Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 19:55, курсовая работа
Средства массовой информации стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.
Введение
Глава 1. Роль средств массовой информации в процессе воспитания в подростковом возрасте
1.1 Воспитание как педагогическое явление
1.2 Средства массовой информации - как фактор социализации подростка
1.3 Возможности влияния на воспитание подростка средств массовой информации
1.4 Положительное влияние средств массовой информации на процесс воспитания подростков
2. Заключение
3.Список использованной литературы
Характеризуя "личность"
имеют в виду "целостность",
но такую "целостность", которая
рождается в обществе, под воздействием
окружающих факторов. Индивид выступает
как преимущественно
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д. При этом подросток воспринимает те или иные роли не только из окружающей его жизни, но и из средств массовой информации. И здесь важно насколько точно и правильно будут донесены до подростка те или иные ролевые ориентиры.
Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Формирование человека
как личности требует от общества
постоянного и сознательно
Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
Целенаправленное формирование личности человека предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. Точно также и средства массовой информации при восприятии подростком могут дать совершенно разные ориентиры развития, в зависимости от, заложенного в ребенке с самого раннего детства, воспитания.
Таким образом, главная
цель развития личности - возможно более
полная реализация человеком самого
себя, своих способностей и возможностей,
возможно более полное самовыражение
и самораскрытие. Но эти качества
невозможны без участия других людей,
они невозможны в изоляции и противопоставлении
себя обществу, без обращения к
другим людям, предполагающего их активное
соучастие в этом процессе. А сегодня
нельзя отрицать и безусловное влияние
на развитие этих качеств средств массовой
информации.
1.2 Средства массовой информации - как фактор социализации подростка
Социализация - непрерывный
и многогранный процесс, который
продолжается на протяжении всей жизни
человека, к нему относятся как
социально определенные, направляемые
и контролируемые обществом факторы
(воспитание, обучение), так и факторы,
возникающие стихийно, спонтанно. Однако
наиболее интенсивно он протекает в
детстве и юности, когда закладываются
все базовые ценностные ориентации,
усваиваются основные социальные нормы
и отношения, формируется мотивация
социального поведения.
Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Различают макро (от греч. makros "большой"), мезо (mesos "средний") и микро (mikros "малый") факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы - экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.
К мезофакторам относятся формирование этнических установок, влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок, тип поселения.
К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое-многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и вступает в непосредственный контакт. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом. Микрофакторами социализации принято считать: семью, школу, друзей, средства массовой информации.
Каждое образовательное учреждение имеет определенные границы своих возможностей в решении проблемы социализации. Эти возможности увеличиваются, если учреждение осуществляет свою деятельность в единстве с другими факторами. Но, несмотря на множественность факторов социализации, существует проблема "рассогласованности" воздействий родительской семьи, школы, молодежных организаций, неформального общества сверстников и средств массовой коммуникации. Чтобы координировать усилия этих компонентов социального взаимодействия подростков, нужно четко представлять себе возможности и тенденции развития каждого из них.
Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе, является семья. Семья - это малая социальная группа людей, объединенная кровнородственными или иными приравненными к ним связями, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью. Но на сегодняшний день, данный социальный институт переживает кризис. Современная семья не обладает той ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Здесь сказывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и изменение самой семьи: уменьшение стабильности, малодетность, ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины и т.д.
Меняется и стиль внутрисемейных отношений. Крушение авторитарного воспитания сделало
взаимоотношения
родителей и детей мягче,
Следующий фактор, оказывающий
влияние на развитие подростка - школа.
Школа - это учебно-воспитательное учреждение,
в котором изучаются основы научных
знаний о человеке, природе и основы
художественной культуры. В настоящее
время и ее положение существенно
изменилось. В начале Нового времени
учитель "присвоил" себе часть
родительских функции. Ныне некоторые
его функции стали
Весьма сложна и проблема индивидуализации воспитания, обучения и развития мышления у подростков в рамках массовой школы. Еще немецкий просветитель XVIII в. Георг Кристоф Лихтенберг иронически заметил, что "школьный учитель и профессор выращивают исключительно виды, а не индивиды". Задача не в том, чтобы вернуть школе положение самодовлеющего "мира в себе", - а в том, чтобы сделать ее организатором и координатором всей системы воспитания подрастающего поколения. На вынесение значительной части работы за пределы школьного здания и систематическая, а не от случая к случаю, кооперация с внешкольными - и не только педагогическими - учреждениями неизбежно означают серьезную ломку привычных, форм учебно-воспитательного процесса.
Следующий фактор, оказывающий влияние на социализацию подростков - это общество сверстников. Сверстники - это группа подростков одинакового возраста. По мере того как увеличивается время, проводимое детьми и подростками вне семьи и школы, возрастает удельный вес общества сверстников, которое во многих неоднородно. С одной стороны, это руководимые и направляемые взрослые учебные, производственные и иные коллективы и организации. С другой стороны, разнообразные неформальные стихийные сообщества, большей частью разновозрастные и смешанные в социальном отношении. Чем сильнее заорганизованы старшими официальные молодежные организации, тем притягательнее и важнее становится неформальное общение.
К факторам социализации
также относятся средства массовой
информации. Средства массовой информации
- технические средства создания, записи,
копирования, тиражирования, хранения
и распространения информации для
массовой аудитории. Среда современного
подростка в некоторых случаях
перевешивает влияние учителей и
родителей. Однако и среда человека,
в которой происходит воспитание,
существенно изменилась. В неё
вошли средства массовой информации,
которые проникли в различные
сферы его жизни. Такие факторы
как телевидение, видео, компьютеры
и прочие средства массовой информации,
предоставляя разнообразную информацию
в наглядном изображении, громадному
числу людей обладают огромным воспитательным
потенциалом. По мере развития спутниковой
связи, информационных технологий, Интернета
средства массовой информации становится
важным фактором не только постоянных
изменений в нашем образе жизни,
но и существенным средством воспитания
подрастающих поколений. Средства массовой
информации оказывают неоднозначные
влияния на нравственное сознание и
поведение школьников, их взаимоотношения.
Влияние средств массовой информации
на школьников в процессе их развития
отражается в их стремлении к активному
подражанию киногероям, в богатстве
воображения и чутком восприятии
наблюдаемых событий. Склонность подростка
к фантазии, замене реальной жизни
воображаемыми событиями в
1.3 Возможности влияния на воспитание подростка средств массовой информации
Воздействие средств массовой информации на развитие личности подростка сегодня крайне противоречиво: с одной стороны, происходит расширение кругозора и любознательности, но и, с другой стороны, можно отметить растущее влияние компонентов, которые негативно сказываются на воспитании личности.
На примере телевидения обозначим комплекс проблем, которые стали особенно острыми:
Усиление воздействия рекламы на воспитание личности;
Вытеснение "взрослой" субкультурой детской субкультуры, снижение количества и качества передач для подростков;
Вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры;
Снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для подростков;
Сегодня для России
особенно остро необходимо создание
специальных каналов и
На телевидении существует проект, развивающийся в последние годы - это "Школьник ТВ". Крупнейший проект Межрегионального общественного фонда "Образование в третьем тысячелетии". Он был создан в 1999 году как общедоступный учебно-образовательный канал, рассчитанный на широкую аудиторию учащихся, преподавателей средних школ, лицеев и гимназий, абитуриентов, поступающих в высшие и средние учебные заведения, а также зрителей различного возраста и социального положения, заинтересованных получить в сжатой форме на русском языке доступ к основам точных и гуманитарных знаний. Главное отличие телеканала "Школьник ТВ" от прежних образовательных каналов в том, что он с самого начала создавался специалистами при активном участии и методической поддержке Министерства образования РФ и Московского комитета образования. В итоге получился канал, который не только интересен учащимся, но и органично встроен в реальный учебный процесс. Гарантией качества учебных программ является то, что их ведут лучшие преподаватели России. Кроме того, на нем идут художественные и документальные фильмы, спектакли, а также разные тематические передачи (которые перекликаются с изучаемыми в школе темами по истории, литературе, математике и т.д.). С 2003 года телеканал начал круглосуточное вещание: восьмичасовая программа передач появляется в эфире трижды в течение суток, что позволяет телезрителям выбирать для просмотра наиболее удобное время в своем часовом поясе. Начав регулярное спутниковое вещание, телеканал "Школьник ТВ" в своем активе свыше 15 миллионов имеет телезрителей в России, странах СНГ и Балтии. При возрастающем интересе к образованию телеканал "Школьник ТВ" динамично развивается как по расширению территории вещания, так и по качественному уровню телепрограмм. Однако пока что принимать этот канал может лишь часть школ России. [15]
Информация о работе Влияние средств массовой информации на развитие школьников