Телерепортаж как составная часть информационных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 19:04, дипломная работа

Описание работы

Цель этой работы – проанализировать использование телерепортажа как составной части информационных программ на примере программы телеканала ОНТ «Наши новости».

Задачи, которые мы ставим перед собой: 1) исследовать особенности репортажа как ведущего информационного телевизионного жанра и охарактеризовать его разновидности; 2) рассмотреть особенности речевой композиции репортажа; 3) проанализировать использование жанра телерепортажа журналистами ОНТ.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Глава I. Теория жанра телерепортажа..............................................................6

I.1. Определение и виды жанра...........................................................6

I.2. Особенности работы журналиста над телерепортажем.
Изобразительно-выразительные средства .............................................13

I.3. Структурные элементы телевизионного репортажа………....21

Глава II. Использование телерепортажа в программе «Наши новости» ОНТ……………………………………………………………………………28

Глава III. Языковая композиция телерепортажа…………………………...37

Заключение……………………………………………………………………48

Использованная литература…………………………………………………77

Работа содержит 1 файл

ракицкая диплом.doc

— 248.50 Кб (Скачать)
ign="justify">   Еще один прием персонификации – обязательное использование стэнд-апа в материале. Это очень эффективный метод, следует только сказать, что стэнд-ап должен быть оправдан, иначе получается, что журналист говорит в камеру только для того, чтобы показать себя. Например, очень удачно, на мой взгляд, стэнд-ап использовала вчера Лилия Латогурская в материале о кинофестивале «Листопад» (27-11-2002). Она начала свой сюжет со стэнд-апа. Журналистка стояла перед входом в кинозал и говорила о том, что вот-вот начнется картина. Ее присутствие, присутствие человека в кадре было необходимо. Лилия Латогурская создала настроение, особую атмосферу, подготовила зрителей к восприятию своего материала. Этот эффект не был бы достигнут, если бы материал начинался с показа одной темной двери в кинозал и голоса корреспондента за кадром.

   Это – пример хорошего стэнд-апа. К сожалению, в «Наших новостях» есть и стэнд-апы, где журналист просто хочет показать себя в кадре. Результат – информационные выпуски пестрят стэнд-апами. Зритель привыкает к ним, а значит, стэнд-ап и сюжет в целом утрачивает эффект.

   Исправить ситуацию достаточно сложно. Ведь редактор не может заранее сказать журналистам: сегодня ты запиши стэнд-ап, а ты нет, чтобы в выпуске были репортажи  как со стэнд-апами, так и без них. Стоит ли записывать стэнд-ап, может решить только сам журналист и только на месте. И здесь нужно думать о необходимости, целесообразности стэнд-апа, о том, возможно ли записать его ярким, красивым, гармонично вписывающимся в репортаж.

   «…Конечно, стэнд-ап, то есть работа журналиста в кадре - достаточно сильный ход. И когда в сухую информацию добавляется немножко собственных эмоций, написанных на лице (как правило, приятном и телегеничном), это, безусловно, воздействует на восприятие. Правда, поскольку сюжетов в программе несколько, то и лиц появляется тоже достаточно много. И если в некоторых репортажах еще можно представить, что без человека здесь никак не обойтись и журналист вполне к месту, то в других иногда явно торчат «длинные уши», за которые он и был к этому сюжету притянут»18.

   Ирвинг  Фэнг дает такие советы по съемке стэнд-апов: «Идите с демонстрантами без ущерба для своего здоровья; проезжайте по снесенному городу; сидите на полуразвалившемся  крылечке рядом с работниками  соцобеспечения и бедняками; стойте в толпе орущих подростков; выходите из-за диковинной статуи; рассказывайте о знаменитости, когда она за вашей спиной говорит или пожимает руки. Будьте визуальной частью сообщения!»19.

   Очевидно, что тенденции персонификации разнообразны, они касаются разных проблем – и проблемы кадров, и методов журналистской работы, и воздействия журналистов на общественное мнение. Сложно дать однозначную оценку каждой из тенденций, возможно, должно пройти время, чтобы мы могли судить о каких-то очевидных результатах. Но уже сейчас можно сказать: рост персонификации, - безусловно, явление положительное. Именно поэтому, при всех проблемах и недостатках телевидения, каналы, которые мы сегодня смотрим, не одинаковые и не однотипные. Это телевидение лиц, людей, личностей.

   Итак, журналисты ОНТ работают преимущественно  в жанре репортажа. Это ведущий  жанр на современном телевидении  как в нашей стране, так и  за рубежом. Широкое использование  ведёт к постоянному изменению  и усовершенствованию жанра, что  хорошо видно на примере репортажей ОНТ.

   Анализ  теории и практики зарубежных телерепортажей позволяет сделать вывод: они  короткие, ёмкие, информативные, динамичные. Каждая фраза репортёра точна, выверена и необходима. Этого нельзя сказать  о репортажах в информационных программах на ОНТ. Можно сократить средний хронометраж, и эффект сюжета не уменьшится: меньший объём информации легче запомнить. Это освободит эфирное время для других материалов, и в итоге зрители получат больше разноплановой информации.

   Безусловно, у репортажей на ОНТ есть и сильные стороны. Это, в первую очередь, наличие героя в сюжете. Это творческий, художественный подход, нетипичный для информационной программы, но выделяющий «Наши новости» среди аналогичных передач. И, если принять формулировку журналистов ОНТ, телерепортажи в стиле «информационный арт»20 могут стать особой разновидностью жанра.

 

    ГЛАВА III 
ЯЗЫКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ ТЕЛЕРЕПОРТАЖА
 

   В советское время была выработана композиционно-жанровая схема построения репортажа. «С незначительными отклонениями это: зарисовочная заставка, собственно репортажное описание, повествование, публицистическое отступление, элементы интервью (чужая речь), концовка»21.

   Но  жанр репортажа эволюционирует. Современный  белорусский репортаж существенно  отличается от советских репортажей прошлых десятилетий. Классическая схема практически не встречается. Частично это связано с тем, что уменьшилось количество газетных и радиорепортажей. Тем более важно исследовать принципы речевого построения самого популярного из репортажей – телевизионного.

   Жанр  вышел за рамки традиционной схемы. Но сохранилась роль характерных  временных форм (в первую очередь, «настоящего репортажа») и значение традиционных элементов – описания, повествования и рассуждения. Новой  тенденцией – и тенденцией положительной – следует считать то, что появилась определённая свобода в их сочетании. Благодаря этому, репортажи не похожи друг на друга.

   В этой главе мы исследуем современную  языковую композицию телевизионного репортажа: проанализируем смену временных  форм; выделим формы выражения и функции характерных временных форм; рассмотрим особенности описания, повествования и рассуждения в телерепортаже.

    Смена временных форм. Стилисты отмечают выразительную дифференциацию в употреблении форм времени в репортаже. За каждой из них как бы закреплена особая функция. Так, «настоящее репортажа» используется обычно при описании центральных событий, составляющих предмет репортажа и происходящих в момент речи; в отступлениях же от главной линии развития темы традиционно употребляется прошедшее время, чаще совершенного, реже несовершенного вида»22.

   В то же время наблюдается синонимия  форм настоящего и прошедшего времени. В репортаже «используется прошедшее  время совершенного вида, так называемый перфект. Близость последнего к «настоящему репортажа» объясняется одним из его значений, т. е. способностью его обозначать события и действия, совершившиеся в прошлом, но связанные с моментом речи, имеющие значение результата в настоящем. Поэтому перфект легко сочетается с «настоящим репортажа» и составляет с ним один временной план»23.

   В репортажах употребляется и такая  разновидность настоящего времени, как «настоящее постоянное». Оно обычно применяется «в описаниях общего характера, не прикреплённых к какому-либо определённому конкретному времени»24.

   Рассмотрим  способы выражения и особенности  употребления временных форм, характерных  для репортажа.

   «Настоящее репортажа». «Формы настоящего времени в значении прошедшего распространены в художественном и публицистическом стилях25. Это общая закономерность справедлива и для репортажа. Одна из форм настоящего времени в значении прошедшего, характерная именно для этого жанра, получила название «настоящее репортажа».

   «Настоящее репортажа» - не новая форма, не изобретение жанра. «Не следует думать, что… есть специальная временная форма, используемая только в репортаже. «Настоящее репортажа» – это одно из значений, одна из функций многопланового настоящего времени: например, «настоящее определения»… настоящее повторяющееся, настоящее историческое и др.»26, - пишет Г. Я. Солганик.

   Ссылаясь  на Н. С. Поспелова, автор отмечает, что «разновидностью «настоящего репортажа» является и настоящее время, используемое в театральных ремарках драматических произведений»27. Однако, например, Л. И. Рахманова и В. М. Суздальцева полагают, что это две разные разновидности настоящего времени.

   Термин  «настоящее репортажа», введённый А. В. Исаченко, подчёркивает тесную функциональную зависимость временной формы и жанра репортажа. В этой форме репортёр рассказывает о том, что происходит на его глазах.

   Существуют  специфически репортажные грамматические средства, которые употребляются  в качестве «настоящего репортажа». К таким конструкциям относятся «именительный представления» и номинативные предложения. Они очень выразительны, но встречаются значительно реже, чем предложения с глагольными формами настоящего времени в значении прошедшего. С их помощью даётся лаконичная и яркая характеристика событиям и их героям. Приведём примеры:

   Космическая мастерская в центре Минска. Скульптурные портреты, бюсты, маски – вся серия программы «Интеркосмос». Вместо книги записей почётных гостей – настенное зеркало с их автографом («Наши новости , 12-04-05).

   Почти полсотни музыкальных  шедевров. Ударные, духовые, струнные и щипковые. Отношение к ним на востоке, как к людям – кто-то с глухим голосом, кто-то со звонким («Наши новости», 24-03-05).

   Долгожданное  событие. Двадцатилетняя информационная блокада в прошлом. Рельеф местности – перепад высот в 25 м – создавал помехи приему телесигнала («Наши новости», 06-04-05).

   Ковровые  покрытия залов, стеллажи и около тысячи компьютеров («Наши новости», 06-04-05).

   «Настоящее  постоянное». «Настоящее постоянное» обозначает действия безотносительно к моменту речи. Эта форма называет постоянные, не связанные с каким-либо временным планом свойства предметов, людей, событий. «Настоящее постоянное» даёт «статичную картину, как бы мгновенный снимок, имеющий благодаря своему вневременному характеру подчёркнуто описательное значение»28.

   Пример  употребления «настоящего постоянного» - в репортаже Елены Мультан («Наши новости», 06-05-04):

   Библиотека  может обслуживать  одновременно около 2 тысяч человек.

   Другой  пример находим в материале Анатолия Ширвиндта от 6 апреля 2005 года:

   Механизм  работы с книгой замечаний  и предложений  конкретизирует права и ответственность и граждан, и должностных лиц.

   Как и «настоящее репортажа», «настоящее постоянное» имеет свои формы  выражения. Это может быть составное  глагольное сказуемое, в которое  входит глагол с ослабленным значением  и инфинитив, иногда с отглагольным существительным, а также составное именное сказуемое (краткое прилагательное и инфинитив).

   Для ученых, конструкторов  и инженеров, которым  предстояло воплотить в жизнь весьма оригинальную задумку архитекторов Краморенко и Виноградова, эта стройка стала самым сложным и самым интересным объектом.(«Наши новости», 06-04-05).

   Часто встречается именное сказуемое  с существительным в роли именной  части, которое передаёт общую мысль  не описательного и не повествовательного характера, как, например, в следующем предложении:

   В деревне Полуветки  Витебской области  Иван Левченко –  единственный фронтовик («Наши новости», 11-04-05).

   Иногда  в состав такого сказуемого входят числительные:

   Штраф за пал травы перед  домом и в поле – от одной до пяти базовых величин («Наши новости»,11-05-05).

   Формы прошедшего времени. Как уже отмечалось, перфект может использоваться параллельно с «настоящим репортажа» в близкой ему синтактико-стилистической функции. Есть даже случаи употребления форм прошедшего и настоящего времени в одном предложении:

   О том, что импорт в  консервную отрасль  преобладает над  отечественной продукцией, сегодня заявил глава  самого крупного концерна в сфере питания  «Белпищепром» Владимир Долженков («Наши  новости», 12-04-05).

    Особенности описания, повествования и рассуждения. Описание, повествование и рассуждение считаются «почти обязательными элементами репортажа, различная комбинация которых и составляет его основу»29.

   Рассмотрим  роль описания на примере репортажа  Дарьи Белоусовой-Петровской, эфир 6 апреля 2005 года:

   Высока, стройна, многопрофильна. У Воложина теперь собственная телевышка. Смонтирована за рекордный  срок – три месяца. Компактна, полностью  автоматизирована, неприхотлива в обслуживании. Радиус телевещания –  от 15 до 20 км, радиовещания – чуть больше, до 40.

Информация о работе Телерепортаж как составная часть информационных программ