Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:58, курсовая работа
ель работы – выявить и описать ключевые лексические единицы, отражающие особенности языковой личности Джорджа Уокера Буша, проявляющиеся в его политических выступлениях.
Методы исследования – метод индуктивного анализа, метод верификации.
Материалом для исследования послужили тексты 9 речей Джорджа Буша-младшего, опубликованные на интернет-сайте http://www.presidentialrhetoric.com.
Введение 5
1 Языковая личность 8
Языковая личность как объект лингвокультурологического
исследования 8
Понятие языковой личности 8
Трехуровневая модель языковой личности Ю. Н. Караулова 12
Компоненты языковой личности 13
Анализ языковой личности 15
Аспекты изучения языковой личности 16
2 Языковая личность политического лидера 20
Анализ языковой личности Дж. Буша 20
Заключение 31
Библиографический список 33
В
таком понимании понятие
Факторами, формирующими языковую личность, являются:
Языковая личность обладает высоким уровнем языковой компетенции, если ежедневно повышает уровень речевой культуры, формирует коммуникативность, расширяет культурный уровень, формирует умение оценивать речевое поведение, обращена к современной языковой ситуации, к языку сегодняшнего дня, с большим вниманием относится к чистоте, правильности своей речи, ощущает себя творческой языковой личностью.
В
современной
Речевая личность акцентирует функциональный аспект, это элемент парадигмы. Коммуникативная личность – это личность принимающая участие в коммуникации. Такая рубрикация соотносится с разграничением системных, функциональных и коммуникативных параметров высказывания.
Говоря о языковой личности, нельзя не упомянуть о речевом «паспорте» говорящего и о языковом идиостиле человека. Речевой паспорт — это совокупность тех коммуникативных особенностей личности, которые и делают эту личность уникальной. Идиостиль человека можно было бы трактовать как выбор говорящим тех или иных средств общения, поскольку стиль предполагает выбор. Речевой паспорт — это аспект коммуникативного поведения, а идиостиль — аспект коммуникативной компетенции. Компетенция также включает языковое чутье, т.е. систему бессознательных оценок, отображающих системность языка в речи и общественные языковые идеалы, и языковой вкус — систему установок человека в отношении языка и речи на этом языке.
Таким образом, под языковой личностью в рамках данного исследования понимается носитель языка, характеризующийся использованием системных средств этого языка для отражения своего мировоззрения.
1.3 Трехуровневая модель языковой личности Ю.Н.Караулова
Ю. Н. Караулов разработал уровневую модель языковой личности с опорой на художественный текст. Языковая личность, по его мнению, имеет три структурных уровня. Первый уровень — вербально-семантический (семантико-строевой, инвариантный), отражающий степень владения обыденным языком. Второй уровень — когнитивный, на котором происходит актуализация и идентификация релевантных знаний и представлений, присущих социуму (языковой личности) и создающих коллективное и (или) индивидуальное когнитивное пространство. Этот уровень предполагает отражение языковой модели мира личности, ее тезауруса, культуры. И третий — высший уровень — прагматический. Он включает в себя выявление и характеристику мотивов и целей, движущих развитием языковой личности.
Концепция трехуровневого устройства языковой личности определенным образом коррелирует с тремя типами коммуникативных потребностей — контактоустанавливающей, информационной и воздействующей, а также с тремя сторонами процесса общения — коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Уровневая модель языковой личности отражает обобщенный тип личности. Конкретных же языковых личностей в данной культуре может быть множество, они отличаются вариациями значимости каждого уровня в составе личности. Таким образом, языковая личность — это многослойная и многокомпонентная парадигма речевых личностей. При этом речевая личность — это языковая личность в парадигме реального общения, в деятельности. Именно на уровне речевой личности проявляются как национально-культурная специфика языковой личности, так и национально-культурная специфика самого общения.
1.4 Компоненты языковой личности
В содержание языковой личности В. А. Маслова включает такие компоненты:
1)
ценностный, мировоззренческий, компонент
содержания воспитания, т.е. система
ценностей, или жизненных
2)
культурологический компонент,
3) личностный компонент, т.е. то индивидуальное, глубинное, что есть в каждом человеке.
Параметры
языковой личности только начинают разрабатываться.
Она характеризуется
Языковая личность существует в пространстве культуры, отраженной в языке, в формах общественного сознания на разных уровнях (научном, бытовом и др.), в поведенческих стереотипах и нормах, в предметах материальной культуры и т.д. Определяющая роль в культуре принадлежит ценностям нации, которые являются концептами смыслов.
Культурные ценности представляют собой систему, в которой можно выделить универсальные и индивидуальные, доминантные и дополнительные смыслы. Они находят отражение в языке, точнее, в значениях слов и синтаксических единиц, во фразеологизмах, в паремиологическом фонде и прецедентных текстах (по Ю. Н. Караулову). Например, во всех культурах осуждаются такие человеческие пороки, как жадность, трусость, неуважение к старшим, лень и др., но в каждой культуре эти пороки имеют разную комбинаторику признаков.
Для
каждой культуры можно разработать
параметры, которые будут своеобразными
ее координатами. Такие параметры
будут считаться исходными
В. В. Красных выделяет в языковой личности следующие компоненты:
1)
человек говорящий — личность,
одним из видов деятельности
которой является речевая
2) собственно языковая личность — личность, проявляющая себя в речевой деятельности, обладающая совокупностью знаний и представлений;
3)
речевая личность — это
4)
коммуникативная личность —
1.5 Анализ языковой личности
Языковая личность, будучи аспектом целостной личности человека, обладает всеми структурными характеристиками личности, включая наличие особой ценностной системы. Можно говорить об аксиологии языковой личности как о совокупности всех элементов общей ценностной иерархии индивидуального или коллективного сознания, связанных с лингвистическими явлениями. «Существует два типа подобных взаимосвязей:
1.
лингвистические единицы и
2.
лингвистические единицы и
Именно в личности, творящей культуру и живущей в ней, на передний план выходит социальная природа человека, а сам человек выступает как субъект социокультурной жизни.
Американский психолог А. Маслоу видит человека как бытие внутренней природы, которая почти независима от внешнего мира и которая есть исходная предпосылка всякой психологии, а жизнь в согласии с внутренней природой рассматривается как причина психического здоровья. Становление личности, с точки зрения А. Маслоу, — это движение к идеалу, в качестве которого выступает личность, всесторонне реализовавшая себя. Он пишет: «Человеческому существу, чтобы жить... необходимы система координат, философия жизни, религия (или заменитель религии), причем они нужны ему почти в той же мере, что и солнечный свет, кальций или любовь»6.
Личность
должна рассматриваться в перспективе
культурной традиции народа, этноса, так
как для рождения человека в человеке
необходим культурно-
Категории культуры — это пространство, время, судьба, право, богатство, труд, совесть, смерть и т. д. Они отражают специфику существующей системы ценностей и задают образцы социального поведения и восприятия мира. Это своеобразная система координат, которая формирует языковую личность.
1.6 Аспекты изучения языковой личности
Языковая
личность в условиях общения может
рассматриваться как
Ценностный план коммуникативной личности содержит этические и утилитарные нормы поведения, свойственные определенному этносу в определенный период. Эти нормы закреплены в нравственном кодексе народа, отражают историю и мировосприятие людей, объединенных культурой и языком.
Нравственный
кодекс народа в языке выражается
лишь частично. К числу языковых
(и шире — коммуникативных) индексов
такого кодекса относятся
Существуют общечеловеческие ценности (как этические, так и утилитарные); ценности, свойственные определенному типу цивилизации (например, нормы поведения согласно тому или иному вероучению); ценности, характеризующие определенный этнос, а также подгруппы внутри этноса (такие этногрупповые ценности лингвистически выявляются в региолектах и социолектах). Наконец, выделяются ценности, свойственные малым группам, и индивидуальные ценности личности. Соответственно коммуникативную личность можно охарактеризовать в ценностном аспекте по соотношению доминантных ценностей, по степени их дифференциации и т.д.
Познавательный
(когнитивный) план коммуникативной
личности выявляется путем анализа картины
мира, свойственной ей. На уровне культурно-этнического
рассмотрения (именно применительно к
данному уровню обычно говорят о языковой
личности) выделяются предметно-содержательные
и категориально-формальные способы интерпретации
действительности, свойственные носителю
определенных знаний о мире и языке. Языковая
категоризация мира проявляется, например,
в корреляциях между эргативной конструкцией,
сложной системой видовых различий, наличием
категории определенности/