Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:21, курсовая работа
Можно выделить несколько задач, поставленных перед собой автором в этой работе. Во-первых, разобраться в том, что такое онлайн-журналистика и каковы ее роль и место в системе журналистики России вцелом. Во-вторых, рассказать о сути и содержании рассматриваемых изданий, о характере их публикаций, основной тематике и языке. В-третьих, попытаться дать оценку подобного рода СМИ, определить их место в системе современных российских масс-медиа и их значимости для развития отечественной журналистики в целом.
Актуальность данной работы видится ее автору в том, что в нынешних условиях ужесточения общественно-политической и социальной ситуаций в России, растет число оппозиционных изданий и проектов различной идейной направленности, существующих преимущественно в Интернете.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОССИИ…………………………………………………..6
§1. Информационная инфраструктура.………………………………………….7
§2.Информационные технологии и ресурсы.…………………………………...8
§3.Система массовой информации………………………………………………9
§4.Система обеспечения информационной защиты – информационная безопасность……………………………………………………………………...10
§5. Законодательство в информационной сфере………………………………10
ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА В РОССИИ……………………..12
§1. Интернет: ноу-хау в системе телекоммуникационных технологий……..12
§2. Интернет в России и становление российской онлайн-журналистики………………………………………………………….………....15
§3. Свойства онлайн-журналистики……………………………………………21
§4. Перспективы интернет-журналистики……………………………………..23
ГЛАВА 3. ОППОЗИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РУССКОГО ИНТЕРНЕТА……26
§1. Функции журналистики и политические СМИ……………………………26
§2. Ресурсы оппозиции и российские «левые» в Интернете……………….....28
§3. Открытая электронная газета Forum.msk.ru……………………………….30
§4. Народное информационное агентство «Товарищ»………………………..35
§5. «Правда-инфо» - информационный ресурс российских левых сил……...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
ЛИТЕРАТУРА……………………………
Тиражи популярных газет и их сетевых версий сегодня различаются в сотни раз для региональных изданий и в десятки для столичных. К примеру, сетевую версию «Сегодняшней газеты» (http://www.sgzt.com/) – одной из популярных газет Красноярска с недельным тиражом в 140 тысяч – посещают в неделю чуть больше сотни человек, в то время как у лидера сетевой посещаемости среди печатных изданий – «Независимой газеты» (http://www.ng.ru/), с ежедневным тиражом чуть менее 50 тысяч – пропорция уже иная. Интернет-версию «Независимой» ежедневно посещает почти 6 тыс. человек, т.е. уже больше 10% аудитории этого издания является сетевой12.
Кихтан в своей работе «Информационные технологии в журналистике» высказывает предположение о том, что вероятно, что уже через несколько лет объемы сетевой и «бумажной» аудитории некоторых столичных газет могут сравняться за счет падения убыточных бумажных тиражей. Однако, в целом на совокупном тираже всех существующих ныне печатных изданий в России это вряд ли сможет сказаться сколь-нибудь негативно.
Одной
из наиболее тревожных тенденций
новой информационной эпохи некоторым
видится в переизбытке
ГЛАВА
3. ОППОЗИЦИОННЫЕ
РЕСУРСЫ РУССКОГО
ИНТЕРНЕТА
§1.
Функции журналистики
и политические СМИ
Чтобы вести разговор о таком типе средств массовой информации, как политические СМИ, необходимо, прежде всего, вспомнить о том, какие функции выполняет журналистика.
Так, в своей работе «Введение в теорию журналистики» Е. Прохоров выделяет несколько основных функций журналистики: идеологическая функция (или социально-ориентирующая), организаторская (контроль и критика социальных институтов), культурно-образовательная (формирование культуры поведения и поведенческой модели в целом), рекламно-справочная и рекреативная (развлекательная).
Однако важнейшей в плане выстраивания взаимоотношений журналистики с массовой аудиторией является идеологическая функция. Пожалуй, это единственная функция журналистики, со столь обширным диапазоном «деятельности»: от простой констатации фактов до глубинного воздействия на сознание аудитории.
В силу определенных причин слово «идеология» в современном российском обществе воспринимается довольно-таки негативно, ассоциируясь, как это ни печально, в основном лишь с эпохой СССР. Такое отношение к идеологии даже на чисто понятийном уровне есть суть тенденциозное явление, характерное для деидеологизированного общества, коим со времен распада СССР и по сей день остается Россия, не смотря на неустанные попытки отыскать «национальную идею». При всем при этом, в самом понятии «идеология» не заключено никакого сколь бы то ни было отрицательного значения, ибо оно подразумевает довольно четкую систему взглядов на действительность с точки зрения определенной социальной группы (национальной, классовой и т.д.).
У И. Дзялошинского мы находим попытку рассмотрения трех уровней, на которых реализуются основные социально-политические идеологии: целевая ценность, механизм общественных преобразований, взаимоотношения между индивидом, обществом и государством13.
С точки зрения целевой ценности, все множество идеологических направлений так или иначе можно разбить и отнести к трем основным устоявшимся идеологическим системам: либерализму (главные ценности: свобода во всех сферах жизни общества и отдельного человека), социализму (коммунизму - на первый план выдвигается философия равенства людей, коллективизма, построения бесклассового общества, отвергается частная собственность на средства производства) и консерватизму (идеология отрицания идейного прогресса, почвенничество, патриархальность, тотальное подчинение интересов отдельного человека интересам целого государства или нации).
В процессе формирования идеологических представлений в обществе средства массовой информации играют едва ли не самую важную роль, систематически и оперативно учитывая изменения, происходящие в общественной жизни. Журналистика различных идеологических направлений стремится создать и закрепить у своей аудитории определенный тип сознательности (единства сознания – внутренней модели мира, и самосознания – осознания себя, своего места в мире, целей и путей их достижения)14.
Доминированием идеологической функции объясняется основное внимание, уделяемое СМИ формированию общественного мнения. В связи с этим сложно избежать таких не менее «пугающих», подобно «идеологии», понятий, как агитация (деятельность журналистики по распространению оперативной информации, активно формирующей позиции масс, посредством призывов и морального стимула) и пропаганда (деятельность журналистики по распространению фундаментальных идей, не обязательно политического толка).
За
последние 8-10 лет стал очевидным
тот факт, что СМИ не только не
стали меньше уделять внимание теме
политики и всем тем, что с этим
связано, но, наоборот, их деятельность
с каждым годом всё больше заключает в
себе именно пропагандистскую функцию.
Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно
лишь ознакомиться с региональными СМИ,
90% которых в той или иной степени принадлежат
местным региональным властям и играют
роль сервильных («чего изволите?») средств
массовой информации, активно пропагандируя
официальную политическую линию.
§2. Ресурсы оппозиции
и российские «левые»
в Интернете
Примерно с конца 1990-х годов для русского Интернета наступил период активного прироста сайтов оппозиционного толка. Объяснением тому было заключено в самой общественно-политической и экономической ситуации неоправдавшихся надежд на «светлое будущее» под лозунгами демократии. Те, кто еще 10 лет назад так рьяно боролся с советским режимом, обещал народу «освобождение» и процветание – ныне оказались в черном списке у тех, кто дважды за 6 лет (с 1992 по 1998 г.г.), в результате «шоковой терапии» 1992 года и августовского дефолта 1998 года, в одночасье стал нищим. Все это не могло не спровоцировать социальный кризис в стране и тем самым дать возможность оппозиции, прежде всего левой, обрести свой уверенный голос.
Нужно заметить, что некоторые из тех СМИ, которые сейчас позиционируют себя как оппозиционные, еще до начала 2000-х годов считали себя, не смотря ни на что, сторонниками проводимого в стране политического курса. Так было, например, с единственной ныне оппозиционной радиостанцией в России «Эхо Москвы» или газетой «Новая газета». Эти, и некоторые другие, СМИ «ушли» в оппозицию только после того, как либералы («Яблоко» и СПС) с треском проиграли парламентские выборы 2003 года и были фактически отстранены от участия в том, что так «кропотливо» отстраивалось ими в течение последних 10 лет. Теперь и «Новая газета» и «Эхо Москвы», являясь, прежде всего, либеральными СМИ (хотя «Эхо Москвы» и предоставляет слово «всем», однако идеологически все выдержано в строго либеральном тоне), четко позиционируют себя, как противники нынешней власти во главе с Владимиром Путиным (которого, между прочим, они же и продвигали на президентских выборах 2000 года). Что касается оппозиционных ресурсов либерально-демократического толка в русском Интернете, то они в основном, представлены «партийными» страничками Объединенного Гражданского Фронта, созданного в 2005 году, молодежным движением «Оборона», сайтами партии «Яблоко» и их молодежного крыла и некоторыми другими.
Что касается оппозиционных ресурсов левого и лево-патриотического толка, то Интернет для них стал более приемлемым местом существования, нежели традиционные печатные газеты, не говоря уже ни о радиостанциях, ни о телевидении, которых у левых никогда не было и не предвидится. В онлайне левые силы за последние годы добились гораздо большего, чем в оффлайне (традиционная пресса). Наиболее влиятельным и удачным проектом до сих пор считался сайт «Правда.ру», основанный в 1999 году журналистами Вадимом Горшениным и Анатолием Барановым. Другое заметное оппозиционное онлайн-СМИ - сайт «КПРФ.ру», созданный три с половиной года назад левым активистом Ильей Пономаревым, а с осени 2003 по 2005 г.г. редактировавшийся Анатолием Барановым, сумевшим поднять сайт на довольно-таки высокий уровень (по дизайну, частоте обновляемости и содержанию). Однако «КПРФ.ру» - это все-таки, прежде всего, партийный ресурс и это накладывает свой отпечаток на общую концепцию сайта: разъяснение позиции партии по ключевым вопросам жизни страны и мировой политики, разоблачение действий конкурирующих политических сил.
С начала 2004 года были запущены сразу 2 новых левых проекта Анатолия Баранова – электронной газеты «forum.msk.ru» и «pravda.info» . Первый из них уже несколько лет существовал в виде либерального открытого дискуссионного центра. Не так давно сайт был куплен Барановым и его партнерами и в последнее время начал бурно развиваться. За это время его трафик вырос в пять раз.
Наряду
с вышеперечисленными существует множество
всевозможных левых и леворадикальных
Интернет-ресурсов, преимущественно партийного
толка, регулярно публикующих информационно-аналитические
материалы на актуальные темы политической
и социально-экономической жизни в стране
и мире (www.1917.com , www.leviy.ru, www.communist.ru, www.vpered.org.ru, www.socialism.ru, www.revkom.com, www.nbp-info.ru и многие другие).
§3.
Открытая электронная
газета «ФОРУМ.мск»
Рождение этого проекта связано с уже известным нам именем Александра Гагина, автора и создателя первого авторского проекта («Паравозов-News», 1996г.) в русском Интернете. Начало работы и пик интереса к проекту совпали со знаковым моментом в новейшей истории нашей страны – финансовым кризисом 1998 года. Тогда стало очевидным, что уже поделенная к тому времени между финансово-промышленными группами, пресса обслуживала интересы хозяев, а мнение рядового гражданина ее ровным счетом не интересовало. Вот тут Александр Гагин на небольшой грант, полученный им у Фонда Сороса, и создал некое подобие «института гражданского общества» в виде Открытой электронной газеты «Форум», названный позже в просторечие «ФОРУМ.мск» (по URL Forum.msk.ru).
Однако спустя какое-то время, социально-экономическая ситуация в стране, более или менее, наладилась, население отошло от шока по случаю августовского дефолта и активное формирование гражданского общества «застопорилось». Помимо этого к тому времени уже исчерпался грант, полученный у Фонда Сороса и Гагин, разочаровавшись в том, что делал до сего момента, продал «ФОРУМ.мск» журналисту Анатолию Баранову.
С приходом Баранова ресурс фактически не только ожил и заработал, но и существенно изменил суть. Так, если изначально «ФОРУМ.мск» задумывался как либеральный проект, то отныне он превратился в ресурс объединяющейся оппозиции: от правых до левых и консерваторов. Началом нового витка активной деятельности ресурса стало стремительное ужесточение политической ситуации (репрессиями против политически перспективных конкурентов из числа олигархов, против членов леворадикальных политических организаций) и нарастающих противоречий в социально-экономической сфере жизни страны, когда правительство только еще приступало к рассмотрению и дальнейшему принятию так называемых «непопулярных и антинародных законопроектов», как окрестили оппозиция и население ряд Федеральных законопроектов, в частности, о «монетизации льгот», новый жилищный кодекс и т.д. В связи с этим сам Баранов, как главный редактор «ФОРУМа.мск», довольно лаконично определяет главную задачу своего проекта: «В воспитании чувства единства перед бессовестной и бездарной властью видится нам сверхидея обновленного проекта «ФОРУМа.мск»15.
По своей структуре «ФОРУМ.мск» напоминает обычную газету: на главной странице даны краткие анонсы всех наиболее значимых публикаций со ссылками, перейдя по которым читатель сможет прочесть эти материалы. Центральное место на главной странице всегда занимают рубрики «Главная новость» - публикации на самые актуальные темы текущего или последних нескольких дней, и «Материал дня» - наиболее значимая публикация номера. «ФОРУМ.мск» состоит из нескольких тематических разделов (в обычной газете – тематических полос): «Политический расклад» (аналитические материалы о политической жизни в стране и мире), «Экономическая реальность» (аналитика на социально-экономические темы), «Жизнь регионов» (новости из российских регионов, протестные движения в регионах и т.д.), «Общество и его культура», «Новости» (раздел обновляется несколько раз в день), «Кольцо оппозиции» (специальная страница для каталога оппозиционных ресурсов Рунета) и др.
«ФОРУМ.мск» - открытая электронная газета и уже в самом этом определении заключена важнейшая суть функционирования проекта. В нем есть несвойственная, по большому счету другим, хотя и похожим проектам (онлайновые версии существующих традиционных печатных СМИ) нацеленность на полноценный и открытый диалог с аудиторией. Этот принцип реализуется двумя способами:
Информация о работе Специфика российских оппозиционных СМИ в интернете