Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 20:45, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение вопросов, связанных с понятием источников трудового права, их классификацией, характеристикой этих источников.
учтены новые общественные явления (социальное партнерство, самозащита трудовых прав работников) и необходимость повысить ответственность работника за недобросовестное выполнение трудовых обязанностей (ответственность за невыполнение условия об отработке определенного срока после получения образования за счет работодателя, за разглашение охраняемой законом тайны).
Вместе с тем сохранены традиции правового регулирования трудовых отношений. Устоявшиеся представления и проверенные нормы остались неизменными.
К сожалению, Трудовой кодекс не был лишен недостатков. На их устранение был направлен Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ.
Наряду с Трудовым кодексом в сфере трудового права действуют другие федеральные законы. В их числе надо назвать:
Закон о занятости населения, который установил механизм реализации конституционного права на защиту от безработицы;
Федеральный закон от 01.05.99 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», предусматривающий порядок формирования специального трехстороннего органа, задачами которого являются ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения, проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики и т.д. 16
Нормы трудового права содержатся и в других федеральных законах. Так, Закон о профсоюзах предусматривает права профсоюзов по представлению и защите интересов работников на коллективных переговорах, при разрешении коллективного трудового спора, при осуществлении локального регулирования и правоприменения. Ряд федеральных законов предусматривает особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников. Закон о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием предусматривает особые условия труда для работников, непосредственно занятых на работах, связанных с детоксикацией, техническим обслуживанием, уничтожением химического оружия. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет условия привлечения к работе на территории РФ иностранных граждан. Примеры можно продолжить.
Все названные законы действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу.
Для трудового права имеют
значение некоторые федеральные
конституционные законы. Например, Федеральный
конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ
«О чрезвычайном положении» среди мер
и временных ограничений, применяемых
при введении чрезвычайного положения,
предусматривает запрещение забастовок
и иных способов приостановления или прекращения
деятельности организаций (ст. 11). Запрещение
забастовок может быть предусмотрено
Указом Президента РФ о введении чрезвычайного
положения. В соответствии с Федеральным
конституционным законом от 30.01.2002 № 1-ФКЗ
«О военном положении» на основании указов
Президента РФ на территории, на которой
введено военное положение, может быть
осуществлено привлечение граждан к выполнению
работ для нужд обороны, ликвидации последствий
применения противником оружия, восстановлению
поврежденных (разрушенных) объектов экономики,
систем жизнеобеспечения и военных объектов,
а также к участию в борьбе с пожарами,
эпидемиями и эпизоотиями. Запрещаются
забастовки и иные способы приостановления
или прекращения деятельности организаций.
17
2.4
Подзаконные акты
Среди
федеральных нормативных
К
подзаконным федеральным
Указами Президента регулируются некоторые вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы, условия прохождения государственной службы (в частности, порядок подготовки и проведения аттестации государственных гражданских служащих, порядок исчисления стажа, определения размера денежного содержания и др.). Указами утверждены некоторые уставы о дисциплине.
Постановления Правительства
Безусловно, нормативные правовые акты субъектов РФ обладают меньшей юридической силой, чем федеральные подзаконные нормативные правовые акты, а, следовательно, они не могут им противоречить. В случае коллизии между законами субъектов РФ, и федеральными подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующих органов, применяются федеральные подзаконные нормативные правовые акты. 20
Последнее место в иерархии федеральных актов занимают ведомственные акты. Они принимаются в соответствии с положениями о конкретных министерствах, регистрируются в Министерстве юстиции РФ и публикуются для общего сведения. Среди них особое место занимают акты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которые устанавливают некоторые условия труда (например, режим рабочего времени и времени отдыха для работников отдельных отраслей экономики), определяют типовые нормы труда, утверждают единый тарифно-квалификационный справочник, квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов отдельных отраслей народного хозяйства. Кроме этого, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации принимает акты нормативного толкования - разъяснения, обязательные для правоприменителей. В сфере труда действуют также нормативные акты Министерства образования и науки РФ, Министерства финансов РФ и других министерств.21
Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, могут издаваться как в случаях прямого на то указания закона, так и в иных случаях. Вместе с тем данное положение, безусловно нельзя распространять на акты, издаваемые федеральными службами и федеральными агентствами. Указанные органы не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативное правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Нормативные
правовые акты федеральных органов
исполнительной власти, содержащие нормы
российского трудового права носят
подзаконный характер, осуществляют правовое
регулирование специальных отношений,
отражающих компетенцию федеральных органов
исполнительной власти, имеют особый порядок
их принятия.22
2.5
Коллективные договоры
Статья 40 ТК определяет коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Коллективный договор рассматривается в ст. 9 ТК как акт, регулирующий трудовые отношения в договорном порядке. При этом ст. 41 ТК, посвященная содержанию коллективного договора, определяет круг вопросов, составляющих взаимные обязательства сторон коллективного договора. Вместе с тем ч. 4 ст. 41 устанавливает, что в коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.
ТК рассматривает коллективный договор как правовой акт, имеющий смешанную природу и включающий как нормативные, так и обязательственные положения.
О нормативном характере коллективного договора позволяют говорить также следующие особенности:
-
правом на его принятие
-
он принимается после
-
действует в течение
- занимает особое место в иерархии источников трудового права и выполняет специфическую роль в правовом регулировании трудовых отношений;
-
защита прав, предусмотренных этим
актом, осуществляется в
Коллективный договор как источник права закрепляет локальные нормы права, которые распространяются только на конкретную организацию. Локальные нормы права, которые содержатся в коллективном договоре, обладают всеми свойствами, характерными для правовых норм вообще, а именно: они обязательны для исполнения; рассчитаны на многократное применение; распространяются на неопределенный круг лиц. Вместе с тем нормативные положения коллективного договора имеют ограниченные сферу действия и круг субъектов, на которые распространяется их действие, что отличает коллективный договор от других источников трудового права.
Таким
образом, коллективный договор, по нашему
мнению, имеет смешанную юридическую
природу и сочетает в себе обязательственные
и нормативные условия. В создании
нормативных положений
2.6
Соглашения и локальные нормативные
акты о труде
Правовые акты разнообразны как с позиции субъектов их принятия и сфер действия, так и в связи с содержанием в них публичных и частных интересов. Локальные правовые акты занимают особое место в структуре действующих в стране правовых регуляторов. Фактически, находясь на одной из нижних ступеней иерархической лестницы юридических документов, именно они способствуют достижению оптимального баланса между централизованным и децентрализованным управлением.
Локальные акты, обладая общими свойствами юридических документов, имеют и собственные черты. В числе общих признаков локальных нормативных актов называются: нормотворческий характер; издание органами компании в пределах своей компетенции; документальная форма; соответствующие реквизиты; непротиворечие законодательству и локальным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.24
Локальные нормы максимально близки и каждому человеку, задействованному во внутриорганизационных отношениях. Таким образом, локальное нормотворчество предстает в трех измерениях: государственном, организационном и личностном. В этом заключается как сложность локального регулирования, так и его значительный нормативно-функциональный потенциал и возможности совершенствования, на чем и следует сосредоточить основное внимание юридической науки.
Нормативными соглашениями являются особые договоры, которые заключаются в договорном порядке после проведения переговоров, но содержат нормы права.25