Источники и субъекты трудового права РБ

Автор: v*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:59, контрольная работа

Описание работы

Большое влияние на развитие трудового права оказывает Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Во Всеобщей декларации и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах провозглашено право на труд. Это право «включает право каждого человека на получение возможности заработать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается» (ст. 6 Пакта). Эти демократические требования актуальны и для нашего государства.

Работа содержит 1 файл

Источники и субъекты трудового права РБ.docx

— 34.05 Кб (Скачать)

Источники и субъекты трудового  права 

    1.Источники  трудового права

    1.1. Понятие  источников трудового права

    1.2. Виды  источников трудового права

    1.3. Единство  и дифференциация трудового права 

1. Источники трудового  права – это различные нормативные акты органов власти и управления, регулирующие трудовые и другие тесно с ними связанные отношения.

Большое влияние на развитие трудового права  оказывает Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Во Всеобщей декларации и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах провозглашено  право на труд. Это право «включает  право каждого человека на получение  возможности заработать себе на жизнь  трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается» (ст. 6 Пакта). Эти демократические  требования актуальны и для нашего государства.

Республика  Беларусь является участницей двусторонних межгосударственных соглашений по регулированию  отношений в сфере труда.

Следующей особенностью источников трудового  права является временное применение на территории Республики Беларусь законодательства бывшего Союза ССР. Нормы СССР применяются в части, не противоречащей Конституции  и другим законодательным  актам Республики Беларусь, если эти  отношения ещё не регулируются нормами  белорусского законодательства. Такое  решение принято для того, чтобы  предупредить вакуум в регулировании  трудовых отношений.

Формирование  рыночных отношений обусловило возрастание  роли локальных норм в регулировании  трудовых и связанных с ними иных отношений. 

1.2. Виды источников  трудового права.

Важнейшим источником права в целом, в том  числе трудового, является Конституция  Республики Беларусь. Законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. В Основном Законе закреплено жизненно важное право граждан – право  на труд. Конституция закрепила ряд  других социально-экономических прав граждан: право на заключение коллективных договоров (соглашений), на объединение  в профессиональных союзы, на забастовку, на отдых, на социальное обеспечение  в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца  и в других случаях.

Развитие  закреплённых Конституцией общих направлений  правового регулирования труда  работников осуществляется при помощи кодифицированных и текущих законов.

Кодифицированный  закон  - это юридически и логически  цельный, внутренне согласованный  акт. Таким является Трудовой Кодекс Республики Беларусь, принятый Палатой  представителей Национального собрания Республики Беларусь 8 июня 1999г. Он закрепляет широкую сферу действия трудового  права; все трудовые отношения независимо от того, где они возникают, находятся  под защитой государства; одна из форм такой защиты – трудовое законодательство с его широкой сферой действия.

Закон всегда имеет нормативный характер. Он обладает наибольшей юридической  силой по отношению к другим нормативным  актам. Закон может быть отменён  или изменён только тем органом, которым принят. Ни один акт любого органа государственного управления не должен противоречить или не соответствовать  закону.

Трудовой  кодекс – не единственный источник трудового права, выраженный в форме  закона. Отдельные разделы трудового  права регулируются специальными законами.

Новым источником трудового права являются акты Президента – декреты, имеющие силу закона. Президент вправе издавать два вида декретов: временные и обычные (текущие) декреты. Порядок издания декрета зависит от его вида. Так, временные декреты Президент может издавать по своей инициативе либо по предложению Правительства.

Обычные (текущие) декреты  Президент вправе издавать, если Парламент делегирует ему законодательные полномочия на издание декретов.

Президент Республики Беларусь как Глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в пределах своих  полномочий издаёт указы и распоряжения, организует и контролирует их исполнение.

Для реализации полномочий исполнительной власти при  Президенте создано Правительство  – Совет Министров Республики Беларусь. Оно издаёт постановления. Постановления правительства издаются на основе и во исполнение законов, декретов, указов в целях их конкретизации. Они содержат и новые нормы  права, не противоречащие законам, декретам, указам.

В систему  нормативных актов входят соглашения. Они могут заключаться на республиканском уровне (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и на местном (местное соглашение). Содержание соглашений определяется его сторонами. Предметом соглашений могут быть положения: об оплате труда, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха и т.д.

Важную  роль в деле единообразного применения законодательства о труде играет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. На него возложена  обязанность разработки и реализации единой государственной политики в  области труда, занятости и миграции населения,

предоставления  ему социальных гарантий и компенсаций, государственного контроля за соблюдением  законодательства о труде. Указанное  министерство издаёт постановления  и разъяснения, в которых устанавливается  порядок применения закона.

Разновидностью  подзаконных актов являются ведомственные акты. Юридическая сила ведомственных актов зависит от функций издавшего их органа.

По некоторым  вопросам трудового права нормативные  акты принимают местные органы власти. Этими нормативными актами определяются режим работы организаций, а также  регулируется деятельность органов  по трудоустройству населения.

Особое  место среди источников права  занимают локальные нормы права. Локальный нормативный правовой акт – это нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций. Эти нормы применяются нанимателем, как правило, с учётом мнения, совместно либо по согласованию с профсоюзом. К локальным нормативным актам относятся уставы, правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, коллективный договор и др.

От локальных  нормативных актов следует отличать акты применения норм трудового права. Акт применения – это индивидуальное государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения определённого дела. Локальные акты распространяются на персонально не определённый круг лиц и используются неоднократно.

На совершенствование  законодательства о труде оказывают  влияние заключения Конституционного Суда, которому предоставлено право  признавать неконституционными нормативные  акты в целом либо в определённой части.

Важным  средством обеспечения точного  применения норм права являются постановления  Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, которые дают разъяснения  по применению законодательства.

Судебный  прецедент источником права, в том  числе трудового, не является. Каждое дело решается судьями на основе самостоятельного исследования ими его фактических  обстоятельств. 

1.3.Единство  и дифференциация  трудового права. 

Правовое  регулирование трудовых отношений  основывается на принципе единства основных условий труда и равенства  трудовых прав и обязанностей различных  категорий работников. Однако это  не исключает различие правового  регулирования трудовых отношений  некоторых категорий работников, но для этого необходимы основания. Ими являются: Объективные обстоятельства, т.е. не зависимые от свойств личности обстоятельства, и субъективные обстоятельства, обусловленные качествами работника (пол, возраст, состояние трудоспособности). К объективным обстоятельствам относятся:

  • Особенности производства, требующие повышенной дисциплины, напряжённости труда (работа на железнодорожном транспорте);
  • Территориальное расположение нанимателя (работа на территориях, загрязнённых радиоактивными веществами);
  • Длительность трудовой связи между работником и нанимателем.

Дифференциация  может быть проведена и в зависимости  от сферы действия правовых норм. По этому основанию правовые нормы подразделяются на общие и специальные.

Нормы-дополнения устанавливают дополнительные гарантии и льготы работникам. Их большинство среди специальных норм. Нормы-изъятия предусматривают исключение из общих норм. Эти нормы ограничивают права отдельных категорий работников (временных, сезонных, совместителей, надомников). Нормы-приспособления приспосабливают общие нормы применительно к специфике условий труда соответствующей категории работников. Они регулируют рабочее время и время отдыха, технику безопасности.

Вопросы:

  1. Что такое источники трудового права?
  2. Что включает в себя право на труд, закреплённое в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах?
  3. Что является важнейшим источником трудового права Республики Беларусь?
  4. Какой кодифицированный закон в области трудового права Республики Беларусь вы знаете?
  5. Какие акты издаёт Президент Республики Беларусь?
  6. Какие акты издаёт Правительство Республики Беларусь?
  7. Что относится к локальным нормативным актам?
  8. Какие нормы трудового права относятся к специальным нормам?
 

2. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО  ПРАВА

2.1.Понятие  и виды субъектов трудового  права.

2.2. Гражданин  (работник) как субъект трудового  права

2.3.Наниматели  как субъекты трудового права

2.4.Профсоюзы  как субъект трудового права 

2.1. Субъекты трудового  права – это участники общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, которые могут обладать определёнными правами и обязанностями и реализовывать их.

Каждый  субъект трудового права наделён  специфическим свойством – правовым статусом. Содержание правового статуса субъектов трудового права:

  • Трудовая правосубъектность (право- и дееспособность);
  • Основные субъективные права и обязанности, закреплённые законодательством;
  • Юридические гарантии этих прав и обязанностей;
  • Ответственность за нарушение обязанностей, предусмотренная законодательством.

Виды  субъектов трудового  права:

  • Органы занятости и трудоустройства;
  • Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства (работники);
  • Наниматели – юридические или физические лица, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками;
  • Трудовые коллективы работников;
  • Профсоюзные комитеты, их совместные органы или иные уполномоченные работниками органы, действующие у нанимателей;
  • Социальные партнёры на республиканском, отраслевом или территориальном уровнях в лице соответствующих профсоюзов, их объединений, нанимателей и их объединений, органов государственного управления;
  • Органы правоохраны и примирения – комиссии по трудовым спорам, суды, примирительные комиссии, трудовые арбитражи, органы надзора и контроля за охраной труда и трудовым законодательством.
 
    1. Гражданин (работник) как субъект  трудового права.

Гражданин как субъект трудового права  обладает своим специфическим правовым статусом. Для того, чтобы гражданин  мог участвовать в трудовых правоотношениях  и выступать в качестве субъекта трудового права, он должен обладать трудовой правосубъектностью. Она включает 2 основных структурных элемента -  правоспособность и дееспособность. В трудовом праве эти два свойства неразделимы, поэтому принято говорить о единой праводееспособности.

Информация о работе Источники и субъекты трудового права РБ