Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:57, курсовая работа
Жанр журналистского расследования предполагает всестороннее и подробное исследование некой мало изученной, закрытой или тщательно скрываемой темы, в процессе работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую нас информацию. Понятно, что зачастую это просто невозможно сделать. Тогда метод поиска материала становится не менее захватывающим,
Содержание:
Введение
1 Глава 1. Журналистское расследование на выборах.
1.1 Значение и особенности журналистского расследования на выборах
1.2 Потребности в журналистских расследованиях на выборах
1.3 Журналистское расследование на выборах: особенности жанра
2 Глава 2. Некоторые рекомендации по проведению журналистского расследования на выборах
2.1 Предварительная подготовка к проведению расследования
2.2 Планирование журналистского расследования
2.3 Рекомендации по проведению интервью в ходе расследования
2.4 Как не допустить ошибок в ходе расследования
3 Глава 3. Выборы и журналистский контроль
3.1 Предмет расследования
3.2 Где достать информацию?
3.3 Схема расследования
3.4 Предварительная оценка круга потенциальных источников информации
3.5 Принятие решения
3.6 Реализация плановых мероприятий
Заключение
Приложения
Общей заботой всех СМИ, но прежде всего государственных и муниципальных, должно стать распространение информации по всем связанным с выборами вопросам - об избирательных объединениях и кандидатах, основных этапах избирательной кампании, процедуре голосования и т.д., чтобы каждый гражданин имел возможность со знанием дела реализовать свои избирательные права. Средства массовой информации, особенно государственные и муниципальные, обязаны заботиться о повышении образовательного уровня избирателей по вопросам организации и проведения выборов. Соответствующие материалы и передачи должны быть точными, беспристрастными и удовлетворительным образом информировать избирателей о том, как можно проверить списки избирателей, каким образом, когда и где им надлежит голосовать, как обеспечиваются тайна голосования и общественное наблюдение за выборами и т.д.
Все СМИ, но прежде всего государственные и муниципальные, должны при освещении выборов действовать взвешенно и беспристрастно, не допуская дискриминации в отношении какого-либо избирательного объединения или кандидата. Выпуски новостей и иные информационные программы не должны носить односторонний, тенденциозный характер, что, однако, не отменяет общепризнанных принципов свободы объективного сбора и обнародования новостей, а также непредвзятого комментирования и критики. Ничто не отменяет свободы выражения мнений и права журналистов излагать свои личные суждения и оценки.
Журналисты не могут и не должны нести ответственность за не соответствующие закону заявления кандидатов, избирательных объединений и блоков, распространяемые средствами массовой информации в период избирательной кампании. Раз закон дает право кандидатам, объединениям и блокам «самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации», то пусть они и несут ответственность за содержание предвыборных материалов. Помимо прочего, это должно заставить руководителей СМИ поостеречься от участия в скрытой агитации и, особенно, «контрагитации», превращающих журналистов в «пушечное мясо» предвыборных баталий.
Главные редакторы средств массовой информации должны в наикратчайшие сроки предоставлять кандидатам, избирательным объединениям и блокам возможность обнародовать свои опровержения и ответы, не дожидаясь соответствующих обращений избирательных комиссий и судебных решений, чтобы избиратели могли сопоставлять конкурирующую информацию в режиме реального времени. Своевременное распространение опровержения или ответа должно препятствовать возбуждению юридического преследования в отношении редакций СМИ и журналистов.
В государственных и муниципальных средствах массовой информации должно быть обеспечено максимально беспристрастное и взвешенное освещение текущих событий избирательной кампании. Объем сообщений о кандидатах, объединениях и блоках в выпусках новостей должен быть сопоставим с их значением на выборах и степенью их поддержки избирателями, а сравнимые по важности события должны получать сравнимое по объему и характеру освещение. Информация о действующих государственных чиновниках, участвующих в выборах, должна быть сведена к разумному минимуму, чтобы не создавать для них неоправданных преимуществ в доступе к СМИ. При изложении новостей главным редакторам и журналистам следует воздерживаться от своих комментариев, а во всех остальных случаях четко отграничивать факты от мнений.
Предоставление участникам предвыборной борьбы доступа к СМИ, в первую очередь государственным и муниципальным, должно быть честным и равным. В электронных средствах массовой информации преимущество должно быть отдано передачам в прямом эфире, воспринимаемым как честные и содержательные. Объем предоставляемого кандидатам, объединениям и блокам эфирного времени должен быть достаточен для обнародования ими своих сообщений, а также для получения избирателями информации об их позициях по основным проблемам, послужном списке и личных качествах претендентов. Они должны быть организованы таким образом, чтобы предоставлять журналистам, экспертам и аудитории реальную возможность задавать вопросы кандидатам, а кандидатам - вести полемику друг с другом. При этом следует обеспечить равновесие задаваемых вопросов.
Организации, осуществляющие опросы общественного мнения в период избирательной кампании, должны проявлять особую тщательность при подведении итогов, учитывая то, что их данные могут оказать значительное воздействие на результаты голосования, особенно там, где их значение воспринимается неадекватно. Обнародуя результаты опросов, СМИ должны напоминать аудитории, что они лишь фиксируют состояние общественного мнения на конкретную дату и не являются абсолютно надежным показателем будущих результатов голосования.
Учредители, издатели и владельцы средств массовой информации, прежде всего государственных и муниципальных, должны воздерживаться от навязывания журналистам своих представлений относительно содержания публикаций и передач, посвященных выборам. Цензура - в какой бы форме она ни осуществлялась - запрещена Конституцией России. В этой связи мы призываем в кратчайшие сроки после завершения избирательных кампаний реформировать государственные и муниципальные средства массовой информации, предоставив им статус открытых общественных учреждений, пользующихся журналистской и издательской независимостью, а также принять закон, гарантирующий редакционную самостоятельность в частных и смешанных СМИ.
Телерадиокомпаниям и редакциям периодических печатных изданий, подпадающим под действие пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», должны быть в полном объеме предоставлены финансовые средства, необходимые для полноценного выполнения возложенных на них избирательным законодательством функций. Отсутствие финансирования должно рассматриваться как ущемление избирательных прав граждан.
Те, в чьих руках находится материально-техническая база производства и распространения продукции средств массовой информации, не должны предпринимать какие-либо действия, которые могут помешать печатной и электронной прессе донести до граждан общественно значимую информацию в период избирательной кампании. Мы призываем их в этот период воздержаться от повышения тарифов на услуги связи и цен на бумагу, полиграфические работы, от расторжения или пересмотра договоров аренды и т.п.
Многочисленные надзирающие, контролирующие, регулирующие и лицензирующие государственные и муниципальные органы должны проявлять в период избирательной кампании максимальную сдержанность и не предпринимать в отношении средств массовой информации, участвующих в освещении выборов, каких-либо репрессивных мер, за исключением случаев непосредственной, наличной и неустранимой опасности жизненно важным общественным интересам. Мы призываем их в этот период воздержаться от аннулирования лицензий, опечатывания редакционных помещений под предлогом обеспечения противопожарной безопасности или сангигиены, отключения передатчиков и т.п. В любом случае мера пресечения или наказания должна быть пропорциональна реально причиненному вреду. Нельзя допустить, чтобы административные репрессии в отношении СМИ стали методом ведения предвыборной борьбы. Вот почему каждый такой случай должен рассматриваться как уголовно наказуемое воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов и попытка введения косвенной цензуры, становиться предметом немедленного реагирования со стороны избирательных комиссий, прокуратуры и суда.
Мы призываем руководителей субъектов Российской Федерации принять экстренные меры к отмене всех правовых норм, противоречащих федеральному законодательству о средствах массовой информации и ограничивающих свободу выражения мнений, тем самым нанося ущерб полному и независимому освещению избирательного процесса, а в целом- достоверности результатов выборов.
Мы призываем ЦИК России и другие избирательные комиссии установить конструктивное взаимодействие со средствами массовой информации, оказывать журналистам максимальное содействие в сборе и получении сведений, необходимых им для освещения избирательного процесса.
Мы призываем правоохранительные органы взять средства массовой информации под свою защиту и оперативно расследовать все случаи насилия или запугивания журналистов, уничтожения редакционных помещений и оборудования с тем, чтобы виновные быстро и неотвратимо несли заслуженное наказание. Беззащитность журналиста перед лицом бандитов или экстремистов, особенно в контексте их массированного проникновения во власть, может поставить под вопрос его независимость, а в конечном счете привести к дезориентации избирателей.
Мы призываем ЦИК России и другие избирательные комиссии, а также Судебную палату по информационным спорам быть подлинно независимыми и беспристрастными при рассмотрении жалоб на нарушение средствами массовой информации требований избирательного законодательства. Уважая российские законы, в профессиональных вопросах мы признаем только юрисдикцию своих коллег, а именно Большого Жюри Союза журналистов России, которому вверяем осуществление контроля за выполнением положений настоящей Декларации. В этой связи мы поручаем Большому Жюри как корпоративному институту гражданского общества рассматривать конфликтные ситуации нравственно-этического характера и принимать решения, которые мы обязуемся считать для себя обязательными.
Мы приглашаем всех учредителей, издателей, владельцев и работников средств массовой информации, всех публичных политиков и кандидатов, все избирательные комиссии, объединения и блоки, все неправительственные организации присоединиться к настоящей Декларации и следовать ее положениям.
Декларация принята конгрессом Российской прессы
«Избирательная кампания:
журналистика и политические технологии»
8 сентября 1999 г., Ижевск, Удмуртская Республика
Список использованной литературы:
1. Выборы и журналистское расследование. - М.: «Права человека», 2001. - 216 с. ББК 67.99(2), ISBN5-7712-0184-7, Ответственный редактор - Дафни Скиллен.
2. Кодекс журналиста.