Журналистика как компонент СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка и анализ механизмов журналистики в системе средств массовой информации.
При этом цель работы раскрывается через решение следующих поставленных задач:
отразить понятие журналистики;
охарактеризовать основные тенденций формирования и функционирования средств массовой информации;
оценить роль СМИ и журналистики в современном обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3

Глава 1. Современная система СМИ
1.1 Общая теория журналистики как компонента СМИ…………………… 6
1.2 Типологическая палитра СМИ…………………………………………… 11
1.3 Инфраструктура СМИ…………………………………………………… 16
1.4 Роль СМИ………………………………………………………………….. 20

Глава 2. Журналистика как компонент СМИ
2.1 Этапы массово-информационного процесса ……………………………
2.2 История развития российской журналистики как компонента СМИ ……….
2.3 Журналистика как «четвертая власть». СМИ сегодня …………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ журналистика.docx

— 79.60 Кб (Скачать)

Пресс-центры создаются при различных ведомствах, крупных фирмах, общественных организациях. В функции их сотрудников входит консультации работников СМИ, помощь в установлении контакта с подразделениями ведомства, снабжение СМИ информацией о деятельности своего ведомства, в том числе подготовка пресс-релизов, сбор и обработка материалов, качающихся сферы компетенции «хозяина» или затрагивающих его интересы. Пресс-центры могут создаваться временно – на момент крупных мероприятий: политических форумов, спортивных мероприятий. Временные пресс-центры заняты аккредитацией журналистов, выпуском пресс-релизов, сбором информации и подготовкой публикаций.

PR-службы близки по своим функциям к пресс-центрам. Однако в их работе есть и своя специфика. Они должны не только налаживать контакты, но и создавать имидж заказчика. Помимо СМИ в PR-компаниях широко используются плакаты, листовки, значки, организовываются встречи, поездки и прочие PR-акции.

Рекламные агентства занимаются изготовлением рекламы и ее размещением, проведением комплексных рекламных кампаний, разработкой товарных знаков и фирменного стиля, посреднической деятельностью между рекламодателем и СМИ.

Техническую часть инфраструктуры составляют предприятия полиграфии, технические центры ТВ и радио, предприятия связи, организации, занимающиеся торговлей и распространением прессы, производители теле- и радиотехники, бумаги, оргтехники, технических средств для СМИ.

В систему работы с кадрами входят факультеты и отделения журналистики, различные семинары и курсы повышения квалификации, творческие союзы журналистов.

Организационно-управленческая структура возглавляется Министерством печати и других СМИ и другие институты, регулирующие деятельность СМИ.

 

 

1.4 Роль средств массовой информации

 

Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств  массовой информации. Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и  объединенные средствами связи в  мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно  сильное влияние на психологию громадной  массы людей во всем мире.

Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс  информатизации общества. Появление  новых технических средств, информационных технологий и др. обеспечивает своевременный  сбор, накопление, оперативную обработку  и передачу информации в любую  точку мирового пространства.

В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать  влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного  общества.

Начало нынешнего столетия выявило беспрецедентно возросшую  роль коммуникации в жизни современного общества. Век радикальных социальных перемен и невидимого технического прогресса породил череду коммуникационных революций, которые, в свою очередь, вызвали к жизни новые отношения, формы и способы общения между  людьми. Развитие коммуникаций порождало  качественно новые социально-культурные феномены, радикально меняя привычную  направленность, масштабы и наполнение информационных потоков в обществе.

Журналистика представляет собой часть мировой культуры и очень важную часть общественного  движения. Это феномен творчества и политики. В совокупности - это  одно из важнейших явлений современной  цивилизации.

От века в век роль журналистики неуклонно увеличивалась. Сегодня  она является мощной идеологической силой. Журналистика создает президентов, влияет на эволюцию общественной мысли, организации общества, на развитие экономики. Являясь одним из феноменов  культуры, она сама активно воздействует на духовную и материальную культуру, на ее развитие.

 

 

 

 

Глава 2. Журналистика как компонент СМИ

2.1 Этапы массово  – информационного процесса

 

Схематично массово-информационный процесс можно изобразить следующим  образом:

Ж → Т (И) → А

Где журналистика (Ж) несет  определенную информацию (И), заключенную  в разнообразных текстах (Т) для  аудитории (А). В идеале полученная аудиторией информация «работает», становится источником новой информацией, которая посредством  «обратной связи» возвращается к  журналистам. В действительности, далеко не вся переданная журналистом информация оказывается принятой, и, тем более, сообразно замыслу журналиста освоенной. В целом эффективность взаимодействия текста с аудиторией складывается из двух составляющих.

1.Из информационной насыщенности текста, т. е. наличия в нем большого объема потенциальной информации.

2.Из высокой информативности текста, т. е. максимальной реализации его потенциала при столкновении с аудиторией, что и означает его высокую реальную эффективность.

Поэтому журналисты должны добиваться высокой информационной насыщенности в каждом тексте. Для  этого существуют определенные правила, которые необходимо применять в  практической деятельности. Эти правила  формулируются в соответствии с  тремя этапами массово-информационного  процесса:

    • фиксацией действительности и ее первичным отображением;
    • созданием журналистского текста
    • освоением текста аудиторией.

В соответствии с этими  тремя этапами «текстовую деятельность»  журналиста описывают с трех сторон: семантической, синтактической, прагматической.

Семантика текста – это характер его отношений с действительностью (что и как отображено).

Синтактика текста – это характеристика его внутренней структуры (как организован текст).

Прагматика текста – характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается).

Журналист должен проявлять  равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая  важная задача массово-информационного  процесса, как информированность аудитории.

Информированность – это  такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект  располагает необходимой и достаточной  информацией, позволяющей верно  ориентироваться в действительности.

Стопроцентная, полностью  соответствующая реальному положению  вещей информированность – это, конечно, положение из области фантастики. На пути информированности стоит  множество преград: неполнота знаний журналиста, неизбежный субъективизм журналистов при отображении  действительности, внетворческие преграды, в т. ч. затрудненный доступ журналистов к информации, а информации – к аудитории. По данным Фонда защиты гласности в 2007 году на территории России было официально зафиксировано 180 отказов журналистам в доступе к информации, включая запреты на производство аудио- и видеозаписи, фотосъемки, отказы в аккредитации, ограничение прав на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях; 21 случай отказа от печатания и распространения газет; 44 случая отключения от эфира, 15 случаев изъятия, скупки или ареста тиража.

Но, тем не менее, в каждом тексте журналист должен видеть шаг  к основной цели своей деятельности – повышению информированности  аудитории.

Вернемся к трем этапам массово-информационной деятельности и соответствующим аспектам «текстовой деятельности» журналиста – семантике, синтактике и прагматике. Они не постепенны, не изолированы друг от друга. Но на первый план выступает  прагматический аспект. Если текст  не находит контакта с аудиторией, то бессмысленно говорить, насколько  качественно он организован или  каких важных проблем касается.

Для прагматической ценности материала журналист должен знать свою аудиторию и стараться выполнять следующие требования.

1. Текст должен обладать  таким свойством, как небанальность, т. е. должен содержать оригинальность сведений. Проявления небанальности различны: это и новизна информации, наличие сведений, ранее неизвестных аудитории; это и углубление, систематизация уже известной информации; это и новая интерпретация уже имеющихся данных. Необходимо заметить, что неэффективна не только давно известная информация, но и совершенно новая. Лишенная основы из заранее накопленных знаний, она не будет воспринята аудиторией должный образом.

2. Следующее требование  к тексту - его декодируемость, доступность сообщения для понимания. Журналист должен учитывать языковую стихию аудитории. Некоторые молодежные издания, например, излишне усердствуют в стремлении соответствовать манере общения своих читателей, пытаясь копировать современный сленг. Журналисту должен быть известен «код культуры» аудитории, т. е. уровень ее образованности. В период резкого социального расслоения нельзя не учитывать социальную позицию аудитории.

3. Требование релевантности (от англ. «relevant» – уместный, относящийся к делу) подразумевает ценность, значимость сведений для аудитории. Свойством релевантности в наибольшей мере обладают тексты, которые соответствуют потребностям и интересам аудитории. Интерес обычно руководит поиском информации интерес, а потребности проявляются не так остро.

Информация о работе Журналистика как компонент СМИ