Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 05:32, реферат
В отличие от государств, где демократия и свобода средств массовой информации насчитывает столетия, Россия делает лишь первые шаги по этому пути. Действительно, в развитых странах уже давно средства массовой информации выступают как институты гражданского общества, оказывают воздействие на власть, агрегируя и представляя интересы граждан. Другое дело Россия.
Наиболее характерным примером конфликтной модели являются примеры Испании, Португалии, Греции в период их перехода от диктатуры к режиму демократии.
В открытый конфликт вылились трения между правительством во время фолклендской войны. Журналистам был закрыт доступ в районы боевых действий. Министерство обороны сознательно дезориентировало журналистов. Это заставило средства массовой информации обращаться к иностранным источникам информации и вызывало серьезные нарекания со стороны правительства.
Сегодня во многих демократических государствах содержание материалов прессы и рекламы регулируется. Для этого выработаны разнообразные процедуры: от полного законодательного контроля до системы саморегулирования.
Рассмотрим эти процедуры на примере стран, таких как: США, Франция, Великобритания и Япония.
В целом, средства массовой информации США, Франция, Великобритания и Япония.
В целом, средства массовой информации США медленно, но верно подошли к принятию некой формы подотчетности такой, как Национальный Совет по новостям, признают элементарную обязанность исправлять ошибки, а также принять критику и реагировать на нее.
Национальный Совет по новостям берет свое начало с рекомендаций Комиссии Хатчинса. Этой комиссией было рекомендовано создать независимую организацию, в функции которой входило оценка работы прессы и сообщение результатов этой оценки общественности.
Созданию Совета в 1973 году предшествовали долгие споры редакторов газет и других средств массовой информации о том, не угрожает ли его появление правам журналистов. Но Совет все же был создан.
Его функция состояла в том, чтобы принимать к рассмотрению жалобы против средств массовой информации. Однако, эти жалобы принимались лишь в тех случаях, когда сами средства массовой информации отказывались реагировать на запросы граждан.
Совет состоял из «18 граждан и штата профессионалов при них. Средства массовой информации представляли 8 членов Совета».
На слушаниях разрешалось присутствие адвокатов, представляющих средства массовой информации и истца.
Национальный Совет по новостям и его сотрудники пытаются выступить посредниками в споре. Они проводят слушания по тем жалобам, по которым не удавалось принять решение.
Заслуга Национального Совета по новостям в том, что он обеспечил возможность открытого обсуждения для граждан, не желающих или не обладающие финансовыми возможностями обращаться в суд.
Самым широко поддерживаемым, хотя все еще не слишком распространенным способом добиться подотчетности в средствах массовой информации, является институт «омбудсменов», который возник в Швеции.
Омбудсмен - уполномоченный по правам человека - человек, в чьи функции входит наблюдение за точностью и беспрестанностью соблюдения прав человека, в том числе и право пользование информацией. Кроме этого в обязанности этого должностного лица входит и разъяснение общественности особенностей информационного дела, также донесение точек зрения читателей до руководства. В настоящее время омбудсмены действуют во многих стран.
Конкретный набор обязанностей омбудсмена может сильно отличаться. Некоторые омбудсмены пишут памятные записки руководству, в которых анализируется работа репортеров и редакторов. Другие пишут критические разборы, вывешиваемые на доске объявлений в редакции. Третьи пишут критические колонки, которые регулярно печатаются в газете.
Почти все омбудсмены получают читательские жалобы. Омбудсмен расследует эти жалобы и принимает ответные меры. Эти меры заключаются в признании газетой ошибки и ее исправлении.
Этот вид отношений был бы более эффективным, если бы омбудсмены не являлись частными лицами, а представляли властные структуры. У этих должностных лиц было бы больше полномочий при выполнении своих должностных обязанностей. Фактически они бы выполняли роль посредников между правительством и средствами массовой информации, как пресс-секретари. С другой стороны, снивелировалось бы их независимое положение от влияния властных структур.
Если в США Национальный Совет по новостям состоит из представителей средств массовой информации и общественности, то во Франции аналогичная структура формируется иначе.
Во Франции с принятием закона в 1986 году была отменена последняя из монополий (на вещание). С этого времени вступили в соперничество государственные каналы и частный сектор. По Закону «Об аудиовизуальных средствах» созданы Комиссии по коммуникациям и свободам. В 1989 году Национальная Комиссия по коммуникациям и свободам была заменена на Высший Совет по аудиовизуальным средствам.
Это Совет был составлен по модели Конституционного Совета. В его состав входит 9 назначаемых членов; 3 - назначаются Президентом Республики; 3 - Председателем Сената; 3 - председателем Национального Собрания.
Срок полномочий членов Высшего Совета по аудиовизуальным средствам составляет 6 лет. Их мандат не возобновляется и не подлежит отмене. Возрастной ценз установлен 65 лет на момент назначения членов Совета. Членам этого Совета запрещено в течение года после завершения своих полномочий занимать общественные посты по вопросам коммуникаций.
Высший Совет по аудиовизуальным средствам назначает президентов, генеральных директоров государственных телеканалов. Устанавливает спецификацию этих телеканалов и следит за ее использованием. Выдает разрешение на вещание и заключает с частными телеканалами многолетнюю конвенцию. В этой конвенции фиксируются права и обязанности телеканалов и санкции против них, в случае нарушения этих обязанностей. Совет контролирует выполнение принятых конвенций.
Сфера компетенции Высшего Совета по аудиовизуальным средствам распространяется на все государственное и частное вещание, кабельное и спутниковое телевидение.
Данная регулирующая инстанция может полностью или частично приостановить разрешение на вещание на месяц или более. Может сократить срок разрешения на вещание и даже его изъять.
Высший Совет по аудиовизуальным средствам имеет возможность налагать денежные санкции в размере «0,3%» от общего оборота.
Эффективность этой структуры говорит сама за себя. Во Франции до сих пор очень редко встречаются конфликтные модели взаимоотношения властных структур и средств массовой информации.
Каждое конкретное государство выбирает свой механизм регулирования отношений средств массовой информации и власти.
В Великобритании в большей мере полагаются на саморегулирование.
В 1953 году был создан Совет по делам прессы. Цель Совета состояла в устранении запретительного характера законодательного контроля. Данный Совет состоял из представителей средств массовой информации. Главной функцией членов Совета являлась защита свободы слова и рассмотрения жалоб общественности. Но этот Совет не имел достаточного авторитета.
В «1989 году был образован Комитет для регулирования деятельности прессы».
Этот комитет рекомендовал вместо Совета по делам прессы учредить Комиссию по жалобам на прессу по образцу системы саморегулирования.
Кроме этой Комиссии, правительство имеет специальную службу по связям с общественностью и прессой. При премьер-министре состоит пресс-секретарь, который и является источником ежедневных сообщений о политике правительства.
В Японии формула взаимодействия средств массовой информации и власти иная.
Так, созданная еще в «1925 году и до сих пор действующая Японская вещательная корпорация является общественной, а не коммерческой».
Эта корпорация постоянно изучает общественное мнение. Опрашивает своих слушателей и зрителей. Ее возглавляет Совет директоров, состоящий из 12 человек. Их назначает премьер-министр с одобрения обеих палат парламента.
Властные структуры напрямую взаимодействуют со средствами массовой информации без «посредников». В этом взаимодействии немаловажную роль играют традиции государства. В результате до сих пор не было ни одного конфликта между этой корпорацией и властью.
Таким образом, изучение форм взаимодействия власти и средств массовой информации показало, что органы власти и средства массовой информации взаимодействуют на основе трех моделей: конфликтной, консенсуальной и конфликтно-консенсуальной.
Механизм взаимодействия органов власти и средств массовой информации варьирует от страны к стране. В настоящее время во многих странах созданы различные советы и организации по соблюдению норм этики в материалах средств массовой информации. Например: Национальный Совет по новостям (США), Высший Совет по аудиовизуальным средствам (Франция), Совет по делам прессы (Великобритания). Главной функцией этих органов является создание диалога между средствами массовой информации и органами власти.
Средства
массовой информации и государственные
органы власти в определенной степени
зависят друг от друга: журналисты нуждаются
в органах власти как в источнике информации,
а властным структурам необходимы журналисты
для сообщения общественности своих намерений
и решений.
1.3 Государственные
программы содействия средствам массовой
информации
В последние десятилетия мир переживает период перехода от «индустриального общества» к «обществу информационному». Происходит кардинальная смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений.
Уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровня в значительной степени зависят поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность.
Информационное пространство представляет собой всю совокупность отношений между носителями информации и ее получателями. СМИ являются основными носителями информации.
Использование массовых источников информации обеспечивает более полный охват населения, особенно это, важно, когда информация носит общемировой или общенациональный характер. Зачастую такая глобальная информация несет в себе опасность недостоверной подачи, что приводит к искажению действительности и простому манипулированию.
При всей своей значимости СМИ находятся в сложной ситуации.
По настоящему независимые средства массовой информации - это не реальная задача. Как правило, основной источник давления на СМИ - материальное обеспечение. Для обеспечения материальной независимости СМИ они нуждаются в государственных программах содействия их деятельности.
Очень интересно посмотреть, как обстоят дела со СМИ, в этом плане, в странах Запада.
Общая закономерность: несмотря на существование развитого рынка средств массовой информации и книгоиздания, осуществляется разносторонняя государственная протекционистская политика, выражающаяся в прямых финансовых ассигнациях средствам массовой информации и издателям, в налоговых и таможенных льготах, льготных тарифах на услуги почты, телефонные и телеграфные услуги и так далее, причем независимо от политических, религиозных и иных взглядов средств массовой информации.
Обеспечить необходимый плюрализм информационной продукции, информационного обмена.
Сделать доступным для граждан максимум оперативной информации о деятельности центральных и местных органов власти, общественно-политической, социально-экономической, духовной жизни страны, зарубежной жизни.
Препятствовать монополизации СМИ.
Австрия. Правительство осуществляет широкую программу содействия развитию печати, в рамках которой оно субсидирует все ежедневные газеты. В последнее время все газеты получали равные дотации (в том числе и лидеры рынка), и общая сумма субсидий составляла более 100 миллионов австрийских марок. Цель такого субсидирования состоит в содействии выживанию как можно большего числа газет с тем, чтобы поддерживать существование широкого спектра мнений.
Информация о работе Взаимодействие между органами власти и СМИ