Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 19:04, дипломная работа
Цель этой работы – проанализировать использование телерепортажа как составной части информационных программ на примере программы телеканала ОНТ «Наши новости».
Задачи, которые мы ставим перед собой: 1) исследовать особенности репортажа как ведущего информационного телевизионного жанра и охарактеризовать его разновидности; 2) рассмотреть особенности речевой композиции репортажа; 3) проанализировать использование жанра телерепортажа журналистами ОНТ.
Введение..............................................................................................................3
Глава I. Теория жанра телерепортажа..............................................................6
I.1. Определение и виды жанра...........................................................6
I.2. Особенности работы журналиста над телерепортажем.
Изобразительно-выразительные средства .............................................13
I.3. Структурные элементы телевизионного репортажа………....21
Глава II. Использование телерепортажа в программе «Наши новости» ОНТ……………………………………………………………………………28
Глава III. Языковая композиция телерепортажа…………………………...37
Заключение……………………………………………………………………48
Использованная литература…………………………………………………77
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
факультет
журналистики
Кафедра
телевидения и радиовещания
ТЕЛЕРЕПОРТАЖ
КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ
(НА ПРИМЕРЕ
ПРОГРАММЫ «НАШИ НОВОСТИ» ОНТ)
Дипломная работа студентки
5 курса
Ракицкой
Павлины Антоновны
Научный руководитель –
кандидат исторических наук, доцент
В. Г. Булацкий
Минск
2005
Оглавление
Глава I. Теория
жанра телерепортажа.................
I.1. Определение
и виды жанра.........................
I.2. Особенности
работы журналиста над телерепортажем.
Изобразительно-выразительные средства
..............................
I.3. Структурные элементы телевизионного репортажа………....21
Глава II. Использование
телерепортажа в программе «
Глава III. Языковая композиция телерепортажа…………………………...37
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Репортаж – один из основных жанров журналистики. И не только телевизионной. «В сущности, вся история журналистики – история становления и совершенствования репортажа», - считает Г. В. Кузнецов. У истоков журналистики стоит не что иное, как репортаж: это один из первых жанров печатной журналистики. Сегодня в печати репортаж – нечастый жанр, мало используется он и радиожурналистами. На телевидении же репортаж – жанр №1.
В
печати приоритет у аналитических
и художественно-
Широкое
использование репортажа в
Цель этой работы – проанализировать использование телерепортажа как составной части информационных программ на примере программы телеканала ОНТ «Наши новости».
Задачи,
которые мы ставим перед собой: 1)
исследовать особенности
При работе нами использовалась литература, прежде всего, по телевизионной журналистике, а также по более общим дисциплинам – «аудиовизуальная журналистика» и «журналистика». При работе над главой 3 «Языковая композиция телерепортажа» была также использована литература по современному русскому и белорусскому языкам, стилистике и таким её направлениям, как стилистика публицистических жанров и стилистика репортажа.
Общая
характеристика телевизионной журналистики
даётся в учебнике под редакцией
Г. В. Кузнецова (Телевизионная журналистика.
М., 2002.). Здесь рассматривается
Комплексное исследование проблем информационного телевидения, основой которого является жанр телерепортажа, находим в следующей книге: Цвик В. Л., Назарова Я. В. Телевизионные новости России. – М., 2002.
Зарубежный опыт, рекомендации практикующих журналистов в доступной и интересной форме даются в уникальных переводных изданиях (Телевизионный репортаж: Практическое пособие для профессионалов. М., 2002; Теленовости: секреты журналистского мастерства: (Реферат книги И. Фэнга “Теленовости, радионовости”, Сент-Пол, 1985). М., 1997.).
Особый интерес представляет новая серия книг «Телевизионный мастер-класс» и, в частности, пособие С. А. Муратова (Муратов С. А. Пристрастная камера. М., 2004). Поведение человека в «момент неигры», «синхронная действительность» и «заговорившая» история, драматургия неигрового действия, постоянный герой, документальная режиссура как практическая психология, методика «спровоцированных» ситуаций, морально-этические вопросы, связанные с техникой репортажной съемки, документальные драмы с открытым финалом – вот неполный перечень тем этой книги.
О профессиональном общении журналистов талантливо написано в новых книгах: Лукина М. Технология интервью. М., 2003; Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2005. Пособие Марии Лукиной было задумано как практическое руководство для будущих журналистов. Автор опирается на опыт практикующих журналистов, а также зарубежных коллег. В книге Г. Мельник содержатся полезные советы, идеи и описание техник, которые можно применять в журналистской практике для установления контактов с людьми. Она посвящена личной эффективности. Данное издание помогает развить не только умения и навыки общения с людьми как источниками информации, но и способности анализировать сложные ситуации, научит самоанализу и объективной оценке действий партнёров по коммуникации.
Стилистику
публицистических жанров, стилистические
особенности репортажа
Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, приложения, в которое вошли материалы автора в жанре телерепортажа, и библиографии.
ГЛАВА I
ТЕОРИЯ
ЖАНРА ТЕЛЕРЕПОРТАЖА
I.1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ
ЖАНРА
Термин «репортаж» происходит от французского «reportage» и английского «report», что означает «сообщать». Общий корень этих слов – латинский («reporto» – передавать).
Дадим определение репортажа:
Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент2.
Репортаж – самый оперативный жанр современной журналистики. Его популярность объясняется прежде всего максимальной приближенностью к жизни, способностью передавать явления реальной действительности, как ни один другой жанр. Характерной особенностью репортажа является то, что субъективное восприятие события репортером выходит на первый план, журналист в большинстве случаев выступает свидетелем, а иногда и участником отражаемого действия. Как исключение можно назвать трансляцию, при которой репортер ведет рассказ, сидя в студии и наблюдая за действием на экране монитора.
Телерепортаж
объективен по своей природе, потому
что видеокамера фиксирует
Как и другие жанры журналистики, репортаж сообщает о новостях. Но существенным его отличием является факт обязательного присутствия на месте действия автора – репортера, то есть человека со своей точкой зрения.
Все эти качества, конечно, в равной степени присущи и репортажу на радио, и в газете. Но зрелищная природа телевидения, возможность с помощью телекамер непосредственно наблюдать событие и без промедлений передавать о нем зрителю, позволили репортажу стать репортажем.
Специфика телевизионного репортажа. Телерепортаж, в отличие от репортажа на радио или в газете, не только рассказывает, но и показывает зрителю происшедшее. Если «газетчики» и «радийщики» вынуждены «рисовать» событие словами, то за журналиста–телевизионщика описательную функцию выполняет видеоряд, «картинка». С одной стороны, это позволяет сконцентрировать информацию: телерепортер рассказывает не что происходило, а почему, к чему все привело или может привести. С другой стороны, телевизионщики более зависимы от события. Необходимо попасть на место действия до его завершения и успеть отснять видеоматериал. Этот фактор существенен в решении вопроса о том, что может явиться информационным поводом для телерепортажа. Радийные и газетные журналисты думают, насколько интересен тот или иной факт читателю, слушателю. «Телевизионщик», помимо этого, оценивает ещё и какую «картинку» он сможет показать зрителю. Зрелищность видеоряда – один из основных условий «смотрибельности» репортажа. Это сказывается и на выборе тем, о которых стоит делать телевизионный репортаж. Если газетчик думает, что по этому поводу написать, а радиожурналист – что об этом можно рассказать, то телевизионщик оценивает, что можно рассказать и что показать. Например, рассказ о судебных тяжбах интересен на газетных полосах, но о них редко делают телерепортажи (только если процесс очень скандален или неординарен). Причина – сидящие судьи и сменяющие друг друга планы сидящих людей и лежащих бумаг навевают смертную тоску.
Так как телерепортаж способен показать, что происходило в реальном времени, то зритель как бы становится очевидцем события. Репортер в закадровом тексте может рассказывать о подробностях события – причинах и последствиях (реальных или возможных), проводить аналогии, показывать связь с другими событиями. Словом, говорить о неочевидном, но важном.
Стоит отметить и тот факт, что телевизионный сюжет создает целая команда. Если газетчик может один побывать на месте события и подготовить материал, то создание телерепортажа требует привлечения значительных сил службы новостей: оператора, режиссера, монтажеров.
Разновидности телерепортажа Существует несколько классификаций этого жанра.
По способу трансляции различают прямой и фиксированный репортажи.
Прямой репортаж транслируется
в эфир в момент совершения
действия и осуществляется при
помощи передвижной
По способу фиксации репортажи называются видео-, кино- и фоторепортажами.
По типу звукового сопровождения репортажи делятся на синхронные и немые.
Синхронный репортаж (термин возник во время появления на телевидении синхронных камер, позволяющих одновременно фиксировать изображение и звук) содержит естественные шумы события и речь его участников.
Немой репортаж лишен естественных шумов, слышен лишь голос диктора, читающего закадровый текст. Немой репортаж все реже появляется в эфире.
По способу подачи репортажи делятся на комментированные и некомментированные.
Некомментированный
репортаж, или трансляция, - это простейшая
разновидность репортажа. Он полностью
лишен закадрового авторского текста
и используется в прямом эфире
при показе важнейших общественно-
Но когда событие непонятно без пояснений репортера, применяется комментированный репортаж, где репортер поясняет происходящее на экране с помощью закадрового текста.
Информация о работе Телерепортаж как составная часть информационных программ