Влияние средств массовой информации на развитие школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Средства массовой информации стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Содержание

Введение

Глава 1. Роль средств массовой информации в процессе воспитания в подростковом возрасте

1.1 Воспитание как педагогическое явление

1.2 Средства массовой информации - как фактор социализации подростка

1.3 Возможности влияния на воспитание подростка средств массовой информации

1.4 Положительное влияние средств массовой информации на процесс воспитания подростков

2. Заключение

3.Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 39.55 Кб (Скачать)

Немаловажным шагом  в развитии образовательного телевидения  является появление нового телеканала для детей под именем забытого героя Корнея Чуковского "Бибигон", который призван быть источником полезной и занимательной информации для детей от 4 до 17 лет. Телеканал предлагает серию передач, способствующих просвещению и становлению личности ребенка. Вниманию юных зрителей представляются программы по развитию речи, духовной и физической грамотности, а также ряд развлекательных программ. Примечательным и приятным фактом является соотношение зарубежных и отечественных телепередач на "Бибигоне". Российские мультики и шоу-программы будут транслироваться почти в 2 раза больше, чем иностранные. Оценить насыщенную графику и оригинальные идеи нового островка детства в российском телевидении можно на таких общедоступных телеканалах, как "Россия", "Культура", "Спорт". [20]

С 1 июня 2007 года началось общероссийское вещание телеканала "Теленяня", рассчитанного исключительно на детскую и подростковую аудиторию. Это первый проект такого рода в России.

Финансирование этого  канала осуществляется целиком за счет средств "Первого канала", и  уже прорабатывается проект второго  детского телеканала, но рассчитанного  на более взрослую аудиторию.В сетку вещания "Теленяни" вошли игровые шоу, направленные на развитие творческих навыков, познавательные программы и интеллектуальные викторины, а также художественные и мультипликационные фильмы. Хронометраж большинства программ составляет 15-20 минут. Подготовка программ для аудитории проходит по особой концепции - с привлечением психологов. Программы "Теленяни" безопасны для психического здоровья малышей. Прежде чем закупать, к примеру - западные анимационные фильмы, их предварительно тщательно тестируют. Телеканал вещает круглосуточно без рекламы.

Таким образом, в  России развиваются специальные  каналы и проекты, которые развивают  и воспитывают подрастающее поколение. В настоящее время уже создано  несколько телеканалов, которые  ориентированы на детей и подростков.

1.4 Положительное влияние  средств массовой  информации на  процесс воспитания  подростков

Известна большая  роль средств массовой информации в  воспитании детей и подростков. Современные  средства массовой информации несут  исключительно многообразную, многоплановую  информацию без учета особенностей аудитории. Активно внедряется в  быт современной семьи видеотехника с ее многообразными информационными  возможностями, различные глянцевые  журналы, с большим количеством  фотографий и информации.

Как известно, средства массовой информации - это распространение  информации, ориентированной на восприятие различными группами людей.В воспитательном плане исследователи выделяют как значимые следующие функции средств массовой информации: [4] 

Рекреативная (определяет досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное);

Релаксационная - снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении.

Информационно-познавательная. Печать, телевидение, радио, кино ориентируются  на потребность людей в получении  разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях.

Нормативная. С помощью  средств массовой информации пропагандируются нормы и образцы поведения  в обществе, утверждается система  ценностей, в связи с этим средства массовой информации выступают важным общественным регулятором жизнедеятельности  людей.

Интегративная. Средства массовой информации объединяют массы  вокруг идей, способствуют у людей  общих взглядов, позиций, оценок тех  или иных событий и создают  психологический тонус в обществе.

Развлекательно-компенсаторная. Отдых перед телеэкраном, в кино, с журналом в руках позволяет  расслабиться после трудового или  учебного дня, сменить эмоциональный  фон и одновременно получить заряд  недостающих в реальной жизни  ярких ощущений, впечатлений. Эта  функция средств массовой информации особо значима для подросткового  и юношеского возраста.

Фоновая. Радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям  избежать одиночества. Единственный в  семье ребенок, готовящий уроки  в пустой квартире под звуки голубого экрана или магнитофона - явление, давно  уже ставшее привычным.

Сегодня учеными  и специалистами многих стран  ставится вопрос о необходимости  развития информационной экологии, формирующей  здоровый информационный образ жизни  людей в социальной и природной  среде, помогающей создать ориентиры  воспитания для подростка. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному  образу жизни, от возраста подростка  до преклонных лет, на склоне которой  человек не жалеет, что прожил ее зря. Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности  общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими условиями. Главной чертой образа жизни  является его системность, проявляющаяся  в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между  собой: изменение одной из них  ведет к изменению другой. Каковы же составляющие образ жизни и  виды деятельности, имеющие возможности  положительного влияния на социализацию и воспитание подростка? Это:

трудовая;

общественно-политическая;

учебная;

бытовая;

социально-культурная;

досуговая деятельность.

Рассмотрим новые  возможности, предоставляемые информатизацией, развитием средств массовой информации для совершенствования ряда из перечисленных  слагаемых образа жизни

общественно-политическая деятельность, в которую подросток, что бы ни говорили, активно вовлекается  средствами массовой информации, обретает новую глубину с использованием интерактивного телевидения (телевидения  с обратной связью). Добавление к  обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной связи позволяет  подростку реагировать на вопросы  ведущих телепрограмм, принимать  участие в анкетировании, голосованиях, дискуссиях и т.д. Указанная данность помогает выработке активной жизненной  позиции молодого человека. Создается  также новый рынок заказного  цифрового телевидения на экране компьютера. Данный аспект представляет собой смесь интерактивного телевидения  и компьютерной техники, что может  быть очень интересно для подростка, постоянно интересующегося новинками  техники.

учебная деятельность. Сейчас активно развивающаяся педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции  образования людей, которым предстоит  жить в информационном обществе. Среди  целей информатизации образования  подростков, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических - компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения. Мультимедиа разработки зарубежных специалистов, в частности, помогут осуществить смену парадигмы образования: от "наполнения сосуда" к "воспламенению факела", т.е. раскрытию и развитию индивидуальных возможностей человека. Появление мультимедиа систем и их связи со средствами массовой информации приводит к созданию не только новых рабочих мест, но и особых возможностей для изменения культуры бытового, производственного (учебного) и экономического поведения молодых людей. Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование индивидуализации обучения и воспитания. В развитых странах, например, в Великобритании, в законе об образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми информационными технологиями в учебном процессе.

Бытовая деятельность. Бытовые компьютеры, ставшие сегодня за рубежом, в связи с развитием Интернета, проводниками средств массовой информации, в принципе имеют по сравнению с профессиональными более ограниченные возможности (по ресурсам памяти, набору внешних устройств и др.). Однако, сегодня согласно мировым стандартам бытовой (домашний) компьютер представляет собой машину, оснащенную микрофоном, проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками, факсимильной связью и т.п. Бытовые компьютеры предназначены для массового использования в домашних условиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-справочных, игровых, воспитательных и других задач. Важными областями применения бытовых компьютеров также является: - обеспечение информационных потребностей людей и, в частности, вступающих в активную общественную жизнь, подростков, (доступ к различным базам данных и знаний, общение с владельцами других ЭВМ по линиям связи и др.); 

социально-культурная деятельность. Развитие мультимедийных технологий средств массовой информации, в их соединении со средствами массовой информации и увеличение места, занимаемого ими в жизни современного человека, отразилось, конечно, не только на воспитании, науке и игре, но и на искусстве. Так, например, первый английский, выполненный в технологии мультимедиа CD-ROM "Сокровища Британии" посвященный английскому искусству Х - начала ХХ веков, содержит карты государства в динамике его развития и так называемую "временную линию", позволяющие вести анализ развития искусства во времени и пространстве, одновременно позволяя через электронные средства массовой информации вести постоянное пополнение свой базы данных

досуговая деятельность. В мире фиксируется четкая тенденция реализации средствами массовой информации развития "инфоразвлечений". Развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства и средства, обеспечивающие участие (интерактивные средства). За одно десятилетие были созданы 4 поколения интерактивных средств. Компактные диски знаменуют появление пятого поколения. Первые три поколения интерактивных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при одновременном расширении ассортимента развлечений за счет включения логических игр, музыкальных и художественных интерактивных программ. В настоящее время среди последних достижений можно выделить компьютерную мультипликацию. Появившиеся оптические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного выбора решений, являются первым шагом к продукции пятого поколения. Данные игры, очень часто реализующие себя в Интернете под руководством какого-либо электронного средства массовой информации помогают, при правильной разработке своего материала (а на это сейчас зарубежные производители и педагогические организации денег не жалеют), не только оторвать подростка отрицательного влияния уличной среды, но и вовлечь его в жизнь, регулируемую стремлением к познанию.

Таким образом, происходящее в настоящий момент соединение средств  массовой информации и новейших компьютерных технологий позволяют активизировать воспитательное воздействие на подростков. Конечно, важно отметить, что здесь  особое значение приобретает качество материала, предлагаемого подросткам подобными системами средств  массовой информации. Разработанная  система кодов и паролей, конечно  же, не обеспечивает полностью закрытость той или иной, вредной для подростка  в становлении его личности информации, но минимализирует эту защиту, тем самым отвечая на справедливую для своего времени критику о развращающем воздействии средств массовой информации на подрастающее поколение.

При активном воздействии  такого рода современного симбиоза средств  массовой информации и новейших технологий, возникает опасность оторванности от реальной жизни. Но активно реализуемая  сегодня программа экологии воспитания позволяет избежать этого. Опытные  психологи и педагоги непременно участвуют при разработке того или  иного материала, предназначенного для подростков, тем самым сводят указанную опасность до минимальной  и средства массовой информации оказывают  положительное влияние на процесс  воспитания подростка. 
 
 

                                                               Заключение

Развитие и становление  личности подростка происходит в  постоянном контакте с окружающим миром. А именно сегодня, когда с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающего поколения, а с другой - возросло влияние средств массовой информации, связанное с техническим прогрессом и реализацией идей интерактивного вовлечения, особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации. На сегодняшний день влияние средств массовой информации на воспитание подростков является актуальной проблемой, и является одной из первейших задач педагогики.

Важно отметить, что  существует большая опасность того, что развитие средств массовой информации, развитие новых информационных технологий опередит развитие педагогики. В настоящее  время на существующих детских каналах  налажен контроль, с одной стороны, фильтрующий доступную детям  информацию, с другой - организующий четкое взаимодействие с производителями  информационной продукции для подрастающего  поколения в целях её соответствия задачам воспитания и развития личности.

Информация о работе Влияние средств массовой информации на развитие школьников