Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 19:55, курсовая работа
Средства массовой информации стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.
Введение
Глава 1. Роль средств массовой информации в процессе воспитания в подростковом возрасте
1.1 Воспитание как педагогическое явление
1.2 Средства массовой информации - как фактор социализации подростка
1.3 Возможности влияния на воспитание подростка средств массовой информации
1.4 Положительное влияние средств массовой информации на процесс воспитания подростков
2. Заключение
3.Список использованной литературы
Немаловажным шагом в развитии образовательного телевидения является появление нового телеканала для детей под именем забытого героя Корнея Чуковского "Бибигон", который призван быть источником полезной и занимательной информации для детей от 4 до 17 лет. Телеканал предлагает серию передач, способствующих просвещению и становлению личности ребенка. Вниманию юных зрителей представляются программы по развитию речи, духовной и физической грамотности, а также ряд развлекательных программ. Примечательным и приятным фактом является соотношение зарубежных и отечественных телепередач на "Бибигоне". Российские мультики и шоу-программы будут транслироваться почти в 2 раза больше, чем иностранные. Оценить насыщенную графику и оригинальные идеи нового островка детства в российском телевидении можно на таких общедоступных телеканалах, как "Россия", "Культура", "Спорт". [20]
С 1 июня 2007 года началось общероссийское вещание телеканала "Теленяня", рассчитанного исключительно на детскую и подростковую аудиторию. Это первый проект такого рода в России.
Финансирование этого канала осуществляется целиком за счет средств "Первого канала", и уже прорабатывается проект второго детского телеканала, но рассчитанного на более взрослую аудиторию.В сетку вещания "Теленяни" вошли игровые шоу, направленные на развитие творческих навыков, познавательные программы и интеллектуальные викторины, а также художественные и мультипликационные фильмы. Хронометраж большинства программ составляет 15-20 минут. Подготовка программ для аудитории проходит по особой концепции - с привлечением психологов. Программы "Теленяни" безопасны для психического здоровья малышей. Прежде чем закупать, к примеру - западные анимационные фильмы, их предварительно тщательно тестируют. Телеканал вещает круглосуточно без рекламы.
Таким образом, в России развиваются специальные каналы и проекты, которые развивают и воспитывают подрастающее поколение. В настоящее время уже создано несколько телеканалов, которые ориентированы на детей и подростков.
1.4 Положительное влияние средств массовой информации на процесс воспитания подростков
Известна большая
роль средств массовой информации в
воспитании детей и подростков. Современные
средства массовой информации несут
исключительно многообразную, многоплановую
информацию без учета особенностей
аудитории. Активно внедряется в
быт современной семьи
Как известно, средства
массовой информации - это распространение
информации, ориентированной на восприятие
различными группами людей.В воспитательном
плане исследователи выделяют как значимые
следующие функции средств массовой информации:
[4]
Рекреативная (определяет досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное);
Релаксационная - снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении.
Информационно-познавательная. Печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях.
Нормативная. С помощью средств массовой информации пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей, в связи с этим средства массовой информации выступают важным общественным регулятором жизнедеятельности людей.
Интегративная. Средства
массовой информации объединяют массы
вокруг идей, способствуют у людей
общих взглядов, позиций, оценок тех
или иных событий и создают
психологический тонус в
Развлекательно-компенсаторная.
Отдых перед телеэкраном, в кино,
с журналом в руках позволяет
расслабиться после трудового или
учебного дня, сменить эмоциональный
фон и одновременно получить заряд
недостающих в реальной жизни
ярких ощущений, впечатлений. Эта
функция средств массовой информации
особо значима для
Фоновая. Радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества. Единственный в семье ребенок, готовящий уроки в пустой квартире под звуки голубого экрана или магнитофона - явление, давно уже ставшее привычным.
Сегодня учеными
и специалистами многих стран
ставится вопрос о необходимости
развития информационной экологии, формирующей
здоровый информационный образ жизни
людей в социальной и природной
среде, помогающей создать ориентиры
воспитания для подростка. Соблюдение
правил информационной гигиены приводит
к сознательно избранному информационному
образу жизни, от возраста подростка
до преклонных лет, на склоне которой
человек не жалеет, что прожил ее
зря. Под образом жизни понимается
система видов
трудовая;
общественно-политическая;
учебная;
бытовая;
социально-культурная;
досуговая деятельность.
Рассмотрим новые
возможности, предоставляемые
общественно-политическая
деятельность, в которую подросток,
что бы ни говорили, активно вовлекается
средствами массовой информации, обретает
новую глубину с использованием
интерактивного телевидения (телевидения
с обратной связью). Добавление к
обычному телевизору передающего устройства
с пультом обратной связи позволяет
подростку реагировать на вопросы
ведущих телепрограмм, принимать
участие в анкетировании, голосованиях,
дискуссиях и т.д. Указанная данность
помогает выработке активной жизненной
позиции молодого человека. Создается
также новый рынок заказного
цифрового телевидения на экране
компьютера. Данный аспект представляет
собой смесь интерактивного телевидения
и компьютерной техники, что может
быть очень интересно для подростка,
постоянно интересующегося
учебная деятельность.
Сейчас активно развивающаяся
Бытовая деятельность.
Бытовые компьютеры, ставшие сегодня за
рубежом, в связи с развитием Интернета,
проводниками средств массовой информации,
в принципе имеют по сравнению с профессиональными
более ограниченные возможности (по ресурсам
памяти, набору внешних устройств и др.).
Однако, сегодня согласно мировым стандартам
бытовой (домашний) компьютер представляет
собой машину, оснащенную микрофоном,
проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками,
факсимильной связью и т.п. Бытовые компьютеры
предназначены для массового использования
в домашних условиях при решении вычислительных,
обучающих, информационно-справочных,
игровых, воспитательных и других задач.
Важными областями применения бытовых
компьютеров также является: - обеспечение
информационных потребностей людей и,
в частности, вступающих в активную общественную
жизнь, подростков, (доступ к различным
базам данных и знаний, общение с владельцами
других ЭВМ по линиям связи и др.);
социально-культурная деятельность. Развитие мультимедийных технологий средств массовой информации, в их соединении со средствами массовой информации и увеличение места, занимаемого ими в жизни современного человека, отразилось, конечно, не только на воспитании, науке и игре, но и на искусстве. Так, например, первый английский, выполненный в технологии мультимедиа CD-ROM "Сокровища Британии" посвященный английскому искусству Х - начала ХХ веков, содержит карты государства в динамике его развития и так называемую "временную линию", позволяющие вести анализ развития искусства во времени и пространстве, одновременно позволяя через электронные средства массовой информации вести постоянное пополнение свой базы данных
досуговая деятельность. В мире фиксируется четкая тенденция реализации средствами массовой информации развития "инфоразвлечений". Развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства и средства, обеспечивающие участие (интерактивные средства). За одно десятилетие были созданы 4 поколения интерактивных средств. Компактные диски знаменуют появление пятого поколения. Первые три поколения интерактивных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при одновременном расширении ассортимента развлечений за счет включения логических игр, музыкальных и художественных интерактивных программ. В настоящее время среди последних достижений можно выделить компьютерную мультипликацию. Появившиеся оптические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного выбора решений, являются первым шагом к продукции пятого поколения. Данные игры, очень часто реализующие себя в Интернете под руководством какого-либо электронного средства массовой информации помогают, при правильной разработке своего материала (а на это сейчас зарубежные производители и педагогические организации денег не жалеют), не только оторвать подростка отрицательного влияния уличной среды, но и вовлечь его в жизнь, регулируемую стремлением к познанию.
Таким образом, происходящее в настоящий момент соединение средств массовой информации и новейших компьютерных технологий позволяют активизировать воспитательное воздействие на подростков. Конечно, важно отметить, что здесь особое значение приобретает качество материала, предлагаемого подросткам подобными системами средств массовой информации. Разработанная система кодов и паролей, конечно же, не обеспечивает полностью закрытость той или иной, вредной для подростка в становлении его личности информации, но минимализирует эту защиту, тем самым отвечая на справедливую для своего времени критику о развращающем воздействии средств массовой информации на подрастающее поколение.
При активном воздействии
такого рода современного симбиоза средств
массовой информации и новейших технологий,
возникает опасность
Развитие и становление личности подростка происходит в постоянном контакте с окружающим миром. А именно сегодня, когда с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающего поколения, а с другой - возросло влияние средств массовой информации, связанное с техническим прогрессом и реализацией идей интерактивного вовлечения, особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации. На сегодняшний день влияние средств массовой информации на воспитание подростков является актуальной проблемой, и является одной из первейших задач педагогики.
Важно отметить, что существует большая опасность того, что развитие средств массовой информации, развитие новых информационных технологий опередит развитие педагогики. В настоящее время на существующих детских каналах налажен контроль, с одной стороны, фильтрующий доступную детям информацию, с другой - организующий четкое взаимодействие с производителями информационной продукции для подрастающего поколения в целях её соответствия задачам воспитания и развития личности.
Информация о работе Влияние средств массовой информации на развитие школьников