Журналисты писатели. Кто они?

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:23, реферат

Описание работы

Кто такие журналисты-писатели? Этот вопрос волновал долгие годы и. скорее всего, будет волновать и дальше. Справедливо можно заметить, что многие писатели, рано или поздно, прибегали в своем творчестве к публицистике, многие начинали печататься с журналов, газет, альманахов и др.

Содержание

Введение……………………………………………………3 стр.
Журналистика Пушкина…………………………..4 стр.
Журналистская деятельность А.П. Чехова………7 стр.
Сергей Довлатов – писатель, журналист………..14 стр.
Сергей Минаев – журналист, писатель………….18 стр.
Заключение…………………………………………19стр.
Список используемой литературы………………………21 стр.

Работа содержит 1 файл

Реферат лит-ра.doc

— 120.00 Кб (Скачать)
 

     Федеральное государственное бюджетное

     образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     «Московский педагогический государственный университет» 

     

 

     ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

     ОТДЕЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

«Журналисты писатели. Кто они?»

Реферат по дисциплине

«Основы теории литературы»

Студентки 1 курса

Группы  № 107

В.С. Сатина

Преподаватель:

Е.Г. Чернышова 

Москва-2011 

 

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………3 стр.
  2. Журналистика Пушкина…………………………..4 стр.
  3. Журналистская деятельность А.П. Чехова………7 стр.
  4. Сергей Довлатов – писатель, журналист………..14 стр.
  5. Сергей Минаев – журналист, писатель………….18 стр.
  6. Заключение…………………………………………19стр.
  7. Список используемой литературы………………………21 стр.

 

Введение.

     Кто такие журналисты-писатели? Этот вопрос волновал долгие годы и. скорее всего, будет волновать и дальше. Справедливо можно заметить, что многие писатели, рано или поздно, прибегали в своем творчестве к публицистике, многие начинали печататься с журналов, газет, альманахов и др. Такой способ стать писателем был очень распространен раньше, во времена Пушкина, Чехова, Блока… Сейчас же, наоборот, многие журналисты становятся писателями, только после того, как состоятся в профессии журналиста.

     Кто же такие эти люди? Их интересные и творческие личности я и буду рассматривать в своей работе.

 

     Журналистика  Пушкина.

     В историю русской  культуры Пушкин вошел, прежде всего, как великий национальный поэт. Но Пушкин также был талантливым журналистом и критиком, он издавал и редактировал "Современник" – один из лучших журналов 1830-х годов. Когда до Москвы дошла весть о трагической гибели Пушкина, редактор "Московского наблюдателя" В. П. Андросов писал в Петербург А. А. Краевскому 3 февраля 1837 г.: "Пушкин едва ли не потому подвергся горькой своей доле, что сделался журналистом".

     О профессиональном отношении Пушкина к вопросам журналистики говорят многочисленные высказывания в письмах. Да и в художественных произведениях он зачастую откликался на споры в печати. Пушкин хорошо знал современную и прошлую журналистику: в его библиотеке имелось свыше тридцати названий журналов Поэту было свойственно высокое уважение к профессии журналиста; он утверждал, что "сословие журналистов есть рассадник людей государственных".

     В тяжелых условиях николаевской реакции  Пушкин продолжил  борьбу декабристов за честную, независимую, боевую журналистику, за общественно важный орган, способный объединить передовые литературные и научные силы; как и декабристы, он смело и мужественно выступал против реакционной журналистики и литературы.

     Журналистская деятельность Пушкина развивалась в трех направлениях: литературная критика, полемика и публицистика.

     В общетеоретических  и литературно-критических  статьях Пушкина, большая часть  которых не была опубликована при жизни поэта, разрабатывались  принципы эстетики реализма (или "истинного романтизма", в терминологии Пушкина), рассматривались с позиций реализма такие важные вопросы, как народность и общественная роль литературы, историческая обусловленность литературного процесса, понимание истинно прекрасного в искусстве, значение литературной критики и т. д. Во многом Пушкин был предшественником Белинского.

     При всем желании Пушкину  не удалось сделать  массовыми руководимые  им периодические  издания, как журналист  он обращался преимущественно  к узкому кругу  читателей, к "образованной публике", достаточно подготовленной и эрудированной. Поэтому Пушкину не было нужды подробно и обстоятельно аргументировать свои положения.

     Заветным  желанием Пушкина  было, по его собственным  словам, "пуститься  в политическую прозу" (письмо к Вяземскому от 16 марта 1830 г.), но строгие цензурные условия не позволяли ему печатать открыто публицистические статьи. И все же публицистическая струя пронизывала все творчество поэта – его лирику, художественную прозу, работы на исторические темы, журнальные и газетные выступления. Иногда эта публицистика приобретала сатирическую окраску в политически острых памфлетах Пушкина.

     В конце 1833 г. Пушкин начал  работать над большим  публицистическим сочинением "Путешествие  из Москвы в Петербург", оно полно иносказаний и намеков политического характера; в нем, как и во многих полемических статьях, Пушкин пользуется приемом стилизации: повествование ведется от вымышленного лица, путешествующего московского барина, взгляды которого не во всем разделялись Пушкиным.

     Обычно журнальную биографию Пушкина начинают с его участия в "Литературной газете" (1830) – и делают это неправильно. В "Литературную газету" Пушкин пришел, имея опыт журнальной работы как критик, рецензент и острый полемист.

     Первое  выступление Пушкина-журналиста в периодической печати относится к 1824 г. В мае этого года в "Сыне отечества" (№ 18) появилась присланная из Одессы полемическая заметка Пушкина – его "Письмо к издателю "Сына отечества". Этой заметкой Пушкин начал борьбу с реакционной прессой, выступив против журнала Каченовского "Вестник Европы" и его ведущего критика Михаила Дмитриева.

     В 1831 г. Пушкин, размышляя  о состоянии русской  журналистики, был  озабочен возрастающей монополией "Северной пчелы". Он считает, что если правительство  более свободно будет позволять издание общественно-политических журналов и газет, то "Северная пчела" не выдержит конкуренции, ибо она привлекает читателей только своим правом печатать политические известия.

     В течение 1832 г. Пушкин добивался разрешения на издание политической газеты "Дневник" и получил его благодаря поддержке Блудова, который надеялся превратить "Дневник" в орган министерства внутренних дел. Однако Пушкин не приступил к выпуску этой газеты, так как понимал, что при сложившихся обстоятельствах его "Дневник" мало чем будет отличаться от "Северной пчелы". Он не захотел играть роль полуофициального журналиста и предпочел отказаться от газеты. Только через три года ему удалось осуществить свою давнюю мечту – стать во главе периодического издания.

 

     Журналистская деятельность А.П. Чехова.

     Первые  опыты литературного  творчества Чехова в  юмористическом духе относятся к гимназическим  годам. Создание юмористического  журнала «Заика», где он помещал  первые придуманные  им анекдотические сценки, открыли ему путь в большую литературу.

     Задачи, которые предстоит  рассмотреть в  процессе изучения журналистской  деятельности юного  Чехова  не только  изучить, в каких  журналах и газетах  он публиковал свои рассказы, что они  собой представляли. Главная  цель –  провести исследование идейного уровня товарищей по перу и убеждений, по которым будущий писатель оттачивал своё мастерство.

     Юмористические  журналы, в которых  помещал молодой  Чехов свои рассказы: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки», «Свет  и тени», а так  же «Петербургская газета», газета «Новое время» приспосабливались к условиям общественно политической жизни начала 80-х годов XIX века.

       «Петербургская газета»  была типичной  «бульварной» газетой,  снабжавшей обывателя  «лёгким чтением»».  Тут были и политические  новости, и городские происшествия, и дачная жизнь, и «театральное эхо», и «летучие заметки в стихах и прозе», и уголовные романы.

       «Будильник», когда  в него перешёл  А. Чехов, издавал  Л.Н. Уткин. Здесь  Чехов доказал,  на сколько велик  его талант, когда  решил попробовать  себя в написании романа из иностранной жизни, и поспорил с редактором издательства, что напишет его не хуже появлявшихся тогда за границей и переводившихся на русский язык. Роман «Ненужная победа» оказался настолько интересен публике, что благополучно был доведён до конца, был не только вызван интерес к автору, но выдвигались предположения, что автор-иностранец – «не Мавра ли Иокая или, не  Фридриха ли Шпильгагена этот роман?».

     Одновременно  с «Будильником»  Антон Чехов сотрудничал  и с иллюстрированным художественным журналом «Москва» – И.И. Кланга, который впервые предложил изготавливать все иллюстрации в красках – это была довольно смелая, для того времени и оригинальная затея.

     Вопреки ожиданиям Чехов  выступил сначала  с рецензией, а  затем «смилостивился и дал туда целую повесть «Зелёная коса», которую отлично иллюстрировал брат Николай». Недостаток средств, для рекламы, и равнодушие публики не дали «Москве» окрепнуть, и она увяла.

     Оригинальный  выход для решения  финансовых проблем, привлечения подписчиков  сделала газета «Новости дня», или как их называл Чехов – «Пакости дня», публикуя тотализатор. В уголовном романе, «Драма на охоте», который он опубликовал в этом издании, Чехов, проявил величайшее искусство, говоря языком следователя.

     Были  еще журналы в  Москве, в которых сотрудничали Антон и Николай Чеховы – это «Свет и тени» и «Мирской толк», в котором Антон поместил повесть «Цветы запоздалые». Но этому журналу, чутко реагирующему на все события, не только в общественной, но и в политической жизни, особенно за рисунок, изображавший виселицу с надписью «Наше оружие для решения насущных вопросов», была запрещена розничная торговля и приостановлена деятельность.

     На  фоне всей этой безыдейной серости выделялся  журнал «Осколки», редактором и издателем которого был Н.А. Лейкин, в 60-е годы сотрудник «Современника» и «Искры». Возможно, поэтому Чехов тяготел к этому журналу.

     Случай, или сама судьба, свела Чехова с  этим издателем.Когда  Лейкин, услышав от поэта Л.И. Пальмонова: – «Вот идут два  талантливых брата», остановил извозчиков и, окликнув, пригласил работать в «Осколках». Так случился переход  в литературе из Москвы в Петербург молодого автора Антона Чехова.

     Стихи и сатирические статейки тонули в море обычной  лёгкой и беспринципной  юмористики, с каждым годом, по мере усиления реакции, всё более и более умножавшейся. По словам одного из сотрудников «Осколков» Маралы Иерихонского, юмористические журналы 80-х годов «напоминали толкучку, сброд старьёвщиков и менял, где если среди всевозможного хлама и попадались ценные вещи, то очень редко и случайно».

     С другой стороны, Чехов, очень болезненно воспринял  закрытие «Осколков».

     Как же действовала литературная среда на молодого Чехова в моральном  и идейном отношениях?

     Попытки «приручить» Чехова, подчинить его  идейному руководству, были, особенно со стороны А.С. Суворина, редактора «Нового времени», но Антон Чехов был достаточно самобытен и сумел найти свою дорогу.

     Н.К. Михайловский, редактор журнала «Русское богатство» писал: «Я был поражён вашей  неиспорченностью, потому что не знал школы хуже, которую вы проходили в «Новом времени», «Осколках» и пр. Потом понял, что иначе и не могло быть, – эта грязь не могла к вам пристать».

     В области художественного  мастерства, как видно  из писем писателя, наиболее глубокое воздействие  на него оказали классики: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Л. Толстой. Гоголя и Салтыкова-Щедрина он особенно ценил, как юмористов и сатириков.

     В плане наиболее экономной  передачи характерного, сам Чехов ставил вопрос о художественной детали, которая была одним из главных средств стимулирования творческого воображения читателя – это была одна из тех «тайн» творчества, которой учились у него другие писатели.

     Если  Чехов сумел не поддаться идейному воздействию лейкинской и суворинской  школы, то, с другой стороны, он взял от своего участия в юмористических журналах то полезное, что они могли дать. Это, прежде всего, относится к технике сжатого, короткого рассказа.

Информация о работе Журналисты писатели. Кто они?