Влияние средств массовой информации на развитие школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Средства массовой информации стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Содержание

Введение

Глава 1. Роль средств массовой информации в процессе воспитания в подростковом возрасте

1.1 Воспитание как педагогическое явление

1.2 Средства массовой информации - как фактор социализации подростка

1.3 Возможности влияния на воспитание подростка средств массовой информации

1.4 Положительное влияние средств массовой информации на процесс воспитания подростков

2. Заключение

3.Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 39.55 Кб (Скачать)

Характеризуя "личность" имеют в виду "целостность", но такую "целостность", которая  рождается в обществе, под воздействием окружающих факторов. Индивид выступает  как преимущественно генотипическое образование, в основе созревания которого лежат в основном адаптивные приспособительные  процессы.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного  общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д. При этом подросток воспринимает те или иные роли не только из окружающей его жизни, но и из средств массовой информации. И здесь важно насколько точно и правильно будут донесены до подростка те или иные ролевые ориентиры.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная  с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно  включен в те или иные формы  общественной практики; и если отсутствует  ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают  наличные, традиционно сложившиеся  ее формы, результат действия которых  может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого  совершенствования системы общественного  воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся  форм. Именно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает пользоваться материалами средств массовой информации, предназначенными не только для детей, когда на него начинают оказывать  особое воздействие материалы средств  массовой информации, предназначенные  для взрослой аудитории и тем  самым привлекательные для подростка, возрастает роль средств массовой информации в воспитании личности.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно  преобразуя и окружающую среду, и  саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно  организуемой деятельности формируется  в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность  в благе другого.

Целенаправленное  формирование личности человека предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в  соответствии с индивидуальным для  каждого человека проектом, учитывающим  его конкретные физиологические  и психологические особенности. Точно также и средства массовой информации при восприятии подростком могут дать совершенно разные ориентиры  развития, в зависимости от, заложенного  в ребенке с самого раннего  детства, воспитания.

Таким образом, главная  цель развития личности - возможно более  полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение  и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к  другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе. А сегодня  нельзя отрицать и безусловное влияние  на развитие этих качеств средств массовой информации. 

1.2 Средства массовой  информации - как  фактор социализации  подростка

Социализация - непрерывный  и многогранный процесс, который  продолжается на протяжении всей жизни  человека, к нему относятся как  социально определенные, направляемые и контролируемые обществом факторы (воспитание, обучение), так и факторы, возникающие стихийно, спонтанно. Однако наиболее интенсивно он протекает в  детстве и юности, когда закладываются  все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы  и отношения, формируется мотивация  социального поведения. 

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс  решающее влияние посредством самых  разных социальных факторов. Различают  макро (от греч. makros "большой"), мезо (mesos "средний") и микро (mikros "малый") факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы - экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся формирование этнических установок, влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок, тип поселения.

К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое-многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и вступает в непосредственный контакт. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом. Микрофакторами социализации принято считать: семью, школу, друзей, средства массовой информации.

Каждое образовательное  учреждение имеет определенные границы  своих возможностей в решении  проблемы социализации. Эти возможности  увеличиваются, если учреждение осуществляет свою деятельность в единстве с другими  факторами. Но, несмотря на множественность  факторов социализации, существует проблема "рассогласованности" воздействий  родительской семьи, школы, молодежных организаций, неформального общества сверстников и средств массовой коммуникации. Чтобы координировать усилия этих компонентов социального  взаимодействия подростков, нужно четко  представлять себе возможности и тенденции развития каждого из них.

Одной из самых эффективных  социальных сил, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе, является семья. Семья - это малая социальная группа людей, объединенная кровнородственными или иными приравненными к ним связями, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью. Но на сегодняшний день, данный социальный институт переживает кризис. Современная семья не обладает той ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Здесь сказывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и изменение самой семьи: уменьшение стабильности, малодетность, ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины и т.д.

Меняется и стиль  внутрисемейных отношений. Крушение авторитарного  воспитания сделало

 взаимоотношения  родителей и детей мягче, интимнее. Имеемся в виду не родительская  власть, а моральный авторитет  родителей. Его поддерживать гораздо  труднее, чем власть, опирающуюся  на силу. Индивидуализация отношений  повышает их психологическую  значимость, но одновременно делает  их более хрупкими, особенно в  подростковом возрасте, когда диапазон  и выбор общения у детей  расширяется.

Следующий фактор, оказывающий  влияние на развитие подростка - школа. Школа - это учебно-воспитательное учреждение, в котором изучаются основы научных  знаний о человеке, природе и основы художественной культуры. В настоящее  время и ее положение существенно  изменилось. В начале Нового времени  учитель "присвоил" себе часть  родительских функции. Ныне некоторые  его функции стали проблематичными, но в целом школа остается важнейшим  общественным институтом, дающим детям систематическое образование и подготовку к трудовой и общественной жизни. Однако средства массовой коммуникации и внешкольные учреждения, расширяя кругозор и диапазон учащихся и в этом смысле дополняя школу, одновременно составляют ей своего рода конкуренцию. Школа сейчас редко является средоточием всей культурной жизни подростков, имеющих в своем распоряжении клубы, спортобщества и т.д. Авторитет учителя сегодня больше зависит от его личных качеств, чем от его положения. Раньше, когда учитель был самым образованным, а то и единственным грамотным в деревне, ему было гораздо легче.

Весьма сложна и  проблема индивидуализации воспитания, обучения и развития мышления у подростков в рамках массовой школы. Еще немецкий просветитель XVIII в. Георг Кристоф Лихтенберг иронически заметил, что "школьный учитель и профессор выращивают исключительно виды, а не индивиды". Задача не в том, чтобы вернуть школе положение самодовлеющего "мира в себе", - а в том, чтобы сделать ее организатором и координатором всей системы воспитания подрастающего поколения. На вынесение значительной части работы за пределы школьного здания и систематическая, а не от случая к случаю, кооперация с внешкольными - и не только педагогическими - учреждениями неизбежно означают серьезную ломку привычных, форм учебно-воспитательного процесса.

Следующий фактор, оказывающий  влияние на социализацию подростков - это общество сверстников. Сверстники - это группа подростков одинакового  возраста. По мере того как увеличивается  время, проводимое детьми и подростками  вне семьи и школы, возрастает удельный вес общества сверстников, которое во многих неоднородно. С  одной стороны, это руководимые  и направляемые взрослые учебные, производственные и иные коллективы и организации. С другой стороны, разнообразные  неформальные стихийные сообщества, большей частью разновозрастные  и смешанные в социальном отношении. Чем сильнее заорганизованы старшими официальные молодежные организации, тем притягательнее и важнее становится неформальное общение.

К факторам социализации также относятся средства массовой информации. Средства массовой информации - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения информации для  массовой аудитории. Среда современного подростка в некоторых случаях  перевешивает влияние учителей и  родителей. Однако и среда человека, в которой происходит воспитание, существенно изменилась. В неё  вошли средства массовой информации, которые проникли в различные  сферы его жизни. Такие факторы  как телевидение, видео, компьютеры и прочие средства массовой информации, предоставляя разнообразную информацию в наглядном изображении, громадному числу людей обладают огромным воспитательным потенциалом. По мере развития спутниковой  связи, информационных технологий, Интернета  средства массовой информации становится важным фактором не только постоянных изменений в нашем образе жизни, но и существенным средством воспитания подрастающих поколений. Средства массовой информации оказывают неоднозначные  влияния на нравственное сознание и  поведение школьников, их взаимоотношения. Влияние средств массовой информации на школьников в процессе их развития отражается в их стремлении к активному  подражанию киногероям, в богатстве  воображения и чутком восприятии наблюдаемых событий. Склонность подростка  к фантазии, замене реальной жизни  воображаемыми событиями в которые  он сам начинает искренне верить, так  же небезобидны, что становится фактором часто возникающих проблем в  социализации. Рассматривая средства массовой информации как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей. Которые составляют аудиторию того или иного конкретного средства массовой информации - читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных компьютерных сетей. Центральные газеты, радио "Россия", кабельное телевидение, многочисленные сельские и районные газеты, телекомпании, которые передают свои программы на весь мир - все это позволяет рассматривать средства массовой информации как факторы воспитания. Таким образом, на социализацию человека влияет множество разных факторов. Это - экологические, демографические, экономические, социально-политические, семья, друзья, средства массовой информации, образовательные учреждения и другие факторы. В зависимости от того, в каком окружении находится человек, такое и воспитание получает он. Факторы могут влиять на детей и подростков как положительно, так и отрицательно в зависимости от силы воли, которая у каждого индивидуальная. 

1.3 Возможности влияния  на воспитание  подростка средств  массовой информации

Воздействие средств  массовой информации на развитие личности подростка сегодня крайне противоречиво: с одной стороны, происходит расширение кругозора и любознательности, но и, с другой стороны, можно отметить растущее влияние компонентов, которые  негативно сказываются на воспитании личности.

На примере телевидения  обозначим комплекс проблем, которые  стали особенно острыми:

Усиление воздействия  рекламы на воспитание личности;

Вытеснение "взрослой" субкультурой детской субкультуры, снижение количества и качества передач  для подростков;

Вытеснение отечественной  культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры;

Снижение художественного  и интеллектуального уровня ряда передач для подростков;

Сегодня для России особенно остро необходимо создание специальных каналов и проектов, развивающих подростковые средства массовой информации.

На телевидении  существует проект, развивающийся в  последние годы - это "Школьник ТВ". Крупнейший проект Межрегионального общественного  фонда "Образование в третьем  тысячелетии". Он был создан в 1999 году как общедоступный учебно-образовательный канал, рассчитанный на широкую аудиторию учащихся, преподавателей средних школ, лицеев и гимназий, абитуриентов, поступающих в высшие и средние учебные заведения, а также зрителей различного возраста и социального положения, заинтересованных получить в сжатой форме на русском языке доступ к основам точных и гуманитарных знаний. Главное отличие телеканала "Школьник ТВ" от прежних образовательных каналов в том, что он с самого начала создавался специалистами при активном участии и методической поддержке Министерства образования РФ и Московского комитета образования. В итоге получился канал, который не только интересен учащимся, но и органично встроен в реальный учебный процесс. Гарантией качества учебных программ является то, что их ведут лучшие преподаватели России. Кроме того, на нем идут художественные и документальные фильмы, спектакли, а также разные тематические передачи (которые перекликаются с изучаемыми в школе темами по истории, литературе, математике и т.д.). С 2003 года телеканал начал круглосуточное вещание: восьмичасовая программа передач появляется в эфире трижды в течение суток, что позволяет телезрителям выбирать для просмотра наиболее удобное время в своем часовом поясе. Начав регулярное спутниковое вещание, телеканал "Школьник ТВ" в своем активе свыше 15 миллионов имеет телезрителей в России, странах СНГ и Балтии. При возрастающем интересе к образованию телеканал "Школьник ТВ" динамично развивается как по расширению территории вещания, так и по качественному уровню телепрограмм. Однако пока что принимать этот канал может лишь часть школ России. [15]

Информация о работе Влияние средств массовой информации на развитие школьников