Женские образы в прессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – выявить и проанализировать основные типологообразующие факторы и особенности изданий для женщин. Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
изучить историю возникновения женской прессы и её становление на российском издательском рынке;
выделить основные типы печатных изданий для женской аудитории;
определить особенности печатной прессы для разных типов;
выявить, как эти особенности отражаются в современных женских изданиях какого-либо типа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-5с.

§1. История возникновения и распространения женских журналов в России………………………………………………………………………...6-10с.

§2. Типология и типологические особенности женских журналов……..11-20с.

§ 3. Особенности женских журналов вне тематического и типологического контекста……………………………………………………………………21-28с.

§ 4. Анализ творческих характеристик материалов «L’Officiel» и «Vogue» как компоненты информационной политики изданий……………………….28-34с.

Заключение…………………………………………………………………35-36с.

Список использованной литературы……………………………………...37-38с.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 77.53 Кб (Скачать)

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………….3-5с.

§1. История возникновения  и распространения женских журналов в      России………………………………………………………………………...6-10с.

§2. Типология  и типологические особенности женских  журналов……..11-20с.

§ 3. Особенности  женских журналов вне тематического  и типологического контекста……………………………………………………………………21-28с.

§ 4. Анализ творческих характеристик материалов «L’Officiel» и «Vogue» как компоненты информационной политики изданий……………………….28-34с.

Заключение…………………………………………………………………35-36с.

Список использованной литературы……………………………………...37-38с. 
 
 

 

Введение.

  В качестве  темы своей курсовой работы  я выбрала проблему, связанную  с распространением глянцевых  журналов и образа жизни, пропагандируемого  в них.  Для того чтобы разобраться в данном вопросе, сначала необходимо дать определение понятия «журнал».

  Журнал - «печатное периодическое издание. Журнал является одним из основных средств массовой информации, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определенных общественных классов, политических партий, организаций. Термин «журнал» произошел от французского слова «journal» (дневник, газета), которое фигурировало в название первых журналов на французском языке, когда журнал еще не совсем отделился от газеты»1. Сектор журнальной периодики активно развивается в наши дни. Журналы по сравнению с газетами менее оперативны, но у них есть немало преимуществ, например, возможность публиковать аналитические материалы, откликаться на острые проблемы современности. Содержание таких изданий наполняют не новостные материалы, а их интерпретации. 

  Обособленной группой среди всех журналов выделяются издания для женщин. Данные издания имеют ряд особенностей и довольно разнообразную типологию. Можно дать приблизительное определение понятия «женский журнал» - периодическое печатное издание, адресованное женской аудитории разных возрастов и социальной принадлежности, которое пропагандирует определённые образы в своих материалах с помощью вербальных и визуальных компонентов. К вербальным относятся статьи, интервью и публикации разного рода, к визуальным – фотографические, изобразительные материалы.

  Актуальность  выбранной мной темы заключается  в том, что в последнее десятилетие  усилилось влияние подобных изданий  на поколение молодых людей от 15 до 28 лет. Развлекательные СМИ занимают самую многочисленную нишу в издательском бизнесе, они начали завоевывать свою популярность ещё в начале 90-х годов, а сейчас она достигла небывалых размеров. Журналы, предназначенные женской аудитории, читают все: и девочки-подростки, которых привлекают яркие фотографии и незамысловатые тексты, и деловые взрослые женщины, которые видят в глянце отражение красивой жизни. Из этой особенности следует практически не ограниченное влияние на различные читательские аудитории.

  В своей  работе я решила изучить особенности  именно женских журналов, потому  что они наиболее распространены  в России и зарубежом.  Психологами  давно доказано, что женщины больше  подвержены влиянию рекламы и  пропаганды, поэтому важно знать,  какие идеалы репрезентируются  в  популярных глянцевых изданиях, с помощью каких средств и приёмов журналисты достигают желаемого и ожидаемого результата.

  Цель моей  работы – выявить и проанализировать  основные типологообразующие факторы  и особенности изданий для  женщин. Для достижения этой цели  я поставила перед собой следующие  задачи:

  • изучить историю возникновения женской прессы и её становление на российском издательском рынке;
  • выделить основные типы печатных изданий для женской аудитории;
  • определить особенности печатной прессы для разных типов;
  • выявить, как эти особенности  отражаются в современных женских изданиях какого-либо типа.

    О  проблеме распространения женской прессы пишут некоторые авторы, они смотрят на данные издания с разных позиций, избирая ту, которая кажется им наиболее приемлемой. Так Овсепян Р.П. в своей книге «История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917 – начало XXI века» рассматривает женские журналы как очередной этап развития российской журналистики, он лишь поверхностно изучает проблему их распространения в нашей стране, наиболее полно освещая причины их появления в России.

  Самую подробную характеристику женских журналов в контексте её развития дал кандидат философских наук, профессор В.В. Боннер-Смеюха в своей работе «Отечественные женские журналы. Этапы развития и основные типологические особенности». Он рассматривает женские журналы как этап развития отечественной журналистики и как самостоятельный механизм воздействия на общество, как зеркало социальных процессов.

  Пленкина  Ольга в статье «Издания для женщин как часть элитарного журнального сегмента на российском рынке СМИ» разбирает особенности и типологические характеристики элитарных изданий для женщин, на примерах показывает, как влияет данный вид СМИ на аудиторию, подчёркивает рекламную направленность некоторых публикаций.

  Полемика вокруг глянцевой прессы не утихает с момента возникновения подобных изданий и это ещё более подчёркивает актуальность темы моей курсовой работы. По моему мнению, глянцевые журналы в определённом смысле необходимы, их влияние не всегда оказывается пагубным: некоторые публикации призывают к ведению здорового образа жизни, описывают идеал, к которому стараются приблизиться многие читательницы.  Конечно, определённые негативные стороны присутствуют, но их не так много, как может показаться.

 

§1. История возникновения  и распространения  женских журналов в России.

  Путь развития женской прессы в России долог и тернист. Первые журналы для женщин появились во Франции в XVIII веке, их появление было тесно связано с гендерной политикой и социальной ситуацией в западных странах. В России появление женских журналов связано с политикой просветительства Екатерины II. Каган в книге «История культуры Петербурга» пишет: «В прямой связи с развитием системы образования в столице2 находилось развитие издательского дела, библиотек, книготорговли. Академия наук издавала ряд специальных научных журналов и литературную периодику. В Петербурге родилась и продолжала энергично развиваться отечественная журналистика. Появляются всё новые и новые журналы со специализированной тематикой: <…>журнал мод “Модное ежемесячное издание, или Библиотека дамского туалета3”». Первый российский журнал для женщин был основан в 1795 году Николаем Новиковым. В нём публиковались литературные материалы, а в качестве модного приложения в нём печатались «модные картинки».Открытие данного журнала было основано на просветительской политике Екатерины Великой, которая затрагивала все слои населения. Ольга Рогинская в статье «Глянцевое «я»: женские журналы и кризис автобиографизма» пишет о тематическом наполнении женских журналов того времени: «Преобладала в журнале4 ритуализованная европейской культурой интонация мужского восхищения и преклонения перед слабым полом. Подобное распределение мужского/женского не могло долго сохраняться в контексте растущей эмансипации. Женщина обретает голос, получает (с ее собственной точки зрения — завоевывает) право говорить о своем личном опыте и своей повседневной жизни без посредничества мужчин. Около трети женских журналов (порядка двадцати), выходивших в свет в России на протяжении XIX столетия, издавались и/или редактировались женщинами. В следующем столетии эта практика превратилась в норму и сыграла решающую роль в формировании «глянцевого» стандарта женского и женственного5».

  Возникновение  женских журналов в Советской  России обусловлено влиянием гендерной политики государства. Жанна Чернова в статье «Глянцевые журналы: издания для «настоящих» мужчин и современных женщин» делает следующие выводы: «Официальная советская гендерная политика описывается исследователями как политика равенства полов, политика государственной мобилизации мужественности и женственности. В связи с этим, женщины рассматриваются как важный ресурс производства и воспроизводства. С одной стороны, их включение в общественное производство мыслится как непременное условие построения нового коммунистического общества. С другой стороны, подчеркивается их материнская и супружеская роль. Изменения гендерной идеологии и политики нашли свое отражение в советских СМИ. Начальный период гендерной политики - 1920-е – 30е годы - отмечен возрождением «женской прессы»: в 1922г. выходит журнал «Крестьянка», в 1923г. возобновляется издание журнала «Работница», наряду с ними возникает большое количество местных газет, адресованных женской аудитории».6 Новые тенденции в общественно-политической жизни страны заметно изменили положение женщины, способствовали проявлению её скрытых деловых и творческих способностей. Женские издания стали развиваться, благодаря общественно-политической активности женщин в СССР. В.В. Боннер-Смеюха в статье "Отечественные женские журналы. Этапы развития и основные типологические особенности" отмечает: «Вся женская пресса стала починяться ЦК партии, что способствовало укреплению типологического единообразия изданий. За период 1929-1945 гг. советский женский общественно-политический журнал достиг массового распространения, что подтверждает рост тиражей прессы. Политика правительства по отношению к женщинам-домохозяйкам, движение общественниц способствовали открытию общественно-политического журнала для домохозяек «Общественница» (1936-1941). Его основной целью стало привлечение аудитории к производственному и общественному труду. В издание вошли разделы политического воспитания, общественной деятельности, истории, писем, литературы, кроме того, были открыты разделы домоводства, моды, рукоделия, педагогики, медицины, кулинарии и “Детская страничка”»7. По этим данным можно сделать вывод, что советская женская печать была полностью подчинена политическому диктату, что отразилось на содержании и тематике публикуемых материалов. Тот же исследователь пишет: «Преобладающими тенденциями советской женской прессы на данном этапе стали: цели, отражающие основные идеи экономических компаний, в частности, содействующие подъему промышленного и колхозного строительства, индустриализации и коллективизации, наглядно демонстрирующие участие в них женского населения. Особо популярными были материалы, пропагандирующие успехи советского строительства, определенные профессии и отрасли труда, отражающие итоги соцсоревнований, способствующие политическому воспитанию». В женских журналах советского периода отражались социальные проблемы общества в целом в контексте женского вопроса, уравнивание женских и мужских идеалов привело к тому, что женские журналы утратили феминистическую тематику материалов, контекст всех публикаций был подчинён общеполитическим планам советского правительства.

  Период гласности 90-х годов ХХ века ознаменовался выходом на российскую арену мировых гигантов женской прессы. Социальное, экономическое и политическое развитие страны в эти годы привело к формированию качественно новых журналов на рынке женской прессы. Вот что пишет Боннер-Смеюха об этом периоде развития женской прессы России: «Основное целевое назначение изданий - оказание помощи женщине и ее семье в социальной и бытовой сферах. Содержание стало ограничиваться личными, реже профессиональными интересами. Внутриструктурное деление, несмотря на количество изданий, схоже и проистекает из тематического разграничения. Наилучших результатов в оформлении удалось достичь изданиям, выпускаемым зарубежными кампаниями, либо крупными отечественными издательскими фирмами, что позволило им изначально рассчитывать на высокие тиражи продукции. Пресса обращается преимущественно к женщине-жене, матери, хозяйке, деловой женщине»8.

  Практически каждый год международные издательские дома такие, как Conde Nast, Arnold Prize Group, «Ашет Филипаки Шкулев» (тогда – Hachette Filipacchi Press), Independent Media (сейчас - Independent Media Sanoma Magazines) открывали русские версии популярных на Западе изданий. Детища этих издательских домов («Cosmopolitan», «Она/She»,  «L’Officiel», «Vogue») до сих пор составляют достойную конкуренцию на российском издательском рынке в своём сегменте. Данный вывод можно сделать по таблице охвата аудитории, составленной статистическим агентством «TNS Gallup Media»9:

Название  издания

Cosmopolitan

Vogue

ELLE

Она

Beauty

Marie Claire

Harper's Bazaar

Магия Cosmo

L'Officiel

Apriori

Охват аудитории (в %)

19,1

7

6,2

4,1

3

2,8

2,4

2,2

1,9

0,9

  Боннер-Смеюха пишет о формировании стандартов женской прессы XXI века: «Разрушение тоталитарной идеологии, переход экономики на рыночные отношения, социальное расслоение населения, свободный обмен опытом с западными государствами способствовали изменению менталитета советских работниц, крестьянок, общественных деятельниц и выдвижению новых женских идеалов: воспитательницы детей, спутницы жизни, хозяйки, деловой женщины, сексуального партнера, т.е. началась идеологизация личной и внутрисемейной сторон жизни женщины, что привело к популяризации стандарта внешнего вида, семейных функций, образа жизни (преимущественно обеспеченной женщины). Одновременно наблюдается ослабление внимания периодики к духовному миру читателя»10.

Информация о работе Женские образы в прессе