Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:31, курсовая работа
Цель: На основе имеющихся законодательных актов проанализировать превалирующую тенденцию законодательства РФ в образовательной сфере и выявить основные пути её реформирования.
Задачи:
выявить основные проблемы развития образования в России и возможные пути их преодоления;
определить на основании действующего законодательства Российской Федерации в области образования принципы образовательной политики, а также ведущие цели и направления развития образования;
рассмотреть мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые результаты от них.
Введение……………………………………………………………………..…...5
1 Система образования в Российской Федерации………………………..……8
1.1 Состояние системы образования…………………………………………...11
1.2 Структура системы образования………………………………………...…14
2 Государственная политика РФ в сфере образования…………………….…17
2.1 Принципы государственной политики в сфере образования…………….21
2.2 Проблемы и направления модернизации системы образования…………26
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………………..33
Автору же, подчеркивая важность государственного регулирования, хотелось бы подчеркнуть следующие моменты, а именно.
Все участники общественных отношений в сфере образования испытывают необходимость в получении достоверной и актуальной информации о состоянии образования в том или ином образовательном учреждении и, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они обладают правом получать эту информацию. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» п.п. 10, 11, 12 ст. 2 обеспечивает открытость и доступность информации о своей деятельности. Хотя, как отмечает С.В. Барабанова, публичная отчетность ставит в неравное положение автономное учреждение с другими участниками рыночных отношений.
И немаловажная позиция нового закона в ст.2, которая предоставляет вузам финансово-хозяйственную самостоятельность, а именно автономное учреждение может привлекать средства за счет своей деятельности наряду с бюджетными.
Таким
образом, не вызывает сомнения, что
главной гарантией устойчивого
развития экономики и социума остается
проведение эффективной государственной
политики сотрудничества с субъектами
гражданского общества, выполняющими
миссию развития интеллектуального потенциала
страны и делающими это наиболее эффективно.
Организация государственного регулирования
высшего образования не должна только
обеспечивать баланс публичного и частного
интереса в этой сфере и отражать все перечисленные
особенности. Для этого необходимо сохранение
государственно-общественного характера
управления, поддержание вузовского самоуправления
и эффективная законодательная поддержка.
1.2 Структура системы образования
Не смотря на реформы последних лет, российская система образования по-прежнему остается централизованной. В настоящее время она очень схожа с немецкой, и представляет ее упрощенный вариант:
— дошкольное образование;
— начальное образование;
— неполное среднее образование;
—
полное среднее образование или
производственно-техническое
— высшее образование.
В Российском образовании дошкольному образованию всегда уделяли большое внимание. Сегодня она представлена яслями и детскими садами. Ясли могут посещать дети от 1 года до 3 лет (в некоторых специализированных учреждениях принимают детей в возрасте 2-х месяцев), а детские сады – дети от 3 до 7 лет. Большинство детских садов и яслей финансируется государством или муниципальными ведомствами. В последнее время значительно возросла доля частных или получастных дошкольных учреждений, которые уже составляют более 8% от общей массы. Следует отметить, что дошкольные учреждения оказывают значительное воздействие на становление личности ребенка и ее социализацию, выполняя не только общеобразовательные, но и попечительские, социальные и здравоохранительные функции.
Система
и структура школьного
Не смотря на существующую в России единую образовательную систему, учебные планы в каждой школе различны и меняются с регулярной периодичностью, поэтому, на сегодняшний момент не все учебные заведения способны обеспечить учеников необходимыми учебными материалами, и их приходится покупать самостоятельно, что является ощутимым ударом по карману родителей учеников.
Школьное образование в России представлено следующими типами школ:
— начальная школа;
—
средняя общеобразовательная
— лицеи;
— гимназии;
— специальные школы.
В конце обучения в любом учебном заведении выпускники сдают обязательный единый государственный экзамен (ЕГЭ), по поводу которого эксперты до сих пор не пришли к единому мнению.
1.
Структура образования
2.
Посредством структуры
-
приведение отечественной
-
интеграция элементов сферы
-
объединение культурного,
- рациональное использования интеллектуальных и кадровых ресурсов учебных заведении, регионов и страны;
-
развитие процессов
-
устранение диспропорций между
системой подготовки
-
государственные гарантии
3.Организационная
структура образования
- многообразие форм учебных заведений и учреждений переходного типа с различными уровнями и профилями дифференциации;
-
формирование региональных и
федеральных образовательных
-
добровольность перехода к
-
установление сети
-
развитие филиальной сети
-
предоставление
-
создание системы
2 Государственная политика в сфере образования РФ
Государственная политика в области образования
Российская
Федерация провозглашает
Основа государственной политики в этой сфере выражена в главных документах, регламентирующих деятельность системы образования России:
Закон Российской Федерации "Об образовании", принятый Государственной Думой в 1992 году и скорректированный в 1996 году;
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, принятая Государственной Думой 23 декабря 2005 г.;
Приоритетный национальный проект "ОБРАЗОВАНИЕ", анонсированный Президентом РФ 5 сентября 2005 года в числе четырех других национальных проектов.
Один из главных принципов, на которых основывается государственная политика Российской Федерации в области образования, это принцип единства федерального образовательного пространства.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Реализацию государственной политики и управление российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Право граждан России на образование провозглашено в Конституции Российской Федерации. Задача законодательства в области образования - обеспечение и защита этого права, определение стратегии и основных направлений развития образования, его целей и задач, разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней.
В законах, законодательных актах и Федеральных программах закреплены гарантии государства для всех граждан России на общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе - бесплатность и других ступеней образования.
Требования
к содержанию и качеству образования
всех ступеней устанавливаются
Государственный образовательный стандарт (ГОС) - социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ. Включает федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент ГОС определяет в образовательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Главной особенностью отечественной системы образования является её многоуровневость.
Практически от рождения и до самого преклонного возраста для каждого гражданина России возможно последовательное получение знаний на следующих ступенях:
дошкольное образование;
общее образование (начальное, основное, среднее (полное);
профессиональное образование (начальное, среднее, высшее;
дополнительное образование (для взрослых и детей);
послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура, повышение квалификации и переподготовка).
Таким образом, государство реализует принцип непрерывного образования - "через всю жизнь".
В зависимости от своего желания и возможностей, любой россиянин может официально получить не одну, а две или более специальности, закрепленные в документах государственного образца об окончании учебных заведений, в том числе и на высшей ступени образования.
Форму получения образования субъект образования (обучающийся) выбирает также по желанию: в образовательном учреждении - это очная, очно - заочная (вечерняя), заочная; форма семейного образования, самообразования, экстерната.
С
развитием информационных технологий
все большее развитие получает такая
современная форма как
Информация о работе Государственная политика РФ в сфере образования