Государственная политика РФ в сфере образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: На основе имеющихся законодательных актов проанализировать превалирующую тенденцию законодательства РФ в образовательной сфере и выявить основные пути её реформирования.
Задачи:
выявить основные проблемы развития образования в России и возможные пути их преодоления;
определить на основании действующего законодательства Российской Федерации в области образования принципы образовательной политики, а также ведущие цели и направления развития образования;
рассмотреть мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые результаты от них.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...5
1 Система образования в Российской Федерации………………………..……8
1.1 Состояние системы образования…………………………………………...11
1.2 Структура системы образования………………………………………...…14
2 Государственная политика РФ в сфере образования…………………….…17
2.1 Принципы государственной политики в сфере образования…………….21
2.2 Проблемы и направления модернизации системы образования…………26
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     Автору  же, подчеркивая важность государственного регулирования, хотелось бы подчеркнуть  следующие моменты, а именно.

     Все участники общественных отношений  в сфере образования испытывают необходимость в получении достоверной и актуальной информации о состоянии образования в том или ином образовательном учреждении и, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они обладают правом получать эту информацию. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» п.п. 10, 11, 12 ст. 2 обеспечивает открытость и доступность информации о своей деятельности. Хотя, как отмечает С.В. Барабанова, публичная отчетность ставит в неравное  положение автономное учреждение с другими участниками рыночных отношений.

     И немаловажная позиция нового закона в ст.2, которая предоставляет вузам финансово-хозяйственную самостоятельность, а именно автономное учреждение может привлекать средства за счет своей деятельности наряду с бюджетными.

     Таким образом, не вызывает сомнения, что  главной гарантией устойчивого  развития экономики и социума остается проведение эффективной государственной политики сотрудничества с субъектами гражданского общества, выполняющими миссию развития интеллектуального потенциала страны и делающими это наиболее эффективно. Организация государственного регулирования высшего образования не должна только обеспечивать баланс публичного и частного  
интереса в этой сфере и отражать все перечисленные особенности. Для этого необходимо сохранение государственно-общественного характера управления, поддержание вузовского самоуправления и эффективная законодательная поддержка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Структура системы  образования

     Не  смотря на реформы последних лет, российская система образования  по-прежнему остается централизованной. В настоящее время она очень  схожа с немецкой, и представляет ее упрощенный вариант:

     — дошкольное образование;

     — начальное образование;

     — неполное среднее образование;

     — полное среднее образование или  производственно-техническое образование;

     — высшее образование.

     В Российском образовании дошкольному образованию всегда уделяли большое внимание. Сегодня она представлена яслями и детскими садами. Ясли могут посещать дети от 1 года до 3 лет (в некоторых специализированных учреждениях принимают детей в возрасте 2-х месяцев), а детские сады – дети от 3 до 7 лет. Большинство детских садов и яслей финансируется государством или муниципальными ведомствами. В последнее время значительно возросла доля частных или получастных дошкольных учреждений, которые уже составляют более 8% от общей массы. Следует отметить, что дошкольные учреждения оказывают значительное воздействие на становление личности ребенка и ее социализацию, выполняя не только общеобразовательные, но и попечительские, социальные и здравоохранительные функции.

     Система и структура школьного образования в России также изменилась не значительно. Обучение в современной российской школе может начинаться с 6 лет (по мнению психологов и педиатров, оптимальный возраст – 7 лет) и продолжается в течение 11 лет (при полном образовании) или 9 лет (при основном образовании).

     Не  смотря на существующую в России единую образовательную систему, учебные  планы в каждой школе различны и меняются с регулярной периодичностью, поэтому, на сегодняшний момент не все  учебные заведения способны обеспечить учеников необходимыми учебными материалами, и их приходится покупать самостоятельно, что является ощутимым ударом по карману родителей учеников.

     Школьное  образование в России представлено следующими типами школ:

     — начальная школа;

     — средняя общеобразовательная школа;

     — лицеи;

     — гимназии;

     — специальные школы.

     В конце обучения в любом учебном  заведении выпускники сдают обязательный единый государственный экзамен (ЕГЭ), по поводу которого эксперты до сих  пор не пришли к единому мнению.

     1. Структура образования призвана  обеспечить гибкость, динамизм, оптимальность и адаптивность процессов обучения и воспитания к изменяющимся условиям и учет потребностей личности, общества и государства. Создается целостная система непрерывного образования населения РФ, отражающая мировые тенденции развития образовательной сферы, региональные и национальные особенности обучающихся.

     2. Посредством структуры образования  реализуется: 

     - приведение отечественной системы  обучения и воспитания в соответствие  с их передовыми формами, сложившимися  в мировом и федеральном образовательном пространствах;

     - интеграция элементов сферы образования  для достижения провозглашенных  в национальной доктрине целей; 

     - объединение культурного, технического  и научно-педагогического потенциалов  страны;

     - рациональное использования интеллектуальных и кадровых ресурсов учебных заведении, регионов и страны;

     - развитие процессов диверсификации  и интеграции образования на  организационном и содержательном  уровнях; 

     - устранение диспропорций между  системой подготовки специалистов и реальным, а также перспективным спросом на них со стороны общества и государства;

     - государственные гарантии развития  альтернативных форм образовательных  учреждений.

     3.Организационная  структура образования обеспечивает:

     - многообразие форм учебных заведений и учреждений переходного типа с различными уровнями и профилями дифференциации;

     - формирование региональных и  федеральных образовательных комплексов  как внутри систем общего и  профессионального образования,  так и их объединений по  схемам: детский сад - школа, школа - колледж; школа - вуз; колледж - вуз и т.п.;

     - добровольность перехода к соучредительству  при сохранении академической  автономии, невмешательстве учредителей  в организационные и финансовые  решения руководителей (ректоров) и ученых советов;

     - установление сети дистанционного  и непрерывного образования, межотраслевых  центров подготовки и переподготовки  специалистов, правовой и учебной  базы их функционирования и  развития;

     - развитие филиальной сети ведущих  вузов страны, преодоление региональной замкнутости высшего и среднего образования, улучшение качества преподавания;

     - предоставление образовательных  услуг русскоязычному населению  в ближнем и дальнем зарубежье; 

     - создание системы неформального  образования взрослого населения. 
 
 
 

     2 Государственная  политика в сфере  образования РФ

     Государственная политика в области образования

     Российская  Федерация провозглашает область  образования приоритетной.

     Основа  государственной политики в этой сфере выражена в главных документах, регламентирующих деятельность системы образования России:

     Закон Российской Федерации "Об образовании", принятый Государственной Думой  в 1992 году и скорректированный в 1996 году;

     Федеральная целевая программа развития образования  на 2006-2010 годы, принятая Государственной Думой 23 декабря 2005 г.;

     Приоритетный  национальный проект "ОБРАЗОВАНИЕ", анонсированный Президентом РФ 5 сентября 2005 года в числе четырех других национальных проектов.

     Один  из главных принципов, на которых  основывается государственная политика Российской Федерации в области образования, это принцип единства федерального образовательного пространства.

     Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством  Российской Федерации и нормами  международного права.

     Реализацию государственной политики и управление российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

     Право граждан России на образование провозглашено  в Конституции Российской Федерации. Задача законодательства в области образования - обеспечение и защита этого права, определение стратегии и основных направлений развития образования, его целей и задач, разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней.

     В законах, законодательных актах  и Федеральных программах закреплены гарантии государства для всех граждан  России на общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе - бесплатность и других ступеней образования.

     Требования  к содержанию и качеству образования  всех ступеней устанавливаются государственными образовательными стандартами.

     Государственный образовательный стандарт (ГОС) - социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ. Включает федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент ГОС определяет в образовательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

     Главной особенностью отечественной системы  образования является её многоуровневость.

     Практически от рождения и до самого преклонного возраста для каждого гражданина России возможно последовательное получение знаний на следующих ступенях:

     дошкольное  образование;

     общее образование (начальное, основное, среднее (полное);

     профессиональное  образование (начальное, среднее, высшее;

     дополнительное  образование (для взрослых и детей);

     послевузовское  профессиональное образование (аспирантура, докторантура, повышение квалификации и переподготовка).

     Таким образом, государство реализует  принцип непрерывного образования - "через всю жизнь".

     В зависимости от своего желания и  возможностей, любой россиянин может  официально получить не одну, а две  или более специальности, закрепленные в документах государственного образца  об окончании учебных заведений, в том числе и на высшей ступени образования.

     Форму получения образования субъект  образования (обучающийся) выбирает также  по желанию: в образовательном учреждении - это очная, очно - заочная (вечерняя), заочная; форма семейного образования, самообразования, экстерната.

     С развитием информационных технологий все большее развитие получает такая  современная форма как дистанционное  обучение (ДО). На сегодняшний день изменения  и дополнения в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный  закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятые Федеральным законом от 10 января 2003 года № 11-ФЗ, предусматривают получение образования с помощью дистанционных технологий в полном объеме. Это означает, что в отличие от ранее имевшейся возможности освоения лишь отдельных образовательных программ теперь обучающийся может получить полноценное высшее образование, находясь на расстоянии от педагогов ВУЗа. При этом обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.

Информация о работе Государственная политика РФ в сфере образования