Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 20:45, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение вопросов, связанных с понятием источников трудового права, их классификацией, характеристикой этих источников.
Нормативное соглашение как источник права характеризуется, во-первых, особым - договорным - порядком его принятия; во-вторых, признанием его регулятивного значения со стороны государства (в противном случае его вообще нельзя было бы относить к источникам права); в-третьих, особенностями определения сферы действия по кругу лиц.
Практика заключения коллективных договоров и соглашений показывает, что эти акты в основном направлены на регулирование оплаты труда (за исключением оплаты труда работников бюджетной сферы) и установление дополнительных по сравнению с законодательством гарантий и преимуществ. Иногда они конкретизируют положения законодательства.
Повышение уровня льгот и гарантий, предусмотренных законодательством, является характерным признаком коллективно-договорного регулирования.
Обязательственная
часть коллективного договора, соглашения
в современных условиях претерпевает
существенные изменения. Прежде всего,
необходимо отметить, что законодатель
в определении как коллективного договора,
так и соглашения не упоминает об обязательственной
части, перенося акцент на регулятивную,
нормативную, часть коллективно-договорного
акта. Это можно расценивать как признание
второстепенного, вспомогательного значения
обязательств, которые возлагаются на
работодателя. 26
2.7
Судебная практика
Судебная практика есть совокупность всех судебных актов применения права, включая постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, решения и определения Верховного Суда РФ, постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, кассационные определения, решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, апелляционные решения и определения районных судов, судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей. Судебная практика - это одновременно и определенная юридическая деятельность всех судебных органов по реализации возложенных на них задач, и все результаты этой деятельности. 27
При
постановке проблемы судебной практики
как источника норм той или иной отрасли
права, мы сталкиваемся с необъяснимым
с первого взгляда парадоксом. С одной
стороны, всем хорошо известна
та огромная роль, которая выполняется
системой судебных решений в регулировании
различных аспектов, составляющих предмет
регулирования той или иной отрасли. С
другой стороны, ни в одном кодифицированном
отраслевом акте, в котором, определяется
круг общественных отношений, регулируемых
данной отраслью права мы не встретим
упоминания о роли судебной практики.
Например, с этим феноменом мы сталкиваемся
при рассмотрении содержания Уголовного,
Гражданского, Исполнительно-уголовного
кодексов РФ, Кодекса об административных
правонарушениях, и т.п.
Новый
Трудовой кодекс РФ также не является
исключением в этом отношении.
Что касается литературы по трудовому
праву (и учебная литература в данном случае
является наиболее показательной), то
как в советской литературе, так и в литературе
последнего времени высказывается практически
одна мысль: акты судебных органов не могут
рассматриваться в качестве источников
трудового права. Высшие судебные органы
не уполномочены творить право, они лишь
толкуют нормативные акты с точки зрения
их конституционности и дают руководящие
указания судам о применении действующего
законодательства о труде.
Однако
существует и другая позиция - нормативная
природа судебных актов представляется
достаточно очевидной. Эти акты «встроены»
в действующую систему источников российского
права, они имеют свою область применения,
достаточно определенные критерии в виде
российской Конституции, содержат в себе
нормы общего действия, т.е. являются источником
объективного права, а значит, выполняют
регулятивную функцию. Таким образом,
дело заключается не в том, чтобы «искать»
(по выражению В.Н. Толкуновой) судебный
прецедент в российском праве, а признать
то, что уже существует в реальной действительности.
Признав
же за актами суда значение правового
регулятора общественных отношений и
закрепив это в законе, нужно заняться
изучением той реальной роли, которую
указанные акты выполняют и того места,
которые они занимают в системе источников
российского трудового права. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «источники трудового права» характеризуется в качестве результата нормотворчества органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также как результат совместного нормотворчества работодателей и их объединений (их представителей) и работников (их представителей).
Являясь составной частью системы источников российского права, источники трудового права представляют собой отраслевую систему источников, характеризующуюся иерархичностью построения, множественностью их видов, наличием таких специфических источников как коллективно-договорные (социально-партнерские) акты и локальные нормативные акты, регулирующие социально-трудовые отношения.
Виды источников трудового права сгруппированы как нормативные правовые акты, нормативные договоры (соглашения и коллективные договоры), постановления Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ в части признания неконституционными положений, принятых по вопросам, связанным с регулированием трудовых отношений, решения судов соответствующего уровня о признании нормативных правовых актов или их частей, содержащих нормы трудового права не соответствующими закону. Постановления Пленума Верховного Суда РФ по вопросам регулирования трудовых отношений, по нашему мнению, можно рассматривать как своеобразный дополнительный источник трудового права, к которому прибегают в правоприменительной деятельности при наличии неясности нормативных актов или пробелах в трудовом праве.
При изучении данной темы выделяется особая роль Трудового кодекса в системе источников трудового права и его место на соответствующем уровне, что получило свое закрепление в статье 5 ТК и подтверждает значение Трудового кодекса в ряду иных федеральных законов и других нормативных правовых актов. Оно выражается в том, что нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК. а в случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК (ч. 2 и ч. 8 ст. 5 ТК). Кроме того, ст. 5 ТК предусматривается еще одно важное правило: если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК, то этот закон может применяться при условии внесения соответствующих изменений в ТК.
В работе определяется значение коллективного договора, роль его нормативных положений в качестве источника трудового права коллективно-договорного характера, обосновывается его место на структурном уровне системы источников трудового права в рамках организации, предваряя иные локальные нормативные акты, регулирующие социально-трудовые отношения. Роль и место коллективного договора в системе источников трудового права предопределяют его соотношение с указанными локальными нормативными актами, принимаемыми работодателем, и нуждаются в более четком законодательном закреплении, прежде всего в ТК, как и стимулирование социальных партнеров к заключению коллективных договоров. Это особенно важно в средних и больших организациях (с численностью работников 50 и более человек) или в организациях, на которые распространено действие отраслевого или территориального либо иного соглашения.
В
результате проведенного изучения трудового
законодательства были сведены воедино,
как действующие нормы права,
так и новые, вносящие принципиальные
изменения в регулирование
Список
литературы:
1. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах». Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII.- «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 12, 1994.
2. Конвенция № 95 Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы» (принята в г. Женева 01.07.1949). Конвенция вступила в силу 24.09.1952. Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 31.01.1961. - «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 5, 1995.
3. Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г. Женева 18.06.1998).- «Российская газета», № 238, 16.12.1998.
4. Конституция Российской Федерации. «Российская Газета». - Федеральный выпуск №4831 от 21 января 2009 г.
5. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ. «Российская Газета» - Федеральный выпуск №2868 от 31 декабря 2001 г.
6. Федеральный закон от 01.05.1999 N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений».- «Российская газета», № 90, 12.05.1999.
7. Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 24.07.2009) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».- «Российская газета», № 73, 16.04.1993.
8. Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 № 234 (ред. от 31.12.2009) «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий».- «Российская газета», № 61, 29.03.2000.
9. Закон Ставропольского края от 01.03.2007 N 6-кз «О некоторых вопросах социального партнерства в сфере труда» (принят Государственной Думой СК 16.02.2007.- «Ставропольская правда», № 52 - 53, 06.03.2007.
10. Закон Ставропольского края от 01.03.2007 N 5-кз «О внесении изменения в статью 1 закона Ставропольского края «О ставропольской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (принят Государственной Думой СК 16.02.2007).-Ставропольская правда», № 51, 03.03.2007.
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 28.09.2010) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».- «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 3, март, 2007.
12. Азаров Г.П. Трудовое право. Конспект лекций. - Система ГАРАНТ, 2008 г. -185 с.
13. Куренной А.М. Трудовое право России: Учебник. – 2-е изд., исправл. и доп. - М.: Издательский дом «Правоведение», 2008. - 436 с.
14. Никольский В.А. Трудовое право Российской Федерации: Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008.-404 с.
15. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф. Трудовое право России: Учебник. М., 2008. – 608 с.
16. Губенко М.И. Подзаконные федеральные нормативные правовые акты, содержащие нормы российского трудового права // Трудовое право. - 2010. - № 5. - С. 87.
17. Ершова Е.А. Система и классификация форм трудового права в России // «Трудовое право». 2007. № 8. С. 42
18. Ершова Е.А. Источники и формы трудового права в России// «Трудовое право». 2007. № 10.С. 14
19. Киселев И.Н. Судебное решение как источник трудового права и права социального обеспечения: проблемы и перспективы // Социальное и пенсионное право, 2008. № 1. С. 17
20. Рубайло, Э. А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации // Журнал российского права. - 2010. - № 5. - С. 72.
21. Хохлов, Е. Б.Судебные акты как источник российского трудового права /Е. Б. Хохлов.//Судебная практика в российской правовой системе -СПб. : Питер, 2003. -С. 124
22. Шаповал Е. А. Коллективный договор как источник трудового права // Социальное и пенсионное право. - 2008. - № 2. - С. 16.
23.
Шаповал Е.А. Система трудового права и
система источников трудового права//
Трудовое право в России и за рубежом.-2010.
№2. С. 25