Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:31, курсовая работа
Цель: На основе имеющихся законодательных актов проанализировать превалирующую тенденцию законодательства РФ в образовательной сфере и выявить основные пути её реформирования.
Задачи:
выявить основные проблемы развития образования в России и возможные пути их преодоления;
определить на основании действующего законодательства Российской Федерации в области образования принципы образовательной политики, а также ведущие цели и направления развития образования;
рассмотреть мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые результаты от них.
Введение……………………………………………………………………..…...5
1 Система образования в Российской Федерации………………………..……8
1.1 Состояние системы образования…………………………………………...11
1.2 Структура системы образования………………………………………...…14
2 Государственная политика РФ в сфере образования…………………….…17
2.1 Принципы государственной политики в сфере образования…………….21
2.2 Проблемы и направления модернизации системы образования…………26
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………………..33
В законе "Об образовании" закреплен негосударственный сектор образования.
Формы собственности, охватывающие учебные заведения различных ступеней образования могут быть различными: государственной; муниципальной; частной; других форм собственности (общественных объединений, смешанной).
Каждое образовательное учреждение является юридическим лицом.
Государство
гарантирует ежегодное
Сегодня востребованность в образовании высока.
К середине 90-х годов молодежь постепенно стала по-новому осознавать значимость образования для дальнейшей жизни. Повышенный спрос на гуманитарные специальности последних лет можно объяснить не только рыночным спросом на них, но и недостаточным финансированием инженерно-технических, естественнонаучных, оборонных и других базовых направлений, требующих относительно больших затрат. Отрадно, что в последние год-два вновь наметилось увеличение заинтересованности абитуриентов в получении технических и естественнонаучных специальностей.
Бурный период реформ, связанных с коренными изменениями в России после распада СССР и переходом в третье тысячелетие, затронувший все сферы жизни государства, главным образом, экономику, не оставил в стороне и сферу образования.
Этот процесс закономерен для всего мира. Для России особенно важны сейчас подготовка высококвалифицированных кадров, вооруженных самыми современными профессиональными знаниями, и сохранение этих кадров в отечественной экономике.
Сегодня российское образование находится в стадии модернизации. Это и введение эксперимента по сдаче Единого Государственного Экзамена, это и экспериментальное обучение по 12-летней программе общего среднего образования, это и получение дипломов о высшем образовании различной квалификации, это и информатизация всех ступеней образования, главным образом общего и высшего, и многое другое. Главная цель модернизации - возрождение и развитие лучших традиций отечественного просвещения, упрочение позиций России в ряду высокообразованных стран мира и её интеграция в мировое образовательное сообщество.
Направления
развития образования в России на
ближайшую перспективу изложены
в государственном документе "Концепция
модернизации российского образования
на период до 2010г.", принятом Правительством
РФ в декабре 2001 г.
2.1 Принципы государственной политики в сфере образования
Принципы государственной политики в области образования
Современное образование - это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целью государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.
В статье 43 Конституции Российской Федерации гарантируется:
1. право каждого жителя РФ на образование;
2.
общедоступность и
3.
право на конкурсной основе
бесплатно получить высшее
4.
основное общее образование
5.
Российская Федерация
Осуществление декларированных Конституцией РФ социальных гарантий, основным субъектом социальной политики, государством через следующие функции (главные задачи, направления): 1)обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества; 2)обеспечение политической устойчивости власти; 3)определение законодательной и нормативной базы социальной политики; 4)разработка целостной концепции, включающей ценности в виде целей, приоритетов, механизмов их достижения (нормы, принципы, ресурсы, методы, координацию, контроль, прогноз); 5)непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность других субъектов социальной политики; невозможно без учета основополагающих ориентиров и руководств к действию, т. е. без принципов.
В настоящее время в России образовательная политика строится на следующих принципах сформулированных и Законе «об образовании»:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность
образования, адаптивность системы
образования к уровням и
светский характер образования в государственном и муниципальном образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
сюда же можно добавить и принцип толерантности, предполагающий проявление понимания, сочувствия, внимания к социально незащищенным слоям населения (открытое общество для инвалидов).
Ключевым в условиях демократического общества является реализация принципа гуманистического характера образования. Для российского общества это требует перестройки сознания: раньше интересы общества были выдвинуты на первый план, а сегодня в центр поставлены интересы личности ребенка. В соответствии с этим необходимо признать каждого ребенка как личность вне зависимости от его развития, социального статуса и т. п.; ребенок должен быть признан субъектом права, то есть должна произойти гуманизация отношений общества и государства к детям, интересы детей должны решаться, прежде всего. Вышеупомянутые общеметодологические принципы конкретизируются через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.
Неуклонно
продолжается становление новой
системы образования, ориентированной
на вхождение в мировое
Меняется
система отношений между
Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, хотя и вызывают много споров, но идут в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования.
Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное во всех звеньях - от детских садов и до университетов. Государство заботится о том, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов как госзаказ станут распределяться на конкурсной основе между образовательными учреждениями, как государственными, так и негосударственными. Привлечение инвестиций в сферу образования, инвестиции в человека становятся государственной политикой.
Развивается нормативная правовая база в области образования: постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.
Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.
Таким
образом, образование напрямую связано
с политической сферой и его содержание
и направления деятельности образовательных
учреждении зависят от неё и закрепляются
в Конституции РФ. Принципы государственной
политики в области образования основываются
на Конституционных нормах и являются
базовыми не только для подготовки правовых
законодательных актов в области образования,
но и для непосредственной реализации
их в отдельно взятом учебном заведении.
Федеральная программа развития образования
ре является исключением.
2.2 Проблемы и направления модернизации системы образования
Развитие
современной цивилизации
Модернизация системы образования в России и европейских странах нацелена на повышение его качества. Реформы предполагают решение ряда ключевых спорных вопросов общеевропейского образовательного пространства, связанных с уточнением содержания образования, поиском оптимальных способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением цели и результата образования.
Подготовка компетентных кадров, способных развивать профессиональную деятельность, расширять, а не только воспроизводить социальный опыт, продуцировать новые знания и ценности являются сегодня необходимым звеном для создания качественно новой модели формирования специалиста. Анализ образовательной ситуации в России в сфере высшего профессионального образования выявил необходимость вступления России в 2003 году в Болонский процесс. Участие России в данном процессе позволило по-новому посмотреть на место учащегося в отечественном образовании и на особенности преподавания различных дисциплин. Благодаря этому сегодня активно пересматриваются и анализируются государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и готовятся научные обоснования их совершенствования.
Основные задачи, которые должны быть выполнены до 2010 года, включают:
Информация о работе Государственная политика РФ в сфере образования