Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 20:45, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение вопросов, связанных с понятием источников трудового права, их классификацией, характеристикой этих источников.
Под
общепризнанной нормой международного
права следует понимать правило
поведения, принимаемое и признаваемое
международным сообществом
Под международными актами о труде следует понимать ратифицированные конвенции МОТ, статьи Международных пактов о правах человека, относящихся к труду, нормы Европейской конвенции по правам человека в части, касающейся трудовых отношений, а также иные международных соглашения, связанные с применением наемного труда, его охраной, защитой интересов работников.
Под международным договором РФ подразумевается международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе, или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.д.).
Международные договоры РФ могут заключаться от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры). Представляется, что приоритет перед российским законодательством имеют первые два вида договоров.
Основополагающие принципы международного трудового права сформулированы в двух декларациях МОТ, Филадельфийской и Женевской.
Филадельфийская декларация МОТ (Декларация о целях и задачах МОТ была принята 10.05.1944 г. в Филадельфии) является приложением к Уставу МОТ, устанавливает следующие принципы международного трудового права:
1) труд не является товаром;
2) свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;
3)
нищета в любом месте является
угрозой для общего
4)
борьба с нуждой должна
В свою очередь Женевская декларация (Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации была принята 18.06.1998 г. в Женеве) к числу фундаментальных принципов международного трудового права отнесла:
1) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
2)
упразднение всех форм
3)
действенное запрещение
4) недопущение дискриминации в области труда и занятий.
Общепризнанные принципы и базовые нормы международно-правового регулирования труда нашли свою конкретизацию в 8 основополагающих конвенциях МОТ, к которым относятся:
1) Конвенция N 29 1930 г. «О принудительном или обязательном труде»;
2) Конвенция N 87 1948 г. «О свободе ассоциации и защите права на организацию»;
3) Конвенция N 98 1949 г. «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров»;
4) Конвенция N 100 1951 г. «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности»;
5) Конвенция N 105 1957 г. «Об упразднении принудительного труда»;
6) Конвенция N 111 1958 г. «О дискриминации в области труда и занятий»;
7) Конвенция N 138 1973 г. «О минимальном возрасте для приема на работу»;
8) Конвенция N 182 1999 г. «О наихудших формах детского труда».
Все
конвенции Россией
2.2
Конституция Российской
Важнейшим источником отечественного права в целом, в том числе и трудового, является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Будучи основным законом, она обладает высшей юридической силой. Все другие законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Она является юридической базой текущего трудового законодательства.
Особенности федеративного устройства, также закрепленные в Конституции, тесно связаны с вопросом об объемах полномочий в сфере принятия тех или иных источников права.
Отношения субъектов РФ и центра поставлены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведения и полномочия каждого субъекта Федерации: точно определено, что относится к исключительному ведению Российской Федерации, что к совместному ведению Федерации и ее субъектов и что - к исключительному ведению субъектов.
Конституция закрепляет устройство федеральных органов власти и их полномочия. При этом центральными здесь являются отношения между Президентом, Правительством РФ и Федеральным Собранием.13
В Конституции закреплены основные права и свободы человека и гражданина. К их числу относятся:
право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30);
право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
право на защиту от безработицы;
право на отдых (ст. 37).
Кроме перечисленных прав, ст. 37 Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Положения ст. 37 выступают в качестве исходных начал правового регулирования трудовых отношений. Законодательство о труде направлено на развитие этих начал и создание системы гарантий трудовых прав работника.
Среди положений ст. 37 необходимо выделить провозглашение свободы труда и запрещение принудительного труда.
Свобода труда выступает в качестве межотраслевого принципа правового регулирования общественных отношений, связанных с применением труда.
Конституция
запрещает любые формы
Указанные
нормы определяют смысл, содержание
и порядок применения иных законов, деятельность
законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием.14
2.3
Федеральные законы
Конституция РФ (ст. 72) относит трудовое законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на построение системы источников трудового права. Последняя состоит из блока федеральных нормативных актов и нормативных правовых актов субъектов РФ.
Трудовой кодекс РФ, введенный в действие с 01.02.2002 является базовым актом отрасли и в соответствии с ч. 2 ст. 5 ТК имеет приоритетное значение по сравнению с другими федеральными законами.
Трудовой кодекс определяет содержание всех институтов трудового права. Он содержит понятийный аппарат отрасли, закрепляет основные принципы правового регулирования трудовых отношений, определяет правовое положение работника и работодателя. Кодекс выполняет ключевую роль в механизме правового регулирования трудовых отношений, устанавливая права работников, их гарантии и способы их защиты.
Любая попытка оценить Трудовой кодекс неизбежно приводит к двум выводам: во-первых, эта оценка не может быть безусловно однозначной; во-вторых, она не может основываться на одной группе критериев. Попробуем сделать это с позиций оценки социально-политического значения Кодекса, его влияния на экономику и его юридического значения.
Социально-политическое значение Трудового кодекса определяется тем, что это Кодекс компромисса, политического согласия. Достижением с политической точки зрения надо считать и акцент, который сделан Кодексом на создание правовых условий для достижения оптимального согласования интересов работников, работодателей и государства. Это позволяет сохранить трудовое право как самостоятельную отрасль права социальной защиты, его защитную функцию в обществе, вместе с тем сделать эту защиту адекватной конкретным социально-экономическим условиям (не чрезмерной, с одной стороны, и не недостаточной - с другой), т.е. придать определенную гибкость управлению трудом.
Сохранена основа трудового законодательства и основные трудовые права и гарантии работников, усилены некоторые элементы защиты трудовых прав с учетом современных экономических условий. Соблюден баланс между интересами работника и работодателя. В целом сохранены начала производственной демократии (участие в правотворческой и правоприменительной деятельности работодателя представительных органов работников).
С точки зрения влияния на экономику, разумеется, косвенного, можно говорить о снижении нагрузки на работодателя. В соответствии с положениями Трудового кодекса он более свободен в принятии решений (уже не требуется согласования с выборным профсоюзным органом). В ряде случаев снижены гарантии, которые предоставлялись за счет работодателя (например, гарантии работникам, получающим без отрыва от работы второе образование соответствующего уровня, предоставляются при наличии соглашения с работодателем). Расширены возможности заключения срочных трудовых договоров, круг оснований увольнения по инициативе работодателя. Работодатель не должен сохранять зарплату за работником, отвлекаемым на выполнение государственных или общественных обязанностей. 15
Останавливаясь на юридическом значении Трудового кодекса, надо отметить, что им предложено значительное число удачных правовых решений. В частности:
улучшена структура базового акта отрасли. Она (по сравнению с КЗоТ) стала более логичной, стройной, в большей мере соответствующей теоретическим представлениям о системе трудового права и международному опыту;
усилена дифференциация трудового законодательства (выделена специальная часть, предусматривающая особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников - вахтовиков, совместителей, руководителей, педагогов и т.п.);
при подготовке Кодекса проведена кодификация: в его состав включены положения некоторых федеральных законов, подзаконных нормативных актов, что позволило унифицировать правовое регулирование трудовых отношений и облегчить правоприменение;
решены
некоторые проблемы, возникавшие
на практике. В частности, ликвидированы
пробелы в отношении
более детально регулируются многие аспекты трудовых отношений (рабочее время, время отдыха, материальная ответственность, некоторые вопросы заработной платы, трудовой договор, охрана труда, гарантии и компенсации);
в каждом разделе есть глава «общие положения», которая определяет понятия, принципы, государственные гарантии регулирования конкретных общественных отношений. Это создает полноту регулирования и позволяет в случае пробела использовать общие принципы или положения того или иного раздела, облегчает толкование нормативного материала;