Журналистика и пропаганда

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Журналистика и пропаганда – две мощные силы, за которыми стоит многолетняя история формирования и постепенного их внедрения в общественную и личную жизнь каждого человека.
Пражурналистику (протожурналистику), существовавшую в устной форме, связывают с деятельностью церковных проповедников, гонцов-глашатаев, герольдов, ораторов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Совокупность объекта, предмета, функций журналистики и пропаганды……………………………………………………………………………………………………...…6
1.1 Соотношение понятий журналистика и пропаганда…………………………………..6
2.2 Методика пропагандистской деятельности журналиста………………………..….9
Глава 2. Общие сведения об отделе пропаганды на примере УГИБДД МВД по Чувашской Республике……………………………………………………………………..……………..12
2.1 Основные направления деятельности подразделений Госавтоинспекции по пропаганде УГИБДД МВД по Чувашской Республике………………………..………12
2.2 Особенности деятельности подразделений пропаганды…………………………14
Заключение…………………………………………………………………………………….…………………19
Список использованной литературы……………………………………………………..………..20

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 38.35 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….…3

Глава 1. Совокупность объекта, предмета, функций журналистики и пропаганды……………………………………………………………………………………………………...…6

1.1 Соотношение понятий журналистика и пропаганда…………………………………..6

2.2 Методика пропагандистской  деятельности журналиста………………………..….9

Глава 2. Общие сведения об отделе пропаганды на примере УГИБДД МВД по Чувашской Республике……………………………………………………………………..……………..12

2.1 Основные направления  деятельности подразделений Госавтоинспекции  по пропаганде УГИБДД МВД по  Чувашской Республике………………………..………12

2.2 Особенности деятельности  подразделений пропаганды…………………………14

Заключение…………………………………………………………………………………….…………………19

Список использованной литературы……………………………………………………..………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Журналистика и  пропаганда – две мощные силы, за которыми стоит многолетняя история  формирования и постепенного их внедрения  в общественную и личную жизнь  каждого человека.

     Пражурналистику (протожурналистику), существовавшую в  устной форме, связывают с деятельностью  церковных проповедников, гонцов-глашатаев, герольдов, ораторов. То есть на определенном этапе развития различных форм общественной организации возникла потребность  в массовой коммуникации, которая  была осознана верхами, и они, возглавляя города, государства, поощряли развитие массового информационного обмена. Тем более это стало реально  возможным с возникновением и  стремительным распространением в  странах Западной Европы техники  высокой печати.

     Понятие «пропаганда» своими корнями также уходит в далекое прошлое[9]. Изначально оно означало укрепление особым способом побегов и корней растений для их лучшего роста, то есть использовалось садоводами для обозначения действий, способствующих благоприятному цветению плодовых и прочих. Со временем значение этого слова трансформировалось – от обозначения особой коллегии, распространявшей религиозную информацию среди еретиков и далеких от веры, до обозначения любых действий, связанных с распространением философских идей, взглядов или задач различных социальных движений.

     Понятие было перенесено на социальную почву  и стало ассоциироваться с  укоренением социальных идей в обществе. В самом общем смысле пропаганда понимается как распространение  и углубленное разъяснение идей, учений, знаний.

     К концу XIX в. под пропагандой стали  понимать действия революционеров, которые  несли массам идеи борьбы за свободу и счастье[10].

     В XX в. понятие приобрело негативный оттенок, связанный с суггестивными  методами (внушение и др.) внедрения  идей в массовое сознание. Политизация  термина, который многими стал ассоциироваться  с конкретными режимами («фашистская  пропаганда», «советская пропаганда»), на наш взгляд, не является продуктивной. Ведь существует и такой взгляд на пропаганду: это – метод доведения  информации, который в отличие  от агитации, предполагающей достаточно некритичное восприятие информации, опирается на систему аргументов, убеждающих аудитории.

     Именно  массовая коммуникация выступает посредником между социальными институтами, властными структурами и социальными группами, а также индивидуумами, и наиболее популярными каналами для неё являются всевозможные СМИ. Любое журналистское выступление может нести пропагандистский эффект. Можно говорить о мере пропагандистского воздействия, но в любом случае действенность маковой коммуникации будет предопределяться актуальностью ее содержания. Пропаганда – это метод распространения идей, к сожалению, и не всегда хороших и правильных, но такой способ донесения любой информации наиболее прост и действенен, т.к. активно применяется развернутая система аргументации, демонстрируется наглядная картина происходящего. Массовая коммуникация – это средство распространения передовых социальных идей, актуальное выражение адекватного положения в обществе. Специфика её также заключается в отражении всего самого передового в различных в сферах, сопряженных непосредственно с жизнью человека. Чрезвычайно важно, чтобы массовая коммуникация мгновенно реагировала на интересующие массы проблемы, помогала найти правильные ответы на вопросы, возникающие в ходе реформ, своевременно и понятно объясняла массам государственные решения.

     Соотнося  все вышесказанное, мы обнаруживаем неразрывную связь истинной пропаганды с жизнью и её творческий характер. Например, в публицистике – основном потоке информации, наполняющем журналистику, – несомненно, присутствуют элементы пропаганды. Если в науке любой факт представляется, анализируется и включается в качестве аргумента в систему во всей его полноте и в сочетании с множеством аналогичных фактов для демонстрации не только тенденции, но и закона, то в журналистике (публицистике) многое оставляется на веру. Аудитория, доверяя репутации СМИ, конкретного журналиста, понимая специфику массовой коммуникации (например, ограниченность объёма текста), воспринимает факты как достоверные. Между тем в силу своей оперативности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Совокупность объекта, предмета, функций журналистики и пропаганды.

    1. Соотношение понятий журналистика и пропаганда.
 

     Журналистика  и пропаганда прошли долгий путь исторического  развития. Журналистика возникла в  период разложения феодального и  становления капиталистического способа  производства как закономерное следствие  объективного развития социально-экономических  отношений. Обобществленный характер капиталистического производства, развитие рыночных связей, ряд других причин требовали налаживания регулярной информации, охватывающей все основные сферы жизни. Возникла реальная социальная потребность в инструменте отбора и распространения такой информации. На практике она смогла реализоваться  с развитием техники книгопечатания. В XV— XVI ст. в Европе появляются первые периодические издания. Журналистика становится специализированным видом  деятельности, постепенно обретающим массовое распространение[4].

     Пропаганда  же зародилась значительно раньше, вместе с классовым расслоением  общества, одновременно с «кристаллизацией»  интересов классов и социальных групп как инструмент обеспечения  социально-классовых потребностей. Так, например, мы можем говорить о  пропагандистском характере речей  Демосфена против Александра Македонского, в которых выражены интересы афинской аристократии. К области пропаганды относится и «политическое красноречие» Древнего Рима. Пропаганда рождалась  в политической борьбе, которая является проявлением классовых отношений. Пропагандист выступает как политик, как человек, выражающий и распространяющий определенные политические взгляды. Эта  связь пропаганды с социально-классовыми интересами и с политикой —  средством реализации этих интересов  — является определяющим свойством  пропаганды, отражающим ее природу.

     Пропаганда  всегда стремилась к расширению своего «инструментария». К устному слову  добавлялся рукописный текст. Памфлеты и листовки эпохи Крестьянской войны  в Германии, «подметные письма» Емельяна Пугачева и универсалы Богдана Хмельницкого несут отпечаток пропагандистской направленности, стремления утвердить  определенные политические взгляды, расширить  круг союзников и единомышленников. Далекие предшественники современных  газет — рукописные цайтунги, куранты и реляции — обнаруживают явные признаки пропагандистской организации материалов. Историк журналистики П. М. Федченко пишет: «В производстве рукописных газет все более явно проглядывает определенная политическая (или какая-то иная) тенденция, которую осуществляет уже не аморфный, нейтральный и незаметный для читателя собиратель и переписчик новостей, а человек с определенным политическим лицом, определенными симпатиями и антипатиями, определенными умонастроениями и притязаниями. Это находит свое проявление и в тенденциозно отобранном материале, и в своеобразном его редактировании и интерпретации, в редакционно-авторских комментариях, в усилении публицистической окраски, в элементах апологетики и критики».

     Журналистика  как специализированная общественно-политическая деятельность и как совокупность технических средств распространения  информации расширила возможности  пропагандистского воздействия  на общественное сознание[6]. Господствующие классы, буржуазные политические партии, власть имущие в капиталистических странах увидели в журналистике орудие распространения своего политического влияния, утверждения своих взглядов и ориентации. Печатные газеты становятся инструментом пропаганды, обретают четко выраженные пропагандистские функции.

     Журналистика  становится также средством реализации еще одной социальной потребности  — регулярного сообщения информации о текущих событиях с целью  социального ориентирования населения . С момента своего зарождения она охватывает информацию (отбор и освещение с определенных классовых позиций актуальных фактов повседневной жизни) и пропаганду (распространение и утверждение в массовом сознании мировоззренческих суждений и оценок)[5]. Однако журналистика не стала единственным каналом пропагандистского воздействия.

     С изобретением печатного станка устная пропаганда не только не утратила своего значения, а стала еще интенсивнее  и разнообразнее, так же как в  наше время радиовещание и телевидение  не уменьшили роль устного пропагандистского  слова в межличностном общении.

     Каково  же соотношение понятий журналистика и пропаганда? Его сложность состоит прежде всего в том, что понятие журналистика не однозначно. Поэтому, как это ни парадоксально на первый взгляд, журналистика выступает по отношению к пропаганде, с одной стороны, как более широкое, а с другой — как более узкое понятие. У журналистики круг «интересов» шире, чем у пропаганды. Она включает в себя повседневное информирование об актуальных событиях. Но журналистика — это не только специфическая деятельность, это также совокупность технических средств тиражирования информационных сообщений и пропагандистских материалов (газеты, журналы, телевидение, радиовещание). В этом отношении она представляет собой лишь один из многочисленных инструментов пропаганды.

     Пропаганда  отличается универсальностью использования  средств и орудий влияния. В ее арсенале и плакат, и фотовыставка, и индивидуальная беседа, и технические  средства массовой информации. Журналистика обращается только к массовой аудитории, и ее деятельность обусловлена системой средств, специально предназначенных  для тиражирования ее произведений. Пропаганда — обязательный компонент  журналистики, поэтому можно сказать, что каждый журналист — это  пропагандист. Однако значительная часть  пропагандистской деятельности остается вне пределов журналистики, поэтому далеко не каждый пропагандист является журналистом.

     Даже  в самих средствах массовой информации немало пропагандистских материалов или  же произведений, имеющих отношение  к пропаганде, оказываются за рамками  журналистики. Газета публикует официальные  документы, призывы и лозунги, на ее страницах можно прочесть отрывок  из пьесы или повести. В телевизионной  передаче идет прямая трансляция митинга. Поэтому, когда мы говорим о пропаганде в средствах массовой информации, мы должны иметь в виду всю совокупность пропагандистских материалов в газете, радио- и телепрограмме. Для обозначения  пропаганды, являющейся произведением  журналистики как особой профессиональной деятельности, мы предлагаем использовать термин журналистская пропаганда. 
 

1.2 Методика пропагандистской деятельности журналиста. 

     Журналистская пропаганда — многоплановое и  многообразное явление. Это и  подборка хроникальных заметок в  газете, и фотовыставка, и телевизионная  беседа. У нее нет единого стиля  или какого-либо эталона формы. Пропагандистской материал может представлять собой  строго научное обоснование теоретического положения или образно-художественное повествование о событии. Пропаганда охватывает практически все жанры  и формы журналистского творчества. И все же было бы неправильно утверждать, что пропаганда как совокупность разнообразных материалов лишена закономерностей  организации содержания. Как и  любая деятельность, имеющая свой объект и предмет, свои специфические  принципы, функции, цели и задачи, пропаганда обладает и собственным методом, т. е. присущим именно ей способом освоения действительности.

     Что же представляет собой метод пропаганды? В. А. Шандра дает следующий ответ  на этот вопрос: «...в общем виде метод  печатной партийной пропаганды может  быть определен как система регулятивных, мировоззренческих, идеологических, политических принципов и частных приемов, конкретных процедур, способов достижения поставленной цели в отражении социальной действительности и организации  результатов познанного в эффективное  социально полезное воздействие  на читателя» [1] . Единство принципов и приемов достижения цели составляет метод любой целенаправленной деятельности. Суть же состоит в том, какие именно принципы и способы освоения действительности являются определяющими, ведущими для данной деятельности.

     Метод пропаганды определяется спецификой ее объекта (мировоззрение общества), предмета (распространение и утверждение  обусловленных классовыми отношениями  идей, суждений и взглядов), функций (политическое просвещение, идейное  воспитание, регулятивные задачи), целей (формирование политического сознания, стимулирование социальной активности), общих и организационных принципов (научность, партийность, правдивость, связь с жизнью, конкретность, единство слова и дела; широта и массовость охвата населения единым идеологическим воздействием, целенаправленность и  последовательность пропагандистской работы, комплексный подход, централизация, специализация, взаимодействие и координация).

Информация о работе Журналистика и пропаганда