Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:58, курсовая работа
ель работы – выявить и описать ключевые лексические единицы, отражающие особенности языковой личности Джорджа Уокера Буша, проявляющиеся в его политических выступлениях.
Методы исследования – метод индуктивного анализа, метод верификации.
Материалом для исследования послужили тексты 9 речей Джорджа Буша-младшего, опубликованные на интернет-сайте http://www.presidentialrhetoric.com.
Введение 5
1 Языковая личность 8
Языковая личность как объект лингвокультурологического
исследования 8
Понятие языковой личности 8
Трехуровневая модель языковой личности Ю. Н. Караулова 12
Компоненты языковой личности 13
Анализ языковой личности 15
Аспекты изучения языковой личности 16
2 Языковая личность политического лидера 20
Анализ языковой личности Дж. Буша 20
Заключение 31
Библиографический список 33
Р Е Ф
Е Р А Т
Курсовая работа содержит 34 с., 18 источников.
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ ЛИЧНОСТЬ, КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ, РЕЧЕВОЙ ПАСПОРТ, ЯЗЫКОВОЙ ИДИОСТИЛЬ, ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ.
В данной работе рассматривается языковая личность бывшего президента США Джорджа У. Буша на основе 9 текстов его политических выступлений.
Целью работы является выявление характерных черт языковой личности политика, путем изучения и описания ключевых лексических единиц, используемых им в речи.
На основе данного анализа можно заключить, что языковая личность Джорджа Буша уникальна и легко узнаваема. В его речи отражаются особенности характера, социальный статус, а также политические взгляды.
Методами, используемыми при анализе, являются метод индуктивного анализа и метод верификации.
Данная работа актуальна, благодаря возможности получения определенной лингвистической характеристики политического деятеля.
Этот
анализ может использоваться при
дальнейшем рассмотрении языковой личности
Джорджа Буша и его влиянии на общественное
сознание.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
1 Языковая личность
исследования
2 Языковая личность политического лидера 20
Заключение
Библиографический
список
В В Е Д Е Н И Е
Сравнительно недавно интерес к проблеме изучения личности как таковой значительно вырос. Данное явление обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях глобальной коммуникации и свободного доступа к информации, возможности человека резко расширились. Стал очевидным эволюционный рост личности, начала меняться её значимость как объекта исследования, в зависимости от той или иной научной дисциплины. В качестве приоритетного объекта исследования, понятие «личность» можно встретить в психологии, философии, культурологии, языкознании, литературе и ряде других наук.
Во 2-й половине XX века ученые-языковеды стали активнее исследовать роль человеческого фактора в языке, по-новому посмотрев на такие проблемы как язык и мышление, национальный язык определенного этноса, язык и картина мира, языковая личность и др.
Являясь
одной из активных форм познания действительности,
язык дает нам реальный образ мира,
постичь который человек
Новейшие исследования в области коммуникативной лингвистики открыли перспективы изучения проблемы языковой личности. Все чаще и убедительнее лингвисты говорят сегодня о языке как способе вербализации человеческого общения в процессе совместной деятельности людей. Анализ языковой личности неизбежно ведет исследование к изучению ключевого понятия – личности. «Введение понятия личности в лингвистику означает возможность говорить о том, что язык принадлежит, прежде всего, личности, осознающей себя и свое место в мире, свою роль в практической деятельности и языковом общении, свое отношение к принятым принципам и конвенциям видения дискурса, творчески используя их в своих предметных и речевых действиях»1. Речевые акты-шаги, речевые ходы для личностно ориентированной прагмалингвистики представляют собой не просто компоненты дискурса, а выступают в качестве сознательных и целенаправленных актов определения личности2.
В современном обществе возрастает значимость политической коммуникации, поскольку в условиях демократического социального устройства вопросы власти открыто обсуждаются, и решение целого ряда политических проблем зависит от того, насколько адекватно эти проблемы будут интерпретированы языком.
В последние годы отдельные проблемы в политической сфере стали объектом активного обсуждения, как в научной, так и в публицистической литературе, поэтому особый интерес и некоторое наглядное проявление понятия языковой личности получает в политике, поскольку она активно влияет на общественное сознание и широко распространена в средствах массовой коммуникации.
Актуальность настоящего исследования заключается в возможности получения наиболее полной характеристики политического деятеля на основе изучения особенностей языковой личности, отраженной в его политических речах посредством выявления и анализа ключевых языковых единиц, используемых данным оратором.
Теоретической базой для данной работы послужили труды Ю. Н. Караулова, В. В. Красных и В. И. Карасика в области изучения языка и языковой личности.
Объектом исследования является языковая личность Джорджа Буша-младшего, отраженная в его политической речи.
Предметом исследования являются ключевые лексические единицы в риторике бывшего президента США, Джорджа Буша-младшего, отражающие характерные черты языковой личности данного политика.
Цель работы – выявить и описать ключевые лексические единицы, отражающие особенности языковой личности Джорджа Уокера Буша, проявляющиеся в его политических выступлениях.
Методы исследования – метод индуктивного анализа, метод верификации.
Материалом
для исследования послужили тексты 9 речей
Джорджа Буша-младшего, опубликованные
на интернет-сайте http://www.
1
Языковая личность
1.1 Языковая личность как объект лингвокультурологического исследования
Лингвокультурология - на сегодняшний день самое молодое ответвление этнолингвистики. В задачи этой научной дисциплины входит изучение и описание взаимоотношений языка и культуры, языка и этноса, языка и народного менталитета, она создана на основе триады - язык, культура, человеческая личность, и представляет лингвокультуру как линзу, через которую исследователь может увидеть материальную и духовную самобытность этноса.
Основу категориального аппарата лингвокультурологии составляют понятия языковой личности и концепта, гносеологическое становление которых еще полностью не завершено.
Представления о личности в языковом сознании, отраженные в толковых словарях, в значительной мере шире и неопределеннее соответствующих научных понятий и сводятся к представлениям об индивиде как «совокупности свойств, присущих данному человеку» и «человеке как носителе каких-нибудь свойств». В них отсутствует, прежде всего, указание на социально значимый характер этих свойств, на то, что личность - это человек, взятый в его отношении к обществу, член общества.
Язык самым непосредственным образом связан с выражением личностных качеств человека, а в грамматической системе многих естественных языков (славянских, армянском, испанском, румынском, старофранцузском) закреплено отношение к личности в той или иной её ипостаси. Тем не менее, понятие «языковой личности» возникает лишь в последние десятилетия в лоне антропологической лингвистики, где оно, естественно, занимает центральное место и даже дает имя новой научной дисциплине – «лингвистической персоналогии».
1.2 Понятие языковой личности
Первое обращение к языковой личности связано с именем немецкого ученого И. Вейсгербера. В русской лингвистике первые шаги в этой области сделал В. В. Виноградов, который выработал два пути изучения языковой личности — личность автора и личность персонажа. О говорящей личности писал А. А. Леонтьев. Само понятие языковой личности начал разрабатывать Г. И. Богин, он создал модель языковой личности, в которой человек рассматривается с точки зрения его «готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи». Ввел же это понятие в широкий научный обиход Ю. Н. Караулов, который считает, что языковая личность — это человек, обладающий способностью создавать и воспринимать тексты, различающиеся: «а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определенной целевой направленностью»3.
Языковая личность — социальное явление, но в ней есть и индивидуальный аспект. Индивидуальное в языковой личности формируется через внутреннее отношение к языку, через становление личностных языковых смыслов; но при этом языковая личность оказывает влияние на становление языковых традиций. Каждая языковая личность формируется на основе присвоения конкретным человеком всего языкового богатства, созданного предшественниками. Язык конкретной личности состоит в большей степени из общего языка и в меньшей — из индивидуальных языковых особенностей.
Личность вообще, по образному определению Н. Ф. Алефиренко, рождается как своеобразный «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений между членами конкретного этнокультурного сообщества в процессе их совместной деятельности. Иными словами, основным средством превращения индивида в языковую личность выступает его социализация, предполагающая три аспекта:
а) процесс включения человека в определенные социальные отношения, в результате которого языковая личность оказывается своего рода реализацией культурно-исторического знания всего общества;
б) активная речемыслительная деятельность по нормам и эталонам, заданным той или иной этноязыковой культурой;
в) процесс усвоения законов социальной психологии народа.
Для становления языковой личности особая роль принадлежит второму и третьему аспектам, поскольку процесс присвоения той или иной национальной культуры и формирование социальной психологии возможны только посредством языка, являющегося для культуры, по выражению С. Лема, тем же, что центральная нервная система для жизнедеятельности человека. Лингвокультурная личность — закрепленный в языке базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, составляющий вневременную и инвариантную часть структуры личности.
Языковая личность является носителем языкового сознания, а также является человеком, существующим в языковом пространстве — в общении, в стереотипах поведения, зафиксированных в языке, в значениях языковых единиц и смыслах текстов. Рассматриваемое понятие допускает двойственную интерпретацию: статическую и динамическую. «В первом случае мы принимаем индивида в качестве личности, т.е. субъекта социальных отношений, обладающего своим неповторимым набором личностных качеств. Для определенных ситуаций важны только некоторые характеристики личности, связанные, например, с выполнением определенной социальной роли. Во втором случае на определенном этапе индивид еще не является личностью, т.е. не обладает отличительными социально обусловленными характеристиками»4.
Довольно авторитетная французская школа психологов и психоаналитиков, связывающая себя с именем Лакана и получившая наименование «лаканизма», интересна, прежде всего, тем, что видит в языке (а точнее - в текстах, которые могут быть порождаемы определенной личностью) полное и безостаточное выражение всех без исключения особенностей ее сознательной и бессознательной жизни.