«Vogue» уделяет
значительно меньше внимания репрезентации
модных тенденций, однако фактически главная
и самая наполненная рубрика издания –
«In Vogue», все её материалы, так или иначе,
посвящены моде: краткие информации модных
показах, деталях, тенденциях, обширные
материалы модной аналитики, рассказы
о дизайнерах и моделях, покоривших подиум
в прошедшем месяце. Следующий раздел
«Shops» рассказывает о must-have вещах сезона,
репрезентирует их читателю с помощью
небольших фотосессий, посвящённых тому
или иному предмету гардероба. По сути,
данная рубрика аналог раздела «Шопинг»
в «L’Officiel», но у неё есть своя отличительная
особенность: традиционно «Vogue» печатает
сухую статистику о модных нововведениях
месяца с незначительными комментариями
к ней. Например, в № 02 за февраль 2009 года
была опубликована статья Маруси Борисовой
«Мягко стелет», которая в цифрах и фактах
рассказывала «о мягком металле с твёрдым
характером»25 - о золоте.
Наличие
новостных материалов о светской
жизни – ещё один типологообразующий
фактор универсальных женских
журналов. Секреты глянцевой кухни
раскрывает рубрика «Константа»
в «L’Officiel» и «Living» в «Vogue». Важно отметить,
что оба журнала отводят незначительную
часть новостям о жизни медийных лиц страны.
Теме красоты
так же посвящено немало материалов
в данных журналах. «Красота»
- название раздела в «L’Officiel»,
публикующего самые ожидаемые советы
по уходу за собой, статьи о диетах, о здоровье,
материалы о новых разработках косметических
компаний. Интересный подраздел «Техника»
рассказывает о салонах красоты, которые
предлагают аналогичные виды услуг. Например,
в № 104 за февраль 2009 года была опубликована
статья «Мемуары гейши», в которой рассказывалось
о салонах, где проводятся японские ритуалы
красоты. А в № 105 за март 2009 года статья
«В хорошие руки» была посвящена стилистам-парикмахерам
из трёх салонов красоты Москвы. Подраздел
«Техника» аппелирует к идее помощника
деловым женщинам в выборе салонов красоты,
в этом проявляется рекламно-справочная
и информационная функции женских журналов.
Естественно, в «Vogue» также есть раздел,
публикующий материалы о красоте – «Beauty».
Отличительной чертой «красивого» раздела
в этом журнале является подраздел «Новый
сезон», где рассказывается об основных
тенденциях в макияже и причёсках в новом
сезоне. Так в № 03 за март 2009 года был опубликован
материал Марины Сютаевой «К нам весенние
ветра», который рассказал и показал 12
весенних трендов 2009 года.
Отличительной
особенностью большинства универсальных
журналов для женщин являются
посезонные специальные предложения.
Эта особенность присуща и
«Vogue», и «L’Officiel». К мартовским номерам
обоих журналов в 2009 году были специально
сделаны два приложения. «L’Officiel» предложил
своим читателям рассказ о достижениях
индустрии красоты в приложении «Beauty-Biz
глазами профи», а «Vogue» представил концентрированную
презентацию модных новинок в приложении
«Коллекции весна-лето 2009».
Универсальные
женские журналы, как правило,
дают на своих страницах обзоры
музыкальных и киноновинок, а
также рассказывают об основных
событиях в мире искусства.
Журнал «L’Officiel» посвящает данной теме
раздел «Искусство». Состоит эта рубрика
из материалов, посвящённых различным
выставкам, арт-галереям, произведениям
искусства. Статьи достаточно полные и
содержат много информации о каком-либо
событии или явлении в мире искусства.
Традиционно раздел начинается с публикации
о внутреннем убранстве домов известных
личностей - галлеристов, художников, дизайнеров.
В этот же раздел включены материалы о
новинках музыкального мира и киноиндустрии,
здесь же печатаются статьи о мировых
звёздах голубого экрана с точки зрения
их профессиональных успехов и достижений.
Здесь же даются обзоры фильмов и музыкальных
дисков, релиз которых намечен на ближайший
месяц. В «Vogue» этим же темам посвящён раздел
«High Life». Он представлен статьями об искусстве,
публикациями об известных личностях
из мира кино, музыки и искусства. Информационные
материалы презентуют новинки музыкального
и киномира, рассказывают о прошедших
и недавно открывшихся выставках классических
и современных художников.
Как я
уже отметила, обзоры – жанр, который
регулярно появляется на страницах
данных изданий. Другой не менее
распространённый публицистический
жанр – интервью. Интервью публикуются
в совершенно разных разделах
«Vogue» и «L’Officiel». Довольно интересная
и необычная подача материалов в жанре
интервью используется в журнале «L’Officiel».
В данном издании элементы интервью вкрапляются
в авторский текст, с помощью этого приёма
создаётся цельный рассказ о знаменитости.
Чаще всего этот приём используется в
рассказе об известном человеке прошлого
столетия. Именно таким материалам посвящён
раздел «Персонажи. Легенда». В № 103 за
декабрь 2008 - январь 2009 года был опубликован
материал о Татьяне Яковлевой «Татьяна,
русская душою», а в № 104 за февраль 2009
года материал «Секс-богиня» рассказывал
историю взлёта и падения Авы Гарднер.
«Vogue» пользуется таким же приёмом, но
для данного журнала абсолютно не характерны
ретроспективные материалы, поэтому разговоры
авторов и ньюсмейкеров повествуют о звёздах
настоящего. К примеру, в № 03 за март 2009
года был опубликован материал Анны Фединой
«Здравствуй, родина» - разговор-интервью
с режиссёром Паулем Верхувеном и актрисой
Милой Йовович о её возвращении на экраны
в «детективе по роману Бориса Акунина
«Азазель», где впервые сыграет русскую
и злодейку»26.
Репортаж
– довольно редкий жанр для
женской прессы. Репортажные материалы
в глянцевых журналах рассказывают
о событиях в контексте освещения
модных тенденций. Например, в
№ 105 за март 2009 года в журнале
«L’Officiel» был опубликован репортаж Ольги
Текшеевой «Зов джунглей», рассказывающий
о прошедших показах западных дизайнеров.
Но репортаж был подан в качестве инструмента
репрезентации модного тренда весенне-летнего
сезона – звериной и африканской тематики
в одежде и аксессуарах из новых коллекций
именитых кутюрье. В «Vogue» репортажный
жанр используется для подачи материалов
о путешествии. Один из самых ярких репортажей
был опубликован в № 03 за март 2009 года
– материал фотографа Алексея Киселёва
и Ирины Алексеевой о поездке в Токио.
«Аригато – “спасибо”. Хадзимэмаситэ
– “здравствуйте”. Фотограф Алексей
Киселёв провёл в Токио неделю с обычным
словарным запасом интуриста и ни разу
не испытал трудностей перевода, зато
снял кучу “весёлых картинок”».27
Так начинается статья «В Токио хотел»,
где рассказывается о самых интересных
местах в Токио и его пригородах, приводятся
нужные туристам факты и публикуются фотографии,
наглядно показывающие жизнь японской
столицы.
Интересно
отметить, что из номера в номер
в обоих изданиях публикуются
материалы-исследования по важным
социальным проблемам. Например,
статья «Половые призраки» в
№ 02 за февраль 2009 года в
«Vogue» была посвящена такому явлению современной
действительности, как асексуалы. В материале
приводились статистические данные, и
рассказывалось о тенденциях развития
данного явления в России. А в № 105 за март
2009 года в журнале «L’Officiel» была опубликована
статья «Взрослые дети», где психолог
Наталья Филатова объясняла значение
слова «кидалт» и некоторые глобальные
процессы, связанные с этим явлением.
Оба журнала
используют «метод колумниста» для
реализации принципа объективности. Например,
в № 104 за февраль 2009 года в «L’Officiel» была
опубликован очерк Николая Ускова «Мадмуазель
vs. Мадам», где он рассуждал о проблемах
гражданских браков и одинокого образа
жизни, а также аргументировано доказывал
важность создания здоровой ячейки общества.
А в «Vogue» в № 02 за февраль 2009 года была
опубликована статья известного тележурналиста
Андрея Лошака «Пик Обамы», где он призывал
равняться на Америку и называл причины
национальной русской ненависти к американскому
народу. Обе статьи написаны простым и
понятным языком, что привлекает аудиторию
и расширяет границы сфер влияния данных
журналов.
Изучив материалы
журналов «Vogue» и «L’Officiel», можно сделать
вывод об образе, который эти издания презентуют
своим читателям с помощью вербальных
и визуальных компонентов. Деловая женщина,
круг интересов которой лежит намного
дальше сплетен о личной жизни знаменитостей,
желающая узнать, что модно и какие персоны
создают моду завтрашнего дня, - вот героиня
и главное лицо журналов «Vogue» и «L’Officiel».
Данные издания основательно подходят
к пропаганде люксового образа жизни,
они репрезентируют его в своих статьях,
акцентируя внимание на разных аспектах
жизни человека. Примечательно, что затрагивается
не только внешняя, атрибутивная, часть
образа, но и его внутренняя составляющая,
представленная материалами об искусстве
и психологии. Особенности творческих
характеристик публикуемых материалов
– лёгкость изложения и пропагандистский
характер. Эти особенности скрывают под
собой секрет популярности и действенности
материалов, публикуемых в данных журналах.
Заключение.
История
развития и распространения глянцевых
изданий для женщин показывает
долгий путь становления женской
прессы на российском рынке.
Женская пресса и её развитие
рассказывает об эволюции гендерной
политики и культурном росте
нашего государства. Сейчас в
журнальном сегменте издательского
бизнеса наметилась тенденция
к стабилизации. Женские журналы
занимают достойное место среди
печатной продукции в XXI веке,
и это не может не радовать. Женщины сменили
свои социальные роли, и сейчас они так
же влиятельны, как и мужчины, поэтому
те образы и идеалы, которые репрезентируют
женские издания, играют большую роль
в стабилизации социальной ситуации в
стране.
Проанализировав
современную ситуацию на рынке
женской прессы, можно сделать
следующие выводы:
- основная
цель глянцевых журналов для женщин –
создать образ героини журнала и пропагандировать
свойственную ему атрибутику;
- главная тема
самых популярных женских изданий – мода,
именно она активно обсуждается и представляется
в большинстве статей женских журналов;
- универсальность
некоторых женских журналов достигается
за счёт освещения множества проблем и
вопросов, которые интересуют современных
женщин;
- в ходе исторического
развития женские журналы потеряли свою
социальную и общественно-политическую
сущность, став энциклопедиями женской
жизни, путеводителями по миру моды, искусства
и красоты;
- популярность
женских журналов обуславливается тем,
что они продают не просто советы по уходу
за собой, рассказы о достижениях модной
индустрии, а мечту о красивой жизни, которая
недоступна половине целевой аудитории
изданий;
- важную роль
в становлении женского журнала на рынке
печатной продукции играет роль личность
журналистов и редакторов, которые его
создают;
- влияние на
эффективность и результативность журналистских
материалов оказывают не только типологические
характеристики, но и творческий элемент
материалов;
- влияние женских
журналов на аудитории неограниченно,
поэтому редакционные менеджеры должны
основательно следить за формированием
информационной политики изданий.
Важно отметить,
что в XXI веке журнальная периодика
в России вышла на качественно новый уровень.
Глянцевые издания перестали быть тотальными
копиями популярных зарубежом журналов,
они обрели своё собственное лицо, которое
было откорректировано с учётом менталитета
и круга интересов российских граждан.
Рекреативный
характер большинства материалов
в изданиях для женщин без
нравоучительного тона заставляет
читателей следовать определённым
канонам, пропагандируемым в журналах.
Исследователи отмечают, что рекреативная
периодика имеет большое будущее
и, возможно, в скором времени
станет рычагом влияния на
общество. А женская пресса уже
сейчас оказывает значительное
влияние на общественную жизнь
страны, формируя определённые идеалы
и образцы поведения, которым
стараются следовать читатели
данного типа журналов.
Список
использованной литературы.
- Ворошилов
В.В. Журналистика. СПб., 2006. – 640 с.
- Грабельников
А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий.
Итоги и перспективы. М., 2001. – 336 с.
- Жирков Г.В.
История цензуры в России XIX – XX вв. М.,
2001. – 368с.
- Каган М.С.
История культуры Петербурга. СПб., 2006.
– 356с.
- Коновалова
О.В. Основы журналистики. М.: ИКЦ «МарТ»,
2005. – 272с.
- Кузин В.И.
Психологическая культура журналиста.
СПб., 2004. – 205 с.
- Овсепян Р.
П. История новейшей отечественной журналистики:
февраль 1917 – начало XXI века. М., 2006. - 354
с.
- Пленкина
О. Издания для женщин как часть элитарного
журнального сегмента на российском рынке
СМИ// Вестник Московского университета:
журналистика. 2001. №23(77). С. 43-52.
- Прохоров
Е.П. Введение в теорию журналистики. М.,
2000. -308 с.
- Рогинская
О. Ю. Глянцевое «я»: женские журналы и
кризис автобиографизма// Критическая
масса.2004. №1.С.56-59.
- Тартаковская
И. «Сильная женщина плачет у окна»: Гендерные
репрезентации в советской и постсоветской
массовой культуре // Аспекты социальной
теории и современного общества. М. 2000.
С. 155 – 176.
- Фрумкина
Р. В. Ода глянцевым журналам – 2 // Русский
журнал. 2000.№5. С. 56-60.
- Фрумкина
Р. В. Ода глянцевым журналам//Русский журнал.
2000. №4. С.34-37.
- L’Officiel. 2009.
№ 103.
- L’Officiel. 2009.
№ 104.
- L’Officiel.2009.
№ 105.
- Vogue. 2009. №
02.
- Vogue. 2009. №
03.
- Интернет-сайт
http://www.kafedra-smk.rostov.ru
- Интернет-сайт
www.jur-jur.ru
- Интернет-сайт
www.tns-global.ru