Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:24, курсовая работа
Целью моей работы является изучение «желтой» прессы как явления, рассмотрение влияния таких изданий на общественное сознание. Для достижения поставленной цели в работе будут рассматриваться:
1. История возникновения желтых изданий и их развитие в XIX-XX веке.
2. Основные характеристики и особенности «желтой» прессы.
3. Роль «желтой» прессы в современном обществе.
Введение……………………………………………………………………………………………3
1. Появление «желтой» журналистики. Этапы ее развития……………………………………….4
2. Характерные черты и особенности желтой прессы……………………………………………..5
3. Современное положение «желтой» прессы. Взаимосвязь с экономикой, политикой,
шоу-бизнесом……………………………………………………………………………………..12
4. «Лекарство» от «желтухи»………………………………………………………………………..18
5. Влияние «желтой» прессы на общественное мнение…………………………………………...21
6. Что день грядущий нам готовит?...................................................................................................23
7. Заключение. ……………………………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………………………..28
Газета "Московский Комсомолец Cуббота плюс Воскресенье"
Город Москва
Издательский дом Московский Комсомолец. ИД
Тематика Семейное
Периодичность издается еженедельно
Формат A3
Объем (полос) 32
Тираж 600000 экземпляров
Способы распространения розница, по подписке, электронный вариант
Цвет обложка - цвет, внутри - цвет
Газета Московский Комсомолец Суббота плюс Воскресенье издается с марта 2008 года.
Обновленный еженедельник объединил лучшие традиции субботнего и воскресного выпусков. Концепция издания предусматривает совмещение традиционных для номера выходного дня развлекательных рубрик и оперативной новостной информации, характерной для ежедневного МК.
В издании сохранились популярные рубрики: «Спорт», «Ты и Я», «Субботняя встреча», расширен блок прикладной московский информации: культурные мероприятия, проведение досуга, обзоры книжных новинок и фильмов. Газета "Жизнь за всю неделю Владимир"
Город Владимир
Регион ВЛАДИМИРСКАЯ область
Тематика – общественно-политическая
Периодичность еженедельно
Формат A3
Объем 20
Тираж 23413 экземпляра
Способы распространения розница, подписка, газета имеет электронный вариант
Бумага обложка - офсет., внутри - офсет.
Цвет обложка - цвет, внутри – цвет и черно-белый дизайн
Газета освещает скандальные события из жизни звезд, криминальные известия, освещает тему личной жизни известных персон.
Анализируя черты сходства, нужно заметит высокий тираж «желтых» изданий, широкий охват аудитории. Цветовое оформление – в основном цветное ,что привлекает непритязательного читателя; лишь в региональном издании используются черно-белые краски, явно для дешевизны издания. Также удивляет тематика. Газеты «Твой день», «Жизнь за неделю», «Московский комсомолец» позиционируют себя как общественно политические, при явной «желтизне материала. То есть массовый читатель, покупая такое издание, получает неверное представление об уровне и качестве получаемого материала, воспринимая бульварную прессу как качественную.
Тематика «желтых» изданий обширна – звезды, скандалы, политика в особом аспекте (в основном – подробности личной жизни политиков, компрометирующие их факты), истории, спорт, криминальные события. Тематический эклектизм изданий поражает: крупный яркий заголовок «Пореченков разбился на мотоцикле во время съемок» совершенно затмевает написанное мелким шрифтом «На дачах разрешили прописываться»
Жертвами желтой прессы становятся и звезды шоу-бизнеса, и известные актеры, спортсмены и особы королевской крови. На Западе считается, что круглосуточное преследование папарацци и регулярные статьи в бульварных изданиях с самыми фантастическими вымыслами о звездах - своего рода расплата за популярность, за высокие гонорары. Выдуманные факты на страницах «желтой» прессы о звездных личностях появляются чуть ли не каждый день. «Желтая» пресса создает представление о кумирах, женит, разводит, обвиняет в крупных хищениях, наркомании. Все эти темы выигрышны. Желание масс быть ближе к своим кумирам, пусть даже через сплетни, непреодолимо. За предоставленную возможность заглянуть через «замочную скважину» в личную жизнь героев читатели готовы щедро наградить «желтых» журналистов. Показателен тот факт, что, не смотря на постоянное нарушение права на личную неприкосновенность, судебные процессы возникают редко. Знаменитости не отстаивают свое право на личную жизнь, находя выгоду в «желтых» публикациях: черная реклама – тоже реклама. Получается взаимное одолжение – «звезды» поднимают рейтинг «желтых» изданий, «желтые» издания отвечают тем же.
Однако жертвами компромата становятся часто также известные политики или крупные бизнесмены. Почему? Дело в том, что чаще всего компрометирующие материалы печатаются не по собственной инициативе редакции, а с подачи конкурента или оппонента в судебных баталиях. Иногда это просто "слив": конкурент или оппонент предоставляют журналисту подборку документов или раскрывают тайную информацию, негативно влияющую на имидж противника. Теоретически журналист обязан проверять публикуемые сведения (ст. 49 закона "О средствах массовой информации"), но щедрость инициатора заставляет журналиста забывать о своем профессиональном и гражданском долге. Некоторые «желтые» издания давно превратили публикацию заказных статей, в том числе статей компрометирующего содержания, в отлаженный бизнес. Еще одна причина – растущий читательский интерес, но не к отношению политика к серьезным проблемам, а к его поведению, к личной жизни, к его доходам и законности их получения. Характерно и то, что публика охотнее верит негативной информации о власти, чем сообщениям о ее успехах. Интересно, что в последнее время желтые издания публикуют компромат и по собственной инициативе. Иногда это объясняется желанием поднять на сенсации свой тираж и общественную значимость. Примером другой мотивации являются действия газеты "Версия". В конце марта 2005 года, газета опубликовала статью "Гнилое дно Дон-строя" с компроматом на известного девелопера. Интересно, что вплоть до 2004 года включительно "Дон-строй" размещал в "Версии" рекламу, однако накануне 2005 года компания пересмотрела рекламную стратегию и отказалась от размещения рекламы в ряде «желтых» изданий. Рекламисты "Дон-строя" предполагают, что возможной причиной выхода скандальной статьи являлась своего рода месть и тонкий намек другим рекламодателям быть посговорчивей, иначе их постигнет та же участь. Хотя не исключено, что появление статьи могло стать и результатом заинтересованности третьих лиц. Информация была растиражирована другими желтыми изданиями и повлекла за собой значительное снижение интереса покупателей к объектам компании.
«Желтая» пресса затрагивает таким образом все сферы жизнедеятельности общества – экономика, социальная, духовная сфера, политика – ничто не ускользает. Освещение всех новостных событий, но не с реальности, а с той позиции, которая более выгодна для продажи, то есть которая более интересна читателю.
«Желтая» газета – результат желания журналиста заработать денег. Продают тот материал, который люди покупают. Очень интересным и шокирующим для меня оказался рейтинг тем, изданий и новостей дня, составленный на основе спроса пользователей Интернета.
Самыми читаемыми новостями дня оказались:
1. Секреты порнобизнеса в Сети
Фанатики готовы платить баснословные деньги за доступ к фото и видео
2. Бюст Русланы выскочил из свадебного платья (ВИДЕО)
На съёмках нового сериала "Сила притяжения" певица появилась в таком откровенном наряде...
3. Мерзкая оргия важного чиновника шокировала всех. Подробности
Часть участвовавших в оргии проституток играла роли узниц концлагеря, а часть изображала надзирательниц...
4. Екатерина Стриженова попала в аварию
Подробности трагедии...
5. Игра для девочек шокировала взрослых
Куклы должны зарабатывать виртуальные деньги и есть таблетки для похудания...
Темы политики оказались лишь на 13 месте, экономическая ситуация – 18.
В рейтинге изданий «желтые» газеты занимают далеко не последнее место.
Из ста позиций таблоид «Твой день» оказался на 22, «Gazetta.ru» заняла 15 место, а «желтая газета» - 6. Плачевный факт того, что «качественные» «Известия» оказались лишь на 30 позиции. Соответственно, обществу нравится именно то, что печатают «желтые» газеты, именно темы скандалов, насилия, криминала. Зарабатывать респектабельным изданиям становится все труднее и труднее.
В общем следует понять: многообразие общества требует многообразия прессы, и эта ситуация – нормальна. Однако не следует забывать и о том, что пресса – будь она качественной или желтой – в любом случае влияет на формирование общественного сознания. То есть выполняет воспитательную функцию. И нам (обществу) должно быть не все равно, каким будет воспитатель. Ведь главная задача журналиста как раз и состоит в том, чтобы показать человеку, что он – человек, а не «желудок с глазами», которому подавай только «хлеба и зрелищ».
«ЛЕКАРСТВО» ОТ «ЖЕЛТУХИ»
На сегодняшний день нет четких границ между «желтыми» и респектабельными изданиями. Известная желтизна может присутствовать и в издании, рассчитанном на серьезную публику, а самое низкопробное массовое издание порой поднимает серьезные общественные проблемы. Желтизна издания определяется, во-первых, затрагиваемой тематикой (скандалы, секс, насилие), во-вторых, способом подачи материала, а главное - тщательностью проверки распространяемых сведений. Как правило, «желтые» издания весьма вольно обходятся с фактами и не утруждают себя проверкой публикуемой информации.
Деятельность «желтого» издания сопряжена с двумя видами нарушений закона: незаконным вмешательством в частную жизнь и диффамацией - распространением компромата, порочащих сведений.
Нарушение прав личности на частную жизнь может заключаться в разглашении сведений, составляющих личную, семейную или иную охраняемую законом тайну (например, информация о разводе, здоровье героя, тайна происхождения ребенка). Сюда же относится сбор информации незаконными способами, например проникновение в частные владения с целью фотографирования, ведения видео- или аудиозаписей. В случае вмешательства в частную жизнь не имеет значения, являются ли распространяемые сведения истинными или ложными. Лицо, в отношении которого распространяются какие-либо сведения, вправе самостоятельно определять, в каких пределах эти сведения могут быть достоянием гласности. Если сведения касаются умершего, распространение каких-либо сведений о покойном может рассматриваться как посягательство на семейную тайну. Другой вопрос, к которому нельзя подходить догматически, это – частная жизнь. Существует огромная разница между общественным интересом и тем, что может заинтересовать общественность, будучи поданным как сенсация. У журналистов должны быть очень сильные мотивы для того, чтобы вторгаться в чью-то личную жизнь, и они должны ясно представлять себе последствия такой публикации. Когда человек становится общественно значимой фигурой, мы вправе считать, что он поступился большей частью своих прав на частную жизнь. Если эти люди просят нас голосовать за них и платить им зарплату из наших налогов, мы имеем право знать, как и чем они живут. Однако это оправдание зачастую весьма избирательно: журналисты как будто взяли себе за правило оберегать частную жизнь тех, кто им по душе, и вторгаться в частную жизнь других – чьей крови жаждут.
Если публикация в «желтой» прессе затрагивает ваши права, вы имеете право прибегнуть к определенным мерам по защите своей частной жизни, чести, достоинства, репутации. К числу правовых методов защиты относятся уголовное, административное и гражданско-правовое преследование нарушителей.
Уголовное преследование. Незаконный сбор информации о частной жизни, перлюстрация, нарушение неприкосновенности жилища образуют составы уголовных преступлений (ст. 137-139 Уголовного кодекса РФ). Однако в большинстве случаев эти статьи УК являются неработающими. Гражданско-правовое преследование. Иски о запрете незаконного вмешательства в частную жизнь, о защите чести и достоинства, о защите деловой репутации удовлетворяются гораздо чаще, чем заявления о возбуждении уголовного дела. Однако и их эффективность не всегда очевидна. Дело в том, что с точки зрения закона основным способом восстановления нарушенного права является либо запрет распространять сведения о частной жизни (ст. 12 Гражданского кодекса разрешает использовать запрет на совершение определенных действий способом защиты нарушенного права), либо, в случае публикации не соответствующих действительности порочащих сведений - опровержения (ст. 152 ГК). Однако опровержению подлежат только порочащие сведения, т. е. утверждения о нарушении конкретным лицом действующего законодательства или моральных принципов. Если редакция докажет, что порочащие сведения соответствуют действительности, в иске будет отказано. Однако проблема в том, что компрометирующая публикация подобна выстрелу. Уже опубликованные и прочитанный материал навсегда оставит след в памяти читателей. Если публикация не соответствующих действительности сведений состоялась, то невозможно одним лишь признанием факта нарушения и публикацией опровержения восстановить нарушенное право.
В случае если факт упущенной выгоды, нравственных или физических страданий истца доказан в ходе судебного разбирательства, суд должен удовлетворять требования о возмещении морального или материального вреда в объеме, не только достаточном для заглаживания причиненного вреда, но и в таком размере, который делает невыгодным публикацию компромата. Примерный размер разумного возмещения в случае публикации заказной статьи должен быть сопоставим со стоимостью публикации рекламы на страницах данного издания в том же объеме. С другой стороны, опасна и другая крайность. Если суды будут взыскивать убытки, причиненные предпринимателям и юридическим лицам публикацией не соответствующих действительности порочащих сведений, в полном объеме и устанавливать чрезмерные суммы компенсации морального вреда, это может привести к полному разорению средства массовой информации. Поэтому в п. 15 постановления пленума Верховного суда РФ от 24 февраля 2005 года #3 указывается, что размер компенсации не должен вести к ущемлению свободы массовой информации. Той же позиции придерживается и Европейский суд по правам человека, неоднократно указывавший в своих решениях, что чрезмерная, разоряющая издания сумма возмещения нарушает свободу слова, гарантированную ст. 10 Конвенции по правам человека. Интересно отметить, что в судах общей юрисдикции суммы возмещения морального вреда устанавливаются зачастую без каких-либо доказательств нравственных и физических страданий истца, а только на основании заявленного им требования. Зато размер возмещения, как правило, незначителен, обычно он не превышает 100 тыс. руб. Понятно, что если речь идет о заказной статье, то доходы желтого издания неизмеримо выше. Поэтому более правильной представляется практика арбитражных судов по искам о защите деловой репутации. Как правило, размеры возмещения там сопоставимы с возможными доходами за публикацию заказных статей и поэтому существенно выше, чем в судах общей юрисдикции. С одной стороны, такие санкции хотя бы на некоторое время отвадят желание желтой газеты публиковать не соответствующие действительности сведения, а с другой -- заставят журналистов более внимательно относиться к своим обязанностям.