Коллективные трудовые споры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:45, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи выпускной квалификационной работы:
изучить актуальные теоретические и практические вопросы по теме;
определить субъектов правоотношений, исследовать права и обязанности лиц, участвующих в коллективных трудовых спорах;
– рассмотреть и изучить понятия, причины, общую характеристику и правовую природу коллективных трудовых споров;
– изучить общий порядок разрешения коллективных трудовых споров;
– изучить судебное рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………….4
1.ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ……………………………………………………………………9
1.1 Понятие и правовые основы социального партнерства …..….………..9
1.2 Понятие защиты трудовых прав работников…………………………19
1.3 Правовые формы защиты трудовых прав граждан…………………..26
2. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ…………………………..35
2.1Общие вопросы правового регулирования рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров………………………………..36
2.2 Коллективные трудовые споры: понятие, предмет, стороны……..50
2.3 Порядок разрешения коллективных трудовых споров………….53
2.4 Забастовка……………………………………………………………..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….……..78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………….80

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 468.50 Кб (Скачать)

Для конференции назван прежний порог явки - не менее двух третей делегатов, для собрания этот порог снижен - собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа работников. [55,C.138]

За решение об объявлении забастовки должно проголосовать не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции).

ТК РФ не устанавливает специальных требований к процедуре голосования (тайное или открытое). Эти вопросы решаются непосредственно участниками собрания (конференции). Однако в любом случае решение оформляется в письменной форме.

В отдельных случаях, если нет реальной возможности провести собрание (конференцию), ТК РФ допускает право представительного органа работников утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников организации или ее обособленного структурного подразделения в поддержку проведения забастовки.

Такой способ возможен, например, в организациях, в которых работники заняты на работах, носящих разъездной характер, применяется вахтовый метод работы или иные нестандартные режимы рабочего времени и т.п.

Уже на первом этапе коллективного трудового спора - на стадии деятельности примирительной комиссии - возможно объявление часовой предупредительной забастовки. Она может быть объявлена тем же органом, который уполномочен на представление интересов работников в коллективном трудовом споре. В этом случае необходимо лишь соблюдать сроки, определенные ТК РФ для такого вида забастовки, и условия об ее предупреждении. Кроме того, следует обеспечить минимум необходимых работ (услуг) в соответствии со ст. 412 ТК РФ. [56, C.46]

Статья 410 ТК РФ определяет минимальный перечень вопросов и реквизитов, которые должны найти отражение в решении об объявлении забастовки.

В нем, в частности, указываются дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников. При этом забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об ее объявлении (в противном случае она будет признана незаконной).

Это своего рода гарантия от злоупотребления работниками своими правами.

В случае если забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном ст. 401 ТК РФ, т.е. стороны должны вернуться к примирительным процедурам.[59,C.87]

Законом не решен вопрос о том, имеет ли право работодатель после предупреждения о предстоящей забастовке принять временных работников, которые будут выполнять трудовые обязанности бастующих. Прямого запрета подобных действий нет.

В то же время выполнение трудовых обязанностей бастующих другими работниками практически сводит к нулю эффект забастовки.

Кроме того, надо учитывать мнение Комитета по свободе объединения Международной организации труда, который считает возможным замену бастующих другими работниками лишь в случаях, если проводится незаконная забастовка в организациях, где забастовки запрещены законом, или возникает угроза общенационального (общегосударственного) кризиса.

Прием на работу других работников вместо участвующих в законной забастовке признается нарушением права на забастовку и свободное осуществление профсоюзных прав.

         Орган, возглавляющий забастовку

Ограничения, установленные ТК РФ по отношению к органу, который может выступить с предложением об объявлении забастовки (см. ст. 410 ТК РФ), будучи недостаточно четко сформулированными, не распространяются автоматически и на эту стадию коллективного трудового спора.

Получив необходимые полномочия, орган, возглавляющий забастовку, получает права, предусмотренные настоящей статьей ТК РФ (право на созыв собрания (конференции) работников, на получение необходимой информации, на привлечение специалистов, на осуществление иных действий, предусмотренных ТК РФ). [30,C.76]

Кроме того, он имеет право приостановить забастовку, а для ее возобновления не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. О возобновлении забастовки должны быть предупреждены работодатель и Роструд.

Буквальное толкование нормы ч. 2 ст. 411 ТК РФ приводит к выводу о том, что забастовка может быть приостановлена один раз.

Следует иметь в виду, что главная цель деятельности органа, возглавляющего забастовку, - достичь соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. Поэтому информация, в которой он нуждается, связана с существующими разногласиями и возможностями их преодоления.

Орган, возглавляющий забастовку, имеет право привлекать для участия в рассмотрении спора специалистов, которые дают объяснения и готовят заключения по спорным экономическим, финансовым, техническим и другим вопросам. Оплата их труда производится органом, возглавляющим забастовку. ТК РФ не возлагает на работодателя обязанности нести дополнительные расходы, в том числе по оплате таких специалистов.

Незаконные забастовки

Конституция РФ закрепляет положение, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

В то же время Конституция РФ, признавая право на забастовку, закрепляет принцип, в соответствии с которым основные права и свободы не должны трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст. 17). [37,C.89]

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ ТК РФ перечисляет случаи, когда забастовки являются незаконными и не допускаются.

Не допускается проведение забастовок работниками любых организаций в периоды введения военного или чрезвычайного положения.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" в ст. 11 предусматривает, что на период действия чрезвычайного положения в качестве одного из временных ограничений может быть введено запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, а также запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования. Эти ограничения предусматриваются указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

Если в этой ситуации возникает коллективный трудовой спор (или продолжается спор, возникший ранее введения чрезвычайного положения), то его разрешение должно быть отложено либо спор должен быть разрешен на любой стадии кроме забастовки.

Запрет на проведение забастовок распространяется также на работников ряда организаций, к которым относятся:

органы и организации Вооруженных Сил РФ;

другие военные, военизированные и иные формирования и организации (филиалы, представительства или иные обособленные структурные подразделения), непосредственно ведающие вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

правоохранительные органы;

организации (филиалы, представительства или иные обособленные структурные подразделения), непосредственно обслуживающие особо опасные виды производств или оборудования;

станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Широкий перечень условий, названных в ст. 413 ТК РФ (угроза обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей), означает, что сам факт включения указанных организаций в данный перечень уже является однозначным запретом для работников этих организаций на проведение забастовок при любых условиях.[41,C.98]

В статье 413 ТК РФ перечислены также организации (филиалы, представительства или иные обособленные структурные подразделения), непосредственно связанные с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), работникам которых проведение забастовок запрещено не категорически, а в случаях, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом. Рядом федеральных законов введены определенные ограничения на проведение забастовок для граждан (работников), труд которых является предметом регулирования данными законами. Такие ограничения установлены, например, для государственных служащих; муниципальных служащих; авиационного персонала гражданской авиации, осуществляющего обслуживание (управление) воздушного движения; сотрудников федеральной фельдъегерской связи; работников ядерных установок и пунктов хранения; сотрудников милиции; военнослужащих; сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации; работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований. [56, C.145]

Статья 413 ТК РФ определяет условия, при которых забастовка является незаконной: нарушение сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ.

Важнейшим и наиболее распространенным на практике основанием признания забастовки незаконной является нарушение процедур разрешения коллективного трудового спора. К числу таких нарушений необходимо отнести:

нарушение сроков, предусмотренных ст. ст. 399 - 404, 410 ТК РФ;

объявление забастовки без проведения примирительных процедур;

проведение забастовки без определения минимума необходимых работ (услуг) или с нарушением соглашения о минимуме;

объявление забастовки с нарушением порядка, предусмотренного ст. 410 ТК РФ;

невыполнение требований ст. 412 ТК РФ об обеспечении общественного порядка, сохранности имущества, продолжения работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей;

организация забастовки представителями работодателя (ч. 5 ст. 409 ТК РФ) и др.

К этому перечню необходимо добавить такое основание, как проведение забастовки позднее чем через два месяца после ее объявления.

Такой же подход закреплен и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (п. 59), которое констатирует, что такого рода нарушения имеют место в случаях, если не были проведены примирительные процедуры до объявления забастовки (см. ст. ст. 401 - 404 ТК РФ); решение о проведении забастовки принято в отсутствие необходимого кворума (см. ч. 3 ст. 410 ТК РФ), либо за это решение проголосовало менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции), либо за его утверждение (при невозможности проведения собрания, созыва конференции) представительный орган работников собрал недостаточное количество подписей работников (см. ч. 5 ст. 410 ТК РФ); не был обеспечен минимум необходимых работ в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (см. ч. ч. 3 - 8 ст. 412 ТК РФ); работодатель не был предупрежден в письменной форме в установленный срок (о начале предстоящей забастовки) не позднее чем за 10 календарных дней (см. ч. 8 ст. 410 ТК РФ).[59,C.65]

Дела о признании забастовок незаконными отнесены к компетенции верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Они рассматриваются в порядке искового производства по заявлению работодателя или прокурора, который выступает в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (п. 3 ст. 35 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации") (с изм. и доп.).

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Это решение доводится до работников через орган, возглавляющий забастовку. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии такого решения суда их представительному органу, возглавляющему забастовку.

В случае признания судом забастовки незаконной в связи с нарушением работниками и их представителями процедуры ее проведения, последние не лишаются возможности использовать свое право на забастовку, устранив допущенные нарушения. [61,C.169]

Решение суда о признании забастовки незаконной может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ГПК РФ.

ТК РФ предусматривает случаи, когда неначавшаяся забастовка может быть отложена, а начавшаяся приостановлена, и называет органы государственной власти, в чью компетенцию входит решение этих вопросов (суд, Правительство РФ).

Так, Правительство РФ может вынести соответствующее решение в случаях, имеющих особую роль для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации в целом или отдельных территорий. В этих случаях забастовка может быть приостановлена лишь на срок до 10 календарных дней - до рассмотрения вопроса соответствующим судом.

Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки

1. Законодательство предусматривает комплекс гарантий реализации конституционного права на забастовку. К ним относятся не только определение порядка проведения забастовки, полномочий органа, ее возглавляющего, обязанностей работодателя и государственных органов, но и закрепление правового положения работников в связи с проведением забастовки.

Если забастовка проводится в соответствии с требованиями, определенными ТК РФ, то участие в ней работника не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора.

Естественно, что эта гарантия не распространяется на случаи, когда работники не прекращают забастовку, признанную в установленном порядке незаконной (см. ст. 417 ТК РФ).

Информация о работе Коллективные трудовые споры