Языковая личность Джорджа Буша

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

ель работы – выявить и описать ключевые лексические единицы, отражающие особенности языковой личности Джорджа Уокера Буша, проявляющиеся в его политических выступлениях.
Методы исследования – метод индуктивного анализа, метод верификации.
Материалом для исследования послужили тексты 9 речей Джорджа Буша-младшего, опубликованные на интернет-сайте http://www.presidentialrhetoric.com.

Содержание

Введение 5
1 Языковая личность 8
Языковая личность как объект лингвокультурологического
исследования 8
Понятие языковой личности 8
Трехуровневая модель языковой личности Ю. Н. Караулова 12
Компоненты языковой личности 13
Анализ языковой личности 15
Аспекты изучения языковой личности 16
2 Языковая личность политического лидера 20
Анализ языковой личности Дж. Буша 20
Заключение 31
Библиографический список 33

Работа содержит 1 файл

курсовая для печати.docx

— 73.66 Кб (Скачать)

Р Е Ф  Е Р А Т 

     Курсовая работа содержит 34 с., 18 источников.

     ЯЗЫКОВАЯ  ЛИЧНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ ЛИЧНОСТЬ, КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ, РЕЧЕВОЙ ПАСПОРТ, ЯЗЫКОВОЙ ИДИОСТИЛЬ, ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

     В данной работе рассматривается языковая личность бывшего президента США  Джорджа У. Буша на основе 9 текстов его политических выступлений.

     Целью работы является выявление характерных  черт языковой личности политика, путем  изучения и описания ключевых лексических  единиц, используемых им в речи.

     На  основе данного анализа можно  заключить, что языковая личность Джорджа  Буша уникальна и легко узнаваема. В его речи отражаются особенности характера, социальный статус, а также политические взгляды.

     Методами, используемыми при анализе, являются метод индуктивного анализа и метод верификации.

     Данная  работа актуальна, благодаря возможности  получения определенной лингвистической характеристики политического деятеля.

     Этот  анализ может использоваться при  дальнейшем рассмотрении языковой личности Джорджа Буша и его влиянии на общественное сознание.  
 
 
 
 
 
 
 
 

С О Д  Е Р Ж А Н И Е

Введение                                                                                                             5

1 Языковая личность                                                                                          8  

    1. Языковая личность как объект лингвокультурологического

      исследования                                                                                   8

    1. Понятие языковой личности                                                            8
    2. Трехуровневая модель языковой личности Ю. Н. Караулова    12
    3. Компоненты языковой личности                                                   13
    4. Анализ языковой личности                                                            15
    5. Аспекты изучения языковой личности                                         16

2 Языковая личность политического лидера                                                 20 

    1. Анализ языковой личности Дж. Буша                                           20

Заключение                                                                                                       31

Библиографический список                                                                            33   
 
 
 
 
 
 
 

 

      В В Е Д Е Н И Е 
 

     Сравнительно  недавно интерес к проблеме изучения личности как таковой значительно вырос. Данное явление обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях глобальной коммуникации и свободного доступа к информации, возможности человека резко расширились. Стал очевидным эволюционный рост личности, начала меняться её значимость как объекта исследования, в зависимости от той или иной научной дисциплины. В качестве приоритетного объекта исследования, понятие «личность» можно встретить в психологии, философии, культурологии, языкознании, литературе и ряде других наук.

     Во 2-й половине XX века ученые-языковеды стали активнее исследовать роль человеческого фактора в языке, по-новому посмотрев на такие проблемы как язык и мышление, национальный язык определенного этноса, язык и картина мира, языковая личность и др.

     Являясь одной из активных форм познания действительности, язык дает нам реальный образ мира, постичь который человек стремился  на протяжении многих веков. Исходя из этого, возникла проблема изучения языковой личности, которая является ядром мировоззрения.

     Новейшие  исследования в области коммуникативной  лингвистики открыли перспективы изучения проблемы языковой личности. Все чаще и убедительнее лингвисты говорят сегодня о языке как способе вербализации человеческого общения в процессе совместной деятельности людей. Анализ языковой личности неизбежно ведет исследование к изучению ключевого понятия – личности. «Введение понятия личности в лингвистику означает возможность говорить о том, что язык принадлежит, прежде всего, личности, осознающей себя и свое место в мире, свою роль в практической деятельности и языковом общении, свое отношение к принятым принципам и конвенциям видения дискурса, творчески используя их в своих предметных и речевых действиях»1. Речевые акты-шаги, речевые ходы для личностно ориентированной прагмалингвистики представляют собой не просто компоненты дискурса, а выступают в качестве сознательных и целенаправленных актов определения личности2.

     В современном обществе возрастает значимость политической коммуникации, поскольку в условиях демократического социального устройства вопросы власти открыто обсуждаются, и решение целого ряда политических проблем зависит от того, насколько адекватно эти проблемы будут интерпретированы языком.

     В последние годы отдельные проблемы в политической сфере стали объектом активного обсуждения, как в научной, так и в публицистической литературе, поэтому особый интерес и некоторое наглядное проявление понятия языковой личности получает в политике, поскольку она активно влияет на общественное сознание и широко распространена в средствах массовой коммуникации.

     Актуальность  настоящего исследования заключается в возможности получения наиболее полной характеристики политического деятеля на основе изучения особенностей языковой личности, отраженной в его политических речах посредством выявления и анализа ключевых языковых единиц, используемых данным оратором.

     Теоретической базой для данной работы послужили труды Ю. Н. Караулова, В. В. Красных и В. И. Карасика в области изучения языка и языковой личности.

     Объектом  исследования является языковая личность Джорджа Буша-младшего, отраженная в его политической речи.

     Предметом исследования являются ключевые лексические единицы в риторике бывшего президента США, Джорджа Буша-младшего, отражающие характерные черты языковой личности данного политика.

     Цель работы – выявить и описать ключевые лексические единицы, отражающие особенности языковой личности Джорджа Уокера Буша, проявляющиеся в его политических выступлениях.

     Методы  исследования –  метод индуктивного анализа, метод верификации.

     Материалом для исследования послужили тексты 9 речей Джорджа Буша-младшего, опубликованные на интернет-сайте http://www.presidentialrhetoric.com.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Языковая личность 
 

     1.1 Языковая личность как объект лингвокультурологического исследования 

     Лингвокультурология - на сегодняшний день самое молодое  ответвление этнолингвистики. В  задачи этой научной дисциплины входит изучение и описание взаимоотношений языка и культуры, языка и этноса, языка и народного менталитета, она создана на основе триады - язык, культура, человеческая личность, и представляет лингвокультуру как линзу, через которую исследователь может увидеть материальную и духовную самобытность этноса.

     Основу  категориального аппарата лингвокультурологии  составляют понятия языковой личности и концепта, гносеологическое становление которых еще полностью не завершено. 

     Представления о личности в языковом сознании, отраженные в толковых словарях, в  значительной мере шире и неопределеннее соответствующих научных понятий и сводятся к представлениям об индивиде как «совокупности свойств, присущих данному человеку» и «человеке как носителе каких-нибудь свойств». В них отсутствует, прежде всего, указание на социально значимый характер этих свойств, на то, что личность - это человек, взятый в его отношении к обществу, член общества. 

     Язык  самым непосредственным образом  связан с выражением личностных качеств человека, а в грамматической системе многих естественных языков (славянских, армянском, испанском, румынском, старофранцузском) закреплено отношение к личности в той или иной её ипостаси. Тем не менее, понятие «языковой личности» возникает лишь в последние десятилетия в лоне антропологической лингвистики, где оно, естественно, занимает центральное место и даже дает имя новой научной дисциплине – «лингвистической персоналогии».

     1.2 Понятие языковой  личности

     Первое  обращение к языковой личности связано  с именем немецкого ученого И. Вейсгербера. В русской лингвистике  первые шаги в этой области сделал В. В. Виноградов, который выработал два пути изучения языковой личности — личность автора и личность персонажа. О говорящей личности писал А. А. Леонтьев. Само понятие языковой личности начал разрабатывать Г. И. Богин, он создал модель языковой личности, в которой человек рассматривается с точки зрения его «готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи». Ввел же это понятие в широкий научный обиход Ю. Н. Караулов, который считает, что языковая личность — это человек, обладающий способностью создавать и воспринимать тексты, различающиеся: «а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определенной целевой направленностью»3.

     Языковая  личность — социальное явление, но в ней есть и индивидуальный аспект. Индивидуальное в языковой личности формируется через внутреннее отношение к языку, через становление личностных языковых смыслов; но при этом языковая личность оказывает влияние на становление языковых традиций. Каждая языковая личность формируется на основе присвоения конкретным человеком всего языкового богатства, созданного предшественниками. Язык конкретной личности состоит в большей степени из общего языка и в меньшей — из индивидуальных языковых особенностей.

     Личность  вообще, по образному определению  Н. Ф. Алефиренко, рождается как своеобразный «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений между членами конкретного этнокультурного сообщества в процессе их совместной деятельности. Иными словами, основным средством превращения индивида в языковую личность выступает его социализация, предполагающая три аспекта:

     а) процесс включения человека в  определенные социальные отношения, в  результате которого языковая личность оказывается своего рода реализацией  культурно-исторического знания всего  общества;

     б) активная речемыслительная деятельность по нормам и эталонам, заданным той или иной этноязыковой культурой;

     в) процесс усвоения законов социальной психологии народа.

     Для становления языковой личности особая роль принадлежит второму и третьему аспектам, поскольку процесс присвоения той или иной национальной культуры и формирование социальной психологии возможны только посредством языка, являющегося для культуры, по выражению С. Лема, тем же, что центральная нервная система для жизнедеятельности человека. Лингвокультурная личность — закрепленный в языке базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, составляющий вневременную и инвариантную часть структуры личности.

     Языковая  личность является носителем языкового  сознания, а также является человеком, существующим в языковом пространстве — в общении, в стереотипах поведения, зафиксированных в языке, в значениях языковых единиц и смыслах текстов. Рассматриваемое понятие допускает двойственную интерпретацию: статическую и динамическую. «В первом случае мы принимаем индивида в качестве личности, т.е. субъекта социальных отношений, обладающего своим неповторимым набором личностных качеств. Для определенных ситуаций важны только некоторые характеристики личности, связанные, например, с выполнением определенной социальной роли. Во втором случае на определенном этапе индивид еще не является личностью, т.е. не обладает отличительными социально обусловленными характеристиками»4.

     Довольно  авторитетная французская школа  психологов и психоаналитиков, связывающая себя с именем Лакана и получившая наименование «лаканизма», интересна, прежде всего, тем, что видит в языке (а точнее - в текстах, которые могут быть порождаемы определенной личностью) полное и безостаточное выражение всех без исключения особенностей ее сознательной и бессознательной жизни.

Информация о работе Языковая личность Джорджа Буша