функционирования механизма социального партнерства. Представители сторон должны быть наделены полномочиями в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, учредительными документами либо по специальному решению соответствующей стороны. Полномочность представителей сторон обеспечивает возможность ведения переговоров действительно от имени стороны работодателей и работников, с учетом их интересов.
– равноправие сторон как в инициативе переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле за их выполнением.
Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, обсуждению вопросов, касающихся труда и социального развития, созданию комиссий по регулированию социально-трудовых
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе
Одним из принципов социального партнерства является содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства. Содействие государства проявляется как в закреплении на законодательном уровне основных правил взаимодействия сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения, так и непосредственно в самом участии в органах социального партнерства в качестве третьей стороны.[40,C.68]
Государство также содействует развитию социального партнерства путем обязательного учета мнения сторон социального партнерства при принятии нормативных правовых актов и социальных программ федерального, регионального и муниципального уровня.
– уважение и учет интересов сторон;
– заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
– свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений: содержание коллективных договоров и соглашений определяют сами стороны свободно без всякого внешнего давления на них; запрещается всякое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно работников [46,C.59]
Этот принцип основан на международных нормах. В частности, Конвенция Международной организации труда № 98 закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно прийти к соглашению, в т. ч. определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора, соглашения.
– добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т.е. одна сторона может и не принять на себя обязательство, какое хочет иметь другая сторона в договоре, соглашении (данный принцип связан с предыдущим, поскольку без свободы не может быть и добровольности сторон);
Именно этот принцип лежит в основе механизма распространения действия соглашений, предполагая возможность мотивированного отказа от присоединения к соглашению работодателей, не участвовавших в соглашении Международная организация труда также подчеркивает, что процедура ведения коллективных переговоров на добровольной основе исключительно важна и должна всемерно поощряться и поддерживаться.
– реальность принимаемых сторонами на себя обязательств: является логичным в силу того, что следующими основными принципами социального партнерства являются “обязательность”, “контроль” и “ответственность”. Сторонам следует включать в коллективный договор или соглашение только те обязательства, которые могут быть реально исполнены. Следует отметить, что смысл этой нормы не столько в том, чтобы “не брать на себя лишнего”, сколько в стремлении к реализации намеченных планов. Необходимо помнить очевидную истину: гарантии и обязательства по коллективному договору или соглашению в конечном итоге зарабатываются упорным трудом всех его участников, и именно в таком “совместном зарабатывании” достигается тот уровень социально-трудовых прав и материального благополучия, который планируется сторонами в ходе коллективных переговоров и взаимных консультаций. В этом – созидающая роль социального партнерства. Принцип реальности обязательств напрямую связан с экономическими возможностями работодателя обеспечить достигнутые договоренности без негативного воздействия на существование и развитие предприятия, отрасли. (данный принцип тесно связан с предыдущим);
– обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и ответственность за их невыполнение.
Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений основан на характере коллективного договора и соглашения как правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения. Исполнение данного принципа обеспечивается установлением юридической ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.
- Осуществление контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений – один из способов, обеспечивающих развитие отношений социального партнерства. При надлежащей организации контрольной деятельности обеспечиваются наличие и постоянное обновление оперативной информации о ходе развития взаимоотношений между представителями работников и работодателей, о соблюдении трудовых прав работников. Так, например, по сложившейся практике, в соответствии с п. 7.4 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008–2010 годы, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, проводится мониторинг и обобщение опыта заключенных соглашений на всех уровнях социального партнерства. Информация по данному вопросу ежегодно направляется в РТК.[46,C.123]
- Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение коллективного договора, соглашения следует из принципа обязательности выполнения этого договора, соглашения и обеспечивает реализацию указанного принципа. Статьей 5.31 КоАП РФ за нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ.[35,C.89]
Субъекты (стороны) социального партнерства – государство, работники и работодатели.
От сторон коллективного договора надо отличать лиц, которые указаны в договоре как конкретные исполнители определенных обязательств сторон. Их принято называть субъектами-исполнителями коллективного договора. К примеру, в коллективном договоре Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина Сторонами коллективного договора являются: работники и работодатель а субъектами-исполнителями со стороны трудового коллектива - трудовой коллектив и профсоюзный комитет, со стороны работодателя – ректор и администрация.[53]
Представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие:
- со стороны государства - органы исполнительной власти на трех уровнях (федерального, субъекта Российской Федерации),
- со стороны работников - профессиональные союзы, их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, а так же иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
- от имени работодателя на уровне организации - руководитель организации; владелец имущества, на которого положено выполнение функций работодателя или уполномоченные им лица; на федеральном, отраслевом и территориальном уровнях - представительные органы соответствующего уровня объединений работодателей, обладающие определенными полномочиями.
Государство, будучи субъектом социального партнерства, выступает и как владелец имущества, и как работодатель (если это касается государственных организаций). [34,C.33]
Среди профсоюзов можно выделить две основные группы профсоюзов с условными названиями: традиционные профсоюзы и новые (альтернативные, параллельные) профсоюзы.
Традиционные профсоюзы — это профсоюзы, в своей основе сформировавшиеся в условиях командно-административной системы. Они объединились в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР)
Альтернативные (новые, независимые) — это профсоюзы, независимость от руководителей организацийий. Состав этих профсоюзов уникален тем, что в их состав, как правило, не входят руководители.[54,C.3]
В соответствии со статьёй 26 ТКРФ в Российской Федерации социальное партнерство может осуществляться на шести уровнях:
1) федеральном (Российской Федерации в целом);
2) межрегиональном (двух и более субъектов Российской Федерации);
3) региональном (субъекта Российской Федерации);
4) отраслевом (определенной сферы экономической деятельности);
5) территориальном (муниципальных образований);
6) локальном (конкретного работодателя).
Некоторые учёные полагают, что следует более точно отразить в трудовом законодательстве структуру социального партнерства, указав в ней «международный уровень» или «федеральный уровень с международным компонентом»
Социальное партнерство осуществляется в формах:
коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;