Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:45, дипломная работа
Цели и задачи выпускной квалификационной работы:
изучить актуальные теоретические и практические вопросы по теме;
определить субъектов правоотношений, исследовать права и обязанности лиц, участвующих в коллективных трудовых спорах;
– рассмотреть и изучить понятия, причины, общую характеристику и правовую природу коллективных трудовых споров;
– изучить общий порядок разрешения коллективных трудовых споров;
– изучить судебное рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………….4
1.ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ……………………………………………………………………9
1.1 Понятие и правовые основы социального партнерства …..….………..9
1.2 Понятие защиты трудовых прав работников…………………………19
1.3 Правовые формы защиты трудовых прав граждан…………………..26
2. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ…………………………..35
2.1Общие вопросы правового регулирования рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров………………………………..36
2.2 Коллективные трудовые споры: понятие, предмет, стороны……..50
2.3 Порядок разрешения коллективных трудовых споров………….53
2.4 Забастовка……………………………………………………………..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….……..78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………….80
86
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
1.ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ……………………………………………………
1.1 Понятие и правовые основы социального партнерства …..….………..9
1.2 Понятие защиты трудовых прав работников…………………………19
1.3 Правовые формы защиты трудовых прав граждан…………………..26
2. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ…………………………..35
2.1Общие вопросы правового регулирования рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров………………………………..36
2.2 Коллективные трудовые споры: понятие, предмет, стороны……..50
2.3 Порядок разрешения коллективных трудовых споров………….53
2.4 Забастовка……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………….80
ВВЕДЕНИЕ
Коллективные трудовые споры тесно связаны с историей рабочего движения за улучшение условий труда и быта трудящихся. Однако законодательство нигде в мире вплоть до 50-х годов XX в. не регулировало порядок разрешения коллективных трудовых споров. В настоящее время и в Англии, и в США сохранилось главным образом коллективно-договорное их регулирование. Примирительный порядок разрешения коллективных трудовых споров во многих развитых странах находит все большее развитие.
Международно-правовые акты по трудовому праву, предусматривающие определенный порядок разрешения споров при коллективных переговорах, появились лишь после второй мировой войны:
в 1949 г. Международная Организация Труда (МОТ) приняла Конвенцию №98 о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, которая предусматривает свободу и право ведения коллективных переговоров. [49]
в 1951 г. МОТ приняла специальный акт по разрешению коллективных трудовых споров – Рекомендацию №92 о добровольном примирении и арбитраже.
Конвенция МОТ №154 «О содействии коллективным переговорам» и ее одноименная Рекомендация №163 1981 г. предусмотрели порядок разрешения разногласий (споров) при введении коллективных переговоров.[5]
Эти международно-правовые акты по коллективным трудовым спорам являются основой для разработки и принятия национального законодательства.
Появление понятия «коллективные трудовые споры» в России. Трудовое законодательство бывшего СССР и Российской Федерации длительное время практически не знало (и не признавало) термина «коллективные трудовые споры». Считалось, что для этого «нет социальной базы». Нет базы – нет и споров, следовательно, нет необходимости регулировать эти вопросы в законодательном порядке.
В 1989 г. экономическая и политическая ситуация в СССР серьезно обострилась. В стране стихийно развернулось широкое забастовочное движение. Это заставило законодателей обратить внимание на существующую проблему и принять специальный закон – Закон СССР от 9 октября 1989 г. (впоследствии – в ред. от 20 мая 1991 г.) «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (далее – Закон 1989 г.).
Закон 1989 г. принимался весьма поспешно, поэтому многие его нормы практически оказались не в состоянии сгладить возникающие противоречия. Характерные черты забастовок в СССР и России начиная с 1989 г. – спонтанность, стихийность, соединение экономических требований с политическими, а отсюда их незаконность с позиций действовавшего законодательства.[34,C.78]
Нормы Закона 1989 г. представляли собой довольно громоздкие и плохо работающие на практике юридические конструкции. В нем не были разработаны принципы, цели и задачи регулирования, однако это была первая попытка хоть как-то урегулировать возникшую нестандартную для общества того времени ситуацию.
Закон не был в состоянии решить все проблемы, встающие при разрешении коллективных трудовых споров. Тем не менее, судебная практика справедливо считала, что он не противоречил законодательству РФ (тем более что Россия аналогичного самостоятельного закона долгое время не принимала). Поэтому несколько лет в Российской Федерации все вопросы, связанные с разрешением коллективных трудовых споров, рассматривались на базе Закона СССР 1989 г.[36,C.119]
В силу перехода России на рыночные отношения крайне важно и работникам, и работодателям, и представителям властных структур знать наиболее актуальные действующие законоположения в сфере труда, так как коллективные трудовые конфликты становятся частью нашей экономической и социальной жизни.
В предлагаемой работе исследуется институт разрешения коллективных трудовых споров в соответствии с действующими законодательными актами, регулирующими данную сферу трудового права: Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ.
Трудовой кодекс РФ дал новую правовую основу для всеобъемлющего регулирования отношений одной из важнейших сфер общественной жизни – трудовой. Трудовой Кодекс Российской Федерации это основополагающий документ, регулирующий трудовые отношения в РФ, именно поэтому Трудовой Кодекс подвержен столь частым изменениям. Основные положения законодательства затрагивают интересы каждого наемного работника и работодателя. В Кодексе прослеживается определенная правопреемственность с ранее действовавшим Кодексом законов о труде (Трудовой кодекс РФ) как по структуре, так и по содержанию (многие положения КЗоТ в том, или ином виде перешли в новое трудовое законодательство).[37,C.89]
В ст. 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Эти положения Конституции РФ являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.[38,C.64]
Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что в настоящее время соблюдение трудового законодательства становится одним из наиболее приоритетных направлений политики государства. Так, все возрастающая правовая грамотность работников в вопросах трудового права, усиление роли социального партнерства в трудовых отношениях и увеличение контроля со стороны государства по защите прав работников приводят к резкому росту количества трудовых споров, нередко именно коллективных (задержка заработной платы, массовые увольнения и т.д.), значительному возрастанию уровня штрафных санкций, и, соответственно, увеличению потребности в защите интересов сторон трудовых правоотношений.
Цели и задачи выпускной квалификационной работы:
изучить актуальные теоретические и практические вопросы по теме;
определить субъектов правоотношений, исследовать права и обязанности лиц, участвующих в коллективных трудовых спорах;
– рассмотреть и изучить понятия, причины, общую характеристику и правовую природу коллективных трудовых споров;
– изучить общий порядок разрешения коллективных трудовых споров;
– изучить судебное рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Методологические основы квалификационной работы составили различные общие и специальные научные методы теоретического познавательного исследования: исторический; правовой; системного подхода и анализа; комплексного анализа и синтеза; конкретно-социологический; сравнительного правоведения; логический; ситуационного моделирования; диалектический.
Объекты исследований выпускной квалификационной работы – правовые нормы и институты, регулирующие правоотношения, связанные с коллективными трудовыми спорами.
Предмет исследований выпускной квалификационной работы – правоотношения, возникающие при коллективных трудовых спорах.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении указаны: тема, актуальность, предмет и объект исследования, основная цель и частные задачи, методология, хронологические рамки и практическая значимость работы; кратко отражены содержания глав и информационная база исследования.
По главам соответственно рассмотрены вопросы: понятие и формы защиты трудовых прав работников; понятие, предмет, стороны, порядок разрешения коллективных трудовых споров; общая характеристика законодательства о коллективных трудовых спорах.
В заключении: подведены результаты исследования дипломной работы, учитывая основную цель и частные задачи исследования. А на основании примеров судебной практики, сделаны выводы по поводу совершенства трудового законодательства.
Хронологические рамки исследования составляют период с 2001–2011 гг., т.к. трудовое законодательство в отношении коллективных трудовых споров менялось с течением времени, на смену КЗоТу пришел Трудовой Кодекс (который вступил в силу с 1 февраля 2002 года и на данный момент считается одним из основных регулирующих нормативных актов), вносились дополнения и утрачивали силу некоторые статьи ТК, менялся подход к разрешению коллективных трудовых споров.
Теоретическая основа работы – научные труды, авторы которых ученые и практикующие юристы: Анисимова Л.Н, Васильев В.А., Костян И.А, Куренной А.М., учебные пособия авторов в области трудового права: Ведяхин В.М., Снигиревой И.О., Федин В.В., Хохрякова О.С Шубина Т.Б а также литература периодических изданий, таких как «Российская газета», журнала «Отдела Кадров», «Трудовое право» и т.д.
Основу правового обеспечения социального партнёрства составляет Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11.03.1992, Федеральный закон от 23.11.1995 "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".[24,11] Данными нормативно-правовыми актами регулируется деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее РТК),
Огромное значение имеет Федеральный закон от 01.05.1999 N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений" так как в нём обозначен состав, способ формирования, цели и права Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений (далее РТК). Данный закон дополняют Федеральный Закон «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности», Федеральный закон от 01.05.1999 "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений" от 12 января 1996 года и Федеральный Закон «Об обьединениях работодателей» от 27 ноября 2002 года N 156-ФЗ. [18, 20, 21]
Следует упомянуть Закон Кировской области «О социальном партнерстве в Кировской области» от 06.11.2003 так как данный закон регулирует осуществление социального партнёрства в Кировской области [23]
В трудовом кодексе Российской Федерации социальному партнёрству посвящен отдельный раздел в котором достаточно подробно описано осуществление социального партнёрства. В статье 23 даётся вышеуказанное понятие социального партнёрства.
В статье 25 названы стороны социального партнерства: «Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей»
Некоторые ученые считают, что нормативно-правовая база социального диалога требует своего дальнейшего совершенствования: внесения изменений в действующие законы и принятия новых, обеспечивающих ее развитие; решения важнейших вопросов регулирования социально-трудовых отношений через Трудовой Кодекс, а не через принятие отдельных законодательных актов; повышения адекватности региональной нормативно-правовой базы; приведения в соответствие с федеральным законодательством правового регулирования социально-трудовых отношений на муниципальном уровне. [45, c 33]
А.А. Шулус считает что закрепить принцип социального партнерства в Конституции РФ как один из ключевых принципов социального государства Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что одной из проблем социального партнёрства является отсутствие кодификации и морально устаревшая правовая база.[62, с.49]
Трудовой кодекс Российской Федерации даёт следующее определение социального партнерства: Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Однако наиболее полным представляется определение данное Михеевым В.А.: это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.[46,c.49]
В данном определении органы власти характеризуются не только как посредников между работниками и работодателями, но и как самостоятельных носителей интересов в системе взаимодействия, отличных от интересов и работников и работодателей.