Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:24, курсовая работа
Целью моей работы является изучение «желтой» прессы как явления, рассмотрение влияния таких изданий на общественное сознание. Для достижения поставленной цели в работе будут рассматриваться:
1. История возникновения желтых изданий и их развитие в XIX-XX веке.
2. Основные характеристики и особенности «желтой» прессы.
3. Роль «желтой» прессы в современном обществе.
Введение……………………………………………………………………………………………3
1. Появление «желтой» журналистики. Этапы ее развития……………………………………….4
2. Характерные черты и особенности желтой прессы……………………………………………..5
3. Современное положение «желтой» прессы. Взаимосвязь с экономикой, политикой,
шоу-бизнесом……………………………………………………………………………………..12
4. «Лекарство» от «желтухи»………………………………………………………………………..18
5. Влияние «желтой» прессы на общественное мнение…………………………………………...21
6. Что день грядущий нам готовит?...................................................................................................23
7. Заключение. ……………………………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………………………..28
Административное преследование. Не стоит забывать и об иных возможностях защиты от распространяемого в желтой прессе компромата, в частности об использовании методов административно-правового воздействия. Например, если в сообщении СМИ усматриваются признаки злоупотребления свободой слова, то в соответствии с законом "О СМИ" в отношении данного издания может быть вынесено предупреждение. Если редакция допустит в течение года еще одно подобное нарушение, о чем регистрирующий орган также вынесет предупреждение, то в третий раз в соответствии со ст. 16 закона "О СМИ" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с иском о ликвидации данного средства массовой информации. В настоящее время регистрирующим органом для СМИ является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Именно туда следует адресовать заявления о замеченных нарушениях. Кроме того, пожаловаться на заказную публикацию можно и в Федеральную антимонопольную службу, осуществляющую надзор в сфере соблюдения законодательства о рекламе. В случае, если ФАС сочтет, что публикация содержит признаки рекламного сообщения и при этом является ненадлежащей рекламой, поскольку опубликована под видом редакционного материала, то на редакцию СМИ может быть наложен административный штраф в размере до 500 тыс. руб. Следует, однако, учесть, что административное преследование возможно лишь в течение года с момента совершения правонарушения, поэтому заявление в ФАС следует подавать незамедлительно.
Применение к бульварной прессе различных преследований – один из немногих способов ей противоборствовать, один из способов «вылечить» общество от «желтухи». Однако, административное, уголовное и гражданско-правовое преследование таких изданий не достаточно жестоко. Последствие публикаций ни в одном из случаев не принесут вред, превосходящий выгоде публикации. Естественно, что ужесточение законов, касающихся «желтой» прессы, приведут к ожесточенным баталиям на тему ущемления свободы слова. Но о какой свободе слова можно говорить, когда ежедневно попираются свобода личности, право человека на частную жизнь и множество других. Разве свобода слова предназначена для того, чтобы ущемлять свободы других? Чтобы использовать непритязательные вкусы массового читателя в качестве кошелька? Чтобы приучить общество не размышлять, а бездумно поглощать сплетни и слухи? Чтобы не развивать, а способствовать деградации? Однозначный ответ нет никак не вяжется с высокой популярностью, никак не вяжется с обществом, которое уже настолько привыкло к желтым изданиям, что не может жить без них. В чем причина такого успеха и сколь огромный вред приносит «желтая» пресса, я рассмотрю в следующей главе.
ВЛИЯНИЕ «ЖЕЛТОЙ» ПРЕССЫ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
«Пожелтение» СМИ как социальное явление оказало существенное влияние на изменение массовой психологии общества, формируя особый тип потребителя информации – непритязательного, с низким уровнем образования, способного принять информацию любой пробы.
«Человек - существо биосоциальное» - гласит один из постулатов социологической науки. Тяга к насилию, агрессия - проявление животной природы человека. В процессе же «обобществления» он должен учиться соблюдать нормы морали, этики, права, умерять, образно выражаясь, жажду крови. И средства массовой информации должны помогать человеку в этом нелегком деле. Но сегодня многие работники пера и микрофона, с гордостью заявляющие «Мы профессионалы», таковыми по сути не являются, так как выполняют подчас другие, противоположные журналистике задачи – публикуют скрытую рекламу, занимаются «черным пиаром». Сейчас пресса во многом рассматривает свою деятельность лишь как способ заработать. Культуроформирующая функция журналистики, заключается в том, чтобы способствовать всестороннему развитию человека. А «желтая» пресса педалирует заземленные общечеловеские интересы.
Влияние «желтой» прессы на массы огромно. Именно бульварные газеты расходятся многотысячными экземплярами. Люди покупают массовые издания, при этом думая, что «повестка дня» именно такова, какой она представлена в печати. Создается определенный круг тем, навязываемых «желтой» журналистикой, возникает искусственная популярность выгодных издателям личностей, событий, которые возможно не имели место быть. Однако читатель отождествляет поданные события с реальной картиной мира. Информируя, «желтая» пресса руководит "потребителем" информации. Страница газеты как бы создает панораму текущей действительности, повторяя все многообразие событий, явлений, проблем. «Желтая» пресса пытается формировать сознание человека, но не путем предоставления информации, основанной на фактах и аргументации, а скорее путем внушений. Яростное желание «желтых» изданий напечатать эксклюзивный и сенсационные материал сочетается с умением журналистов подать новость в выгодном им свете. Расположение материала на странице, шрифтовые выделения, величина и характер заглавия свидетельствуют о значимости события или проблемы для данного момента истории, указывают на его место в ряду других. Что же выносит на первые полосы «желтая» пресса? Скандалы и интриги, катастрофы, темы секса и насилия. И в сознании общества именно эти темы постепенно выходят на первый план.
«Желтая» газета в понятии практически любого человека тождественна сплетням и слухам. Но наверное многие, читая явно лживую очередную статью о регулярных любовных похождениях известного политика, задают себе вопрос: «А вдруг?» Тем более что умелое сочетание действительно происходивших правдоподобных событий, действительно происходивших неправдоподобных и выдуманных в некоторых материалах «желтых» газет действительно заставляет задуматься. И как только сомнения аудитории по поводу фактов второй категории будут развенчаны, она без колебаний поверит фактам третьей категории.
Еще один метод воздействия «желтой» прессы – метод «забрасывания грязью». Он заключается в подборе таких эпитетов и такой терминологии, которые дают предмету разговора жестко негативную оценку.
Метод использования слухов – основа деятельности «желтой» журналистики. Многие люди придают больше значения новости, сообщенной шепотом, чем новости, объявленной открыто. Человек, получивший такую новость, считает, что он стал обладателем уникальной информации, и сам этот факт способствует закреплению новости в сознании. СМИ, сообщая «новость шепотом», достигает эффективности в подаче информации, с одной стороны, и в то же время снимает с себя ответственность за достоверность информации. [2]
Использование дезинформации – конек «желтых» газет. Яркий заголовок «Маша Малиновская оказалась мужчиной» поднимет рейтинг газет до совершенно небывалых высот. Если же газету привлекут к ответственности, то это не повлечет за собой каких-либо серьезных последствий. Тираж будет успешно распродан, и ни опровержение, ни даже денежный штраф, который возможно придется выплачивать оболганному герою, не превысит стоимость выручки.
Влияние на общественное мнение приводит к значительному политическому весу «желтых» изданий, сравнимый даже с качественной прессой. Ведь случаи, когда генератор сказок для взрослых приводил к абсолютно не сказочной войне не единичны.
«Желтая» пресса отвечает интересам читателя. «Желтые» издания сумели изменить новости, в противовес известному высказыванию: «Вы можете сменить канал, но вы не можете изменить новости». Врут, и честно в этом признаются. Но при этом «желтая» пресса покупается, читается и обсуждается. Общество уже не может обходится без «Желтой газеты», газеты «Твой день», «Московский комсомолец», «Жизнь». За более ста лет своего существования бульварная пресса отучила читателей думать. Самое главное – яркие картинки, крупные буквы и информация, которая будет легко восприниматься и не заставит задуматься. «Желтую» прессу можно ставить в один ряд с сигаретами и алкоголем. Совершенно не нужные обществу, они, тем не менее, становятся своеобразным наркотиком для общества, вызывают привыкание, в них остро нуждаются, не понимая зачем. Общество уже привыкло к тому, что новости должны быть исключительно плохими, события скандальными – иначе не впечатляет. Отношения нормальной семьи не завлекают, а вот если папа оказался алкоголиком, а мама наркоманкой - это уже можно крупным кеглем на первую полосу выносить. К этому привыкли и это покупают. Для массового общества не существует бритвы, позволяющей отделить «желтое» от всего остального. Сознание совершенной дезинформированности не допускает фактических споров, и информационная среда с легкостью формируется «желтой» прессой. Уставший мозг обычного человека чаще всего предпочитает более легкую информацию, которая позволяет не перегружать психику. Стремление уйти от стрессов и проблем породило «эскейпизм» - бегство от реальности, что способствует популярности развлекательных средств массовой информации. Массовая аудитория покупает газеты, текст которых не заставляет задуматься. Человек чувствует себя причастным к обществу, не решая важных социальных, политических и экономических проблем, от которых «желтуха» старательно «уберегает» читателя. Его личное время забивается тем, что не заставляет размышлять, что легко дается всем – сплетни, грязь и скандалы. «Желтая» пресса задает уровень для своих потребителей, уровень, планка которого стоит на нуле, а читатель радуется тому, что с легкостью берет эту планку, не понимая, что речь идет не о развитии его как личности, а скорее о явной деградации.
Понятно, что не следует переоценивать возможности воздействия прессы на массового читателя. Однако и преуменьшать эффективность манипулирования тоже не следует. На уровне хорошо образованных людей, воспринимающих любую новость критично и затрудняющих себя анализом подаваемой информации, «желтая» пресса вряд ли будет иметь какое-либо значение. Но массы, на которых собственно и рассчитаны бульварные газеты…. Толпа сама собой никуда не идет, толпу ведут, и в нашем обществе именно «желтая» пресса нередко дает направление. Ведь не случаен тот факт, что во время диктатуры запрещают свободную печать и устанавливают строгие рамки цензуры.
ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?
На данный момент, «желтые» издания расходятся огромными тиражами и получают большую прибыль. Как представляют себе будущее российского медиа-рынка создатели таблоидов, ярко отражает позиция Арама Габрелянова, издателя газеты «Твой день» и «Жизнь за неделю»
Таблоид «Твой День», отделившись от еженедельника «Жизнь за неделю», ворвался на рынок жизнеутверждающим слоганом «Мы будим вас по утрам». И «разбудил», войдя за короткий срок в число самых продаваемых российских газет.
А.Габрелянов, издатель газет «Твой день» и «Жизнь за неделю»: «Я думаю, что будущее медиарынка - за ежедневными таблоидами»
3 августа, в пятницу, в 12:00 (мск) на сайте "Медиакратия" состоялась интернет-конференция издателя газет "Твой день" и "Жизнь за неделю" Арама Габрелянова.
Арам Габрелянов: Я понимаю таблоид не как желтую скандальную журналистику, а как издания, направленные и предназначенные для массового читателя.
Дмитрий Петров, Москва: Неоднократно приходилось слышать о том, как корреспонденты вашей газеты добывают информацию, сидя в засаде по нескольку часов или дней, дожидаясь нужного человека, например, или подкупая врачей или милиционеров, чтобы поговорить с героем материала. Как вам удалось воспитать в своих сотрудниках такую самоотверженность и преданность профессии? Что вы говорите, если кто-то из молодых журналистов заявляет вам, что какую-то информацию нигде невозможно найти?
Арам Габрелянов: Если журналист работает в таблоиде, то (и это - мое глубокое убеждение) он должен быть настроен на то, что обязательно должен сделать заметку, интересную читателю. Неинтересные заметки не могут быть размещены в таблоиде, ведь тогда это будет узкоспециализированное издание. В таблоиде должны быть материалы, интересные широкому, максимально широкому кругу читателей.
Молодые потому, что людям, прошедшим школу старой журналистики, с трудом перестраиваются на новые рельсы. Я вот тоже закончил факультет журналистики МГУ, и Засурский как-то мне сказал: "Я ведь тебя не учил делать такую журналистику". Да, я сам этому научился. Журналист должен рассказывать информацию обо всех событиях, произошедших в его городе, районе. Читатель сам выберет, что ему интересно, А журналист должен уметь подать информацию так, чтобы она была интересна. Журналист таблоида - это, своего рода, работник спецслужб. Агент 007. По сути, мы торгуем информацией, как бабушка - пирожками на улице. Только наш пирожок содержит в себе информацию и темы, интересные людям. Именно ее мы и продаем.
Дмитрий Поярков, Медиакратия: Опрос, проведенный на сайте "Медиакратия" перед этой интернет-конференцией, показал, что большинство посетителей портала негативно относятся к таблоидам. В нашем обществе вообще эпитет "желтая" по отношению к прессе считается чуть ли не ругательством. Как вы можете прокомментировать этот факт?
Арам Габрелянов: Я могу прокомментировать однозначно: общество реально пока не готово к этому и реально не знает, что такое таблоид. Таблоид - желтая пресса, и ничего плохо в этом нет. Эта пресса рассказывает людям о жизни в другом ракурсе, в ракурсе того, что действительно более всего интересно людям. 99% опрошенных людей говорят, что негативно относятся и не читают ее. Потом выясняется, что почти все читают таблоиды. Таковы правила хорошего тона, что требуется скрывать интерес к таблоиду.
Хлебникова Мария, Астрахань,: Как вы считаете, до каких границ может доходить стремление журналиста раздобыть или создать сенсацию? Существует ли кодекс этики у журналистов ваших изданий? И вообще, что важнее - рейтинг газеты, гонорары или дальнейшая судьба человека, о котором вы пишете? Были ли случаи, когда публикации в вашем издании реально помогли людям? И что такое, на ваш взгляд, таблоид - успешный бизнес-проект или оплот определенной идеологии?
Арам Габрелянов: Кодекс, конечно, существует. Есть четко прописанные внутренние законы нашей компании.
1. Мы никогда не задеваем личного достоинства человека, о котором пишем. У нас категорически запрещено унижать, оскорблять человека, выпячивать его внешние, человеческие недостатки.
2. У нас категорически запрещено что-то писать в критически-оскорбительном тоне в адрес религиозных конфессий. Если нет конкретных веских оснований об этом не писать.
3. Вопросы национальностей. Мы очень щепетильны в этом вопросе. Мы знаем силу и массовость своего издания и понимаем, как это может отразиться на обстановке в стране.
Это - основные наши принципы. Мы стараемся сделать так, что человек, о котором мы написали, не мог сказать, что мы его обманули или в чем-то подставили. Конечно, казусы возможны. Но мы стараемся от них уходить. Мы понимаем, что, унижая достоинства человека, о котором мы пишем, мы унижаем достоинство нашего читателя.
Случаи такие были. Один из самых ярких - великий актер Георгий Вицин. Мы знали, что он лежит в больничном коридоре на раскладушке без простыней, что за ним никто не ухаживает, что он тихо умирает. Мы сделали огромный и очень эмоциональный репортаж. Ровно через два часа после выхода репортажа Союз кинематографистов сделал заявление, что все это - вранье, и Вицин находится в ЦКБ. Его действительно перевезли в ЦКБ.
Многие журналисты говорили, что не надо было звонить в Союз кинематографистов, надо было сначала выйти репортажу. Теперь нас опровергают, уличают во лжи.
А я считаю, что главное мы сделали. Вицин лечится в нормальных условиях, и мы дали ему пожить.