Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:24, курсовая работа
Целью моей работы является изучение «желтой» прессы как явления, рассмотрение влияния таких изданий на общественное сознание. Для достижения поставленной цели в работе будут рассматриваться:
1. История возникновения желтых изданий и их развитие в XIX-XX веке.
2. Основные характеристики и особенности «желтой» прессы.
3. Роль «желтой» прессы в современном обществе.
Введение……………………………………………………………………………………………3
1. Появление «желтой» журналистики. Этапы ее развития……………………………………….4
2. Характерные черты и особенности желтой прессы……………………………………………..5
3. Современное положение «желтой» прессы. Взаимосвязь с экономикой, политикой,
шоу-бизнесом……………………………………………………………………………………..12
4. «Лекарство» от «желтухи»………………………………………………………………………..18
5. Влияние «желтой» прессы на общественное мнение…………………………………………...21
6. Что день грядущий нам готовит?...................................................................................................23
7. Заключение. ……………………………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………………………..28
В «Желтой газете» (№ 15, апрель 2008) под заголовком «ИЗВЕСТНЫЙ БИЗНЕСМЕН УБИВАЕТ СВОЮ ЖЕНУ» была опубликована следующая информация:
«В семье Батурина и Рудковской начались горячие деньки. Обнародуются подробности матерной смс-переписки между пока еще супругами, от которой, впрочем, Виктор открещивается. Но это еще цветочки. Теперь стало известно, что олигарх намеревался ни больше ни меньше пристрелить Яну из собственного ПМ, приставлял пистолет к ее виску и орал: «Я убью тебя». Сотрудники Рудковской все подтверждают, противная сторона говорит, что все это раздуто с целью отнять у Батурина детей».
Теоретически, заголовки правдивы по отношению к данной информации (в их действительной правдивости нужно очень сильно сомневаться), но вне контекста статьи их смысл приобретает совершенно другое значение, значение феноменальности и уникальности, чего не скажешь о самой информации.
В практику вошли дезинформационные заголовки следующих типов:
а) Внетекстуальные заголовки. Они связаны не с конкретным текстом материала, а скорее с внетекстовой ситуацией, которая является более интересной, по сравнению с содержанием текста.
б) Заголовки, представляющие собой один из тезисов публикации. В отличие от содержательных заголовков качественной прессы, бульварные заголовки стараются не выдавать всю суть истории, а лишь привлекают внимание какой-нибудь деталью.
в) Заголовок, представляющий собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов.
Стремление «желтых» газет к яркой и запоминающейся верстки, конечно, имеет свои плюсы – ведь у каждого издания должно быть индивидуальное графическое лицо. Однако у массовых изданий это лицо получается предельно стандартизированным в своем классе. Практически все «желтые» газеты используют крупные иллюстрации, серьезную обработку фотографий, инфографику, большие заголовки (часто не отражающие темы материалов), малообъемные тексты, однотипную цветовую гамму. Таким образом, в стремлении к индивидуальности массовые газеты на самом деле все больше сближаются, склоняются в сторону универсальной модели, наиболее выгодной для привлечения внимания читателя. Массовая пресса стремится к манипуляции не мнением, а желанием – желанием читательской аудитории купить газету, ознакомиться с конкретным материалом. В массиве «желтой» прессы выделяют определенные разновидности изданий по мере убывания качества анализа действительности. Это:
1. «Промежуточные» издания, которые тяготеют к качественным газетам, но имеют в наличии некоторые черты «желтых».
2. Бульварные издания, которые содержат в основном все черты «желтых» изданий. Они более банальны по содержанию, если сравнивать их с качественными, и более «меркантильны», чем «промежуточные».
3. Собственно «желтые». Газеты, которые имеют в наличии все основные особенности «желтых» изданий, отмеченные выше.
4. Полупорнографические и порнографические издания – издания, включающие в себя все особенности «желтых» газет, но специализирующихся на сексуальной тематике.
В практически любом «желтом» тексте ярко видны черты товара. В «желтой» прессе проявляется тенденция составлять тексты, ориентированные на удовлетворение непритязательных запросов как можно более обширной аудитории, а, как известно, производитель всегда ориентирует товар на массовый сбыт для получения максимальной прибыли. Как следствие появляется стремление продать текст за максимальную цену, вне зависимости от реальной ценности. Качество содержания текста отходит на второй план. На первый выходит «упаковка» товара – его визуальное оформление, привлекающее читательское внимание. «Желтые» газеты первыми начинают использовать цвет, иллюстрационное сопровождение, крупные заголовочные комплексы.
Одной из причин появления «желтой» прессы можно назвать расширение функций журналистики - рекреативной и гедонистической функций. Рекреативная функция реализуется через предоставление аудитории развлекательных и банализированных материалов, позволяющих читателю расслабиться, отвлечься от личных проблем и работы. Гедонистическая функция реализуется путем выполнения «заказа» читателя, осознания человека включенности в коммуникационный процесс. Эти функции выполняет любой вид прессы, однако для «желтой» журналистики выполнение этих функций первостепенно.
Таким образом, «желтая» пресса – ответ журналистики на изменяющееся массовое сознание, требующее простого, не заставляющего думать и анализировать, чтива. Ссылка на читателя при обвинении в «желтизне» стандартна, что требуют – о том и пишем. Ничьи вкусы не воспринимаются с такой готовностью. Ни к чьему словарному запасу и уму не относятся так покровительственно свысока. И ни на какую другую категорию людей не ссылаются столь часто, чтобы защитить «желтую» прессу, то есть то, что в принципе защите не подлежит.
СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ «ЖЕЛТОЙ» ПРЕССЫ. ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЭКОНОМИКОЙ, ПОЛИТИКОЙ, ШОУ-БИЗНЕСОМ
Сегодня успех СМИ зависит уже не столько от журналистских способностей, сколько от правильного маркетинга, менеджмента и грамотного пиара. Качественная пресса пользуется меньшей популярностью и вопрос о соотношении ее с «желтой» прессой все чаще решается в пользу последней. Для рыночной прессы (чье выживание зависит от прибылей с продажи газет) читатели – самые нужные люди, как и рекламодатели. Всем тем, кому не нравится «желтая» пресса, придется согласиться с непреложным грустным фактом: в условиях рынка газеты приобретают качества того товара, который хочет покупать массовый читатель. Именно ради них отбирают темы и статьи, на них ориентируются при подаче материала, для них пишут и переписывают врезы, разрабатывают дизайн и подают товар лицом. Их вкусы необходимо предугадывать. По статистике, 50 % опрошенных людей (от 18 до 25 лет) отдают предпочтение социально-политической или научно-популярной периодике; 20 % читают модные глянцевые журналы («Натали», «Cosmopolitan» и т.д.); 20 % покупают «желтую» прессу; 5 % покупают исключительно сборники кроссвордов и анекдотов и 5% не читают периодических изданий вообще. В категории от 26 до 50 лет ситуация отличается, но не намного: увеличивается процент читающих социально-политическую прессу (56 %); уменьшается процент читающих глянцевые журналы (18 %); увеличивается количество читателей «желтой» периодики (26 %); не читающих среди опрошенных не было. В категории от 50 лет: социально-политическую прессу читают 66 % опрошенных; глянцевые журналы — 6 %; «желтую» прессу — 28 %. Процент читающих «желтую» прессу довольно большой во всех возрастных категориях. Но вопрос в том, отражает ли этот процент реальные предпочтения? У читателей действительно бывает сбивающая с толку манера: говорить одно, а на деле предпочитать другое, презрительно отзываться о некоторых изданиях на людях – и запоем читать их наедине. Бросается в глаза парадоксальное явление: всеми презираемую бульварную прессу раскупают охотнее всего.
Как и во всяком деле, в «желтой» прессе есть настоящие «профессионалы». Ведь раздувать скандалы – их бизнес. Создавать газеты, в которых нет ни грамма правды – их ежедневное занятие. «Желтая» сегодня – определение стиля и метода. «Желтая» пресса делает бизнес на прямой продаже информации. Для увеличения тиражности изданий необходима соответствующая «упаковка» – яркая, привлекающая внимание массового читателя; отсюда обостренное внимание к криминальной теме, к происшествиям, к личной жизни знаменитостей, отсюда бросающиеся в глаза заголовки и скандальные фото. 90 процентов СМИ живет за счет рекламы, а не за счет содержания. Сегодня в России качественная пресса не является бизнесом, но при этом пытается соревноваться с "желтой" за сердца и умы рекламодателя. Однако соревнование это не просто бесперспективно и бессмысленно. Все потому, что мы отучили общество читать, а научили его перелистывать и разглядывать. Однако если издание по-настоящему нужно читателю, если на него есть спрос, то оно нужно и рекламодателю, так как он покупает не площадь на полосе, а аудиторию. Соответственно, такое издание не убыточно, а прибыльно. Сейчас же «желтая» пресса – лидер продаж с высокими тиражами, в чем и превосходит качественную прессу. Таблоиды с сенсационными заголовками не залеживаются в киосках, их читают в дачных электричках, их публикации обсуждаются.
Социальная направленность на низшие слои общества делает темы коррупции в верхах, притеснения со стороны властей и о недостатках судебной и здравоохранительной систем бездонным дном для «желтых» изданий, ведь эти темы всегда актуальны у читательской аудитории рассматриваемых газет.
Самым ярким примером желтой российской газеты является «Московский комсомолец». Показательно, что журналисты, с именами которых ассоциируется нынешний «МК», – это прежде всего криминальные репортеры и авторы скандальных журналистских расследований. Любопытно и то, что тираж «МК» составляет сегодня свыше 1 млн. экз.; и высокие тиражи – общая черта всей желтой прессы. «Желтая газета», «Жизнь», «Твой день», «Жизнь за всю неделю» - перечислять названия «желтых» газет можно бесконечно.
Классический пример превращения качественной газеты в «желтую» являет «Комсомольская правда». Стоит заметить, что на Западе мало примеров тому, чтобы качественное издание вдруг переквалифицировалось бы в таблоид, перейдя таким образом на коммерческие рельсы и начав зарабатывать деньги. В любой уважающей себя газетно-журнальной империи таблоиды и качественные издания живут душа в душу под одной издательской крышей. Так, мирно сосуществуют бульварная "Сан" и респектабельная "Таймс", "кричаще-желтая" "Бильд" и умеренно-консервативная "Вельт"... При этом таблоиды, занятые в основном добыванием средств, служат, по сути, финансовой подпиткой наиболее престижному изданию медиахолдинга, его "визитной карточке", чье неотъемлемое предназначение - формировать общественное мнение, влиять на умонастроения политического класса и принимаемые им решения. Сфера ответственности при этом строго поделена. То есть мухи (деньги и прибыль) - отдельно, котлеты (влиятельность и политический вес) - отдельно. Зато в общем знаменателе - и рост тиражей, и прибыль, и общественно-политическое влияние.
Понятно, что все градации в текущей сфере СМИ относительны и условны. Поэтому следует сказать, что «между качеством и желтизной» существует целый пласт изданий, совмещающих черты обеих групп (массовая пресса). Лидерами здесь являются еженедельник «Аргументы и факты» и ежедневный «Труд». Обе газеты имеют массовую аудиторию – и соответствующий спектр тем, однако резко отличаются от желтых изданий характером работы с читателем. Кроме того, есть издания «второго эшелона» – например, столичные городские газеты типа «Московской правды», – которые желтыми не назовешь, но которые – по узости своего статуса и тематики – до качественных не дотягивают.
Приведу некоторые сведения о «желтых» изданиях России, используя материал из «Атласа российской прессы».
Газета "Твой день"
Издательский дом – Ньюс Медиа
Тематика – общественно-политическая
Периодичность – выходит ежедневно
Формат – А3
Объем (полос) – 24
Тираж – 350000
Распространяется в Москве, Санкт-Петербурге и крупных регионах России.
Способы распространения – розница, по подписке, газета также имеет электронный вариант
Цвет – обложка – цвет ,внутри – цвет
Газета «Твой день» издается с 2006 года. Бренд «Жизнь», на сегодняшний день один из самых известных на Российском рынке СМИ. В 2001 году издания, выходившие в 30 городах России под брендом «Жизнь», были объединены в один холдинг - ОАО «Ньюс медиа», возглавляемый председателем совета директоров Арамом Габреляновым.
С 1 сентября 2006 года ОАО «Ньюс медиа» стало выпускать два издания: ежедневный городской таблоид «Твой День» и еженедельную газету для семейного чтения «Жизнь за всю неделю».
Газета «Комсомо́льская пра́вда»
Издательский дом - ЗАО „Комсомольская, правда“
Владелец - Холдинг "Медиа-партнер"
Главный редактор - Владимир Сунгоркин
Периодичность – ежедневная газета
Формат – А3
Основана - 13 марта 1925
Цена - Рекомендуемая цена ежедневного выпуска 6 рублей, «толстушки» — 9 рублей
Главный офис - Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д.1/23, стр. 1.
Тираж - Ежедневный выпуск — 0,7 млн экз., «толстушка» — 3,0 млн экз.
Распространяется в Москве, Санкт-Петербурге и крупных регионах России.
Способы распространения – розница, по подписке, газета также имеет электронный вариант
Цвет – обложка – цвет ,внутри – цвет
Изначально газета была ориентированна на молодежную аудиторию, с началом перестройки в ней появляются социально-политические статьи, что поднимает тираж газеты.
В 1990-2000-е от общественно-политической тематики газета заметно сместила акцент внимания на светскую хронику, жизни знаменитостей и развлечение читателя, став одним из наиболее популярных «желтых» изданий. Политический обзор в газете остался, но стал занимать меньше места.
Начиная с 1993 выходит еженедельник «Комсомольская правда» (иногда называемый «толстушка») с увеличенным объёмом. Его тираж значительно превышает тираж ежедневного номера и достигает 3,1 миллионов экземпляров.
Газета "Желтая газета"
Издательский дом - Собеседник
Шеф – редактор Кирилл Литманов
Газета выходит с мая 1998 года
Тематика Развлечение/досуг
Периодичность еженежельно
Формат А3
Объем (полос) 24
Тираж 27650 Способы распространения розница, по подписке, газета также имеет электронный вариант
Цвет обложка - цвет, внутри - цвет
В каждом выпуске «ЖГ» - сенсационные расследования, подробности и скандалы из жизни отечественных и зарубежных звезд, «страшилки», конкурсы, «клубничка» и эротический гороскоп.
Газета "Московский Комсомолец"
Город Москва
Тематика – общественно-политическая
Периодичность eжедневные выпуски
Формат A2
Объем (полос) 24
Тираж 800000 экземпляров
Способы распространения
розница, по подписке
Цвет обложка - ч/б, внутри - ч/б
Газета Московский Комсомолец издается с 1919 года.
Общественно-политическое издание, органично сочетающее острые социальные и политические материалы, экономические обзоры, городские новости, светскую хронику и развлекательную информацию. Самая популярная ежедневная газета в Москве и Московской области.
Постоянные рубрики
— Срочно в №
— Городовой
— Обратная связь
— Бюро столичных дел
— Третий Рим
— Жилье мое
— Non-Stop
— Сего дня
— Рейтинг слухов
— Высший суд
— Выборы
— Глас народа
— Капитал
— Таможня
— Узнай наших!
— Афиша
— Мегахаус
— Звуковая дорожка
— Курьер Культуры
— Театрариум
— Персона
— Кино
— Ты и я
— Светская жизнь
— Спорт
— МК-Футбол
— Автосалон