Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:31, курсовая работа
Цель: На основе имеющихся законодательных актов проанализировать превалирующую тенденцию законодательства РФ в образовательной сфере и выявить основные пути её реформирования.
Задачи:
выявить основные проблемы развития образования в России и возможные пути их преодоления;
определить на основании действующего законодательства Российской Федерации в области образования принципы образовательной политики, а также ведущие цели и направления развития образования;
рассмотреть мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые результаты от них.
Введение……………………………………………………………………..…...5
1 Система образования в Российской Федерации………………………..……8
1.1 Состояние системы образования…………………………………………...11
1.2 Структура системы образования………………………………………...…14
2 Государственная политика РФ в сфере образования…………………….…17
2.1 Принципы государственной политики в сфере образования…………….21
2.2 Проблемы и направления модернизации системы образования…………26
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………………..33
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Система
образования в Российской
1.1 Состояние
системы образования……………………………
1.2 Структура
системы образования……………………………
2 Государственная политика РФ в сфере образования…………………….…17
2.1 Принципы
государственной политики в
2.2 Проблемы
и направления модернизации
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………..
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность темы. Проблемы формирования и реализации образовательной государственной политики приобрели особую актуальность в мировом сообществе на рубеже XX и XXI веков, когда оказалось, что от уровня интеллектуального потенциала какой-либо страны в значительной степени будут зависеть ее реальные возможности добиться в перспективе динамичного социально-экономического развития и процветания. Передовые страны выдвигают образование в качестве одного из важных приоритетов своей глобальной политики и национальной безопасности. Школьная система является естественной базой для осуществления основного качественного образования и воспитания подрастающих поколений, подготовки достойных граждан, способных добиться позитивного развития своей родины.
Тема
исследования является актуальной в
связи с происходящими
От
состояния образования зависит
не только формирование политически
грамотного и профессионально
Степень изученности темы. Данная тема достаточно хорошо изучена. В административно-правовой литературе последних лет вопросам об образовании уделяется повышенное внимание. За основу я взяла труды таких авторов как, Волчанская, Л. М., журнал "Образование и общество", ФЗ "Об образовании" и др. Несмотря на большую изученность, данная тема продолжает углубленно изучаться.
Объектом исследования является система образования.
Предметом – является государственное регулирование системы образования.
Цель: На основе имеющихся законодательных актов проанализировать превалирующую тенденцию законодательства РФ в образовательной сфере и выявить основные пути её реформирования.
Задачи:
выявить основные проблемы развития образования в России и возможные пути их преодоления;
определить на основании действующего законодательства Российской Федерации в области образования принципы образовательной политики, а также ведущие цели и направления развития образования;
рассмотреть
мероприятия программы
В конечном счете, нашей основой задачей будет являться разрешение следующего вопроса: необходимы ли отечественной системе образования коренные преобразования?
Методы исследования представляют собой совокупность различных методов:
Сравнение, системный анализ, сбор материала и обработка данных.
Ключевую роль в исследовании играет метод анализа и синтеза – изучение объекта путем разложения его на простые составные части и изучение отдельных частей.
Практическая
значимость. Изучение темы: «Государственная
политика в сфере образования РФ» способствует
более активному восприятию самой политики
образования.
1 Система образования в Российской Федерации
Система образования в Российской Федерации – одна из подсистем общества, имеющая свою внутреннюю организацию и функциональную связь с другими социальными системами.
Как
и любая социальная система, система
образования нуждается в
Исследуя содержательное наполнение функционирования системы управления образованием, определим понятие «управление».
Под «управлением социальными системами» мы понимаем целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую деятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, организации и т.п.).
Особенности управления в образовании как социальной системе, определенной сфере жизнедеятельности общества, обусловлены ее специфическим характером, выделяющимся в социальной и экономической структуре общества. С одной стороны, образование как процесс, результат представляет собой социальное, нематериальное благо; с другой – относится в экономическом смысле к товару, обладающему потребительской ценностью, т.е. способному удовлетворять интересы и потребности личности. Во всех случаях и во всех аспектах образование выступает объектом интереса как отдельной личности, так общества в целом и самого государства. В связи с этим, никак нельзя согласиться с мнением, что образование человека, его развитие через учение, просвещение является сугубо частным делом; государство никак не должно вмешиваться в образование, и никто, кроме самих граждан, не может управлять образованием. Образование в широком смысле представляет собой национальную, общественную категорию, потенциал, с помощью которого государство может формировать людей по своему подобию. Аристотель признавал образование и воспитание общественным, не частным делом, мощным средством достижения экономических, социальных и политических целей государства.
И теоретики права, и административисты по-прежнему рассматривают управление образованием как одно из направлений деятельности государства.
Нельзя не согласиться с мнением Ю.А. Тихомирова: «Нужно признать полезность управления общественными процессами в стране, управления государственными делами, отраслевого, функционального, программного, регионального, корпоративного и локального управления».
Право на образование – это
конституционное установление, составляющее
основы правового статуса
Право на высшее образование и раньше гарантировалось гражданам Конституцией СССР и в те времена осуществлялось на конкурсной основе, с целым рядом ограничений для одних категорий лиц и преимуществ для других. Однако существовало и принципиальное отличие в механизме его реализации: все бремя организационных и финансовых расходов несло государство. Провозгласив переход к рыночной экономике, государство изменило социальную политику, в том числе в области образования.
Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г., содержание социальной политики составляет, в частности, государственное регулирование в сфере образования, обеспечивающее удовлетворение минимальных жизненных потребностей граждан, содействующих росту их интеллектуального и творческого потенциала. «Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ (материальных и духовных), получению которых должно содействовать общество и государство…
Обретая
законодательное выражение, права
человека получают дополнительную «энергию»,
а государство, законодательно закрепляя
их, обязывает себя гарантировать и обеспечивать
права и свободы». В области реализации
социальных прав, к каковым относится
право на образование, государству недостаточно
воздерживаться от вмешательства в данную
сферу. Задача состоит в том, чтобы вести
«всестороннюю созидательную работу»,
которая позволила бы гарантировать провозглашенные
права. Право на образование, как и другие,
социально-экономические права, призвано
обеспечивать человеку достойный жизненный
уровень, а обществу – достойного индивида,
способного решать проблемы общества
и государства. Не случайно в иерархии
целей государственного управления, построенной
на принципе приоритета потребностей
и интересов развития общества, социальные
цели и цели духовные (связанные с восприятием
духовных, культурных ценностей и введением
духовного потенциала общества в реализацию
общественно-политических и социальных
целей, отражающие влияние общественно-политических
целей на состояние и уровень социальной
жизни людей) ставят на второе и третье
места соответственно.
1.1 Состояние системы образования
Конституционное
закрепление права на образование
(статья 43 Конституции РФ) - важнейшая
предпосылка политического, экономического,
социального и духовного
Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней (Приложение).
Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образования.
Одним из существенных факторов, воздействующих на состояние системы образования, являются процессы демографических изменений. Это вызывает необходимость принятия ряда опережающих мер по сохранению потенциала системы образования. Эти меры должны быть дифференцированы по отношению к различным уровням образования и регионам Российской Федерации.
На деятельности общеобразовательной школы демографический спад отразится непосредственным образом и в первую очередь. В соответствии с 2008 - 2010 годам общий контингент учащихся дневных общеобразовательных школ сократился по сравнению с 1999 г. на 30 % . Это связано с сокращением рождаемости в Российской Федерации в девяностые годы, являющиеся базовыми для формирования школьного контингента в 1999 – 2010 годах. Выпуск из общеобразовательных школ в 2010 году (без учета выпускников 9-х классов, продолжающих обучение в старшей школе) может составить около 1500 тыс. чел. (530 тыс. чел. – выпуск 9-х классов и 970 тыс. чел. – выпуск из 11-х классов). В предыдущие годы из общего числа выпускников 9-х классов продолжали обучение в старшей ступени общеобразовательной школы: в 1992 г. – 53 %, в 1995 г. – 60 %, в 1998 г. – 66 %, в 2000 г. – 67 %, в 2008 г. – 73 %.
Ряд
серьезных противоречий закона анализирует
О.В. Кожевников, отмечая важность
и необходимость правового
Информация о работе Государственная политика РФ в сфере образования