Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:21, курсовая работа
Можно выделить несколько задач, поставленных перед собой автором в этой работе. Во-первых, разобраться в том, что такое онлайн-журналистика и каковы ее роль и место в системе журналистики России вцелом. Во-вторых, рассказать о сути и содержании рассматриваемых изданий, о характере их публикаций, основной тематике и языке. В-третьих, попытаться дать оценку подобного рода СМИ, определить их место в системе современных российских масс-медиа и их значимости для развития отечественной журналистики в целом.
Актуальность данной работы видится ее автору в том, что в нынешних условиях ужесточения общественно-политической и социальной ситуаций в России, растет число оппозиционных изданий и проектов различной идейной направленности, существующих преимущественно в Интернете.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОССИИ…………………………………………………..6
§1. Информационная инфраструктура.………………………………………….7
§2.Информационные технологии и ресурсы.…………………………………...8
§3.Система массовой информации………………………………………………9
§4.Система обеспечения информационной защиты – информационная безопасность……………………………………………………………………...10
§5. Законодательство в информационной сфере………………………………10
ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА В РОССИИ……………………..12
§1. Интернет: ноу-хау в системе телекоммуникационных технологий……..12
§2. Интернет в России и становление российской онлайн-журналистики………………………………………………………….………....15
§3. Свойства онлайн-журналистики……………………………………………21
§4. Перспективы интернет-журналистики……………………………………..23
ГЛАВА 3. ОППОЗИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РУССКОГО ИНТЕРНЕТА……26
§1. Функции журналистики и политические СМИ……………………………26
§2. Ресурсы оппозиции и российские «левые» в Интернете……………….....28
§3. Открытая электронная газета Forum.msk.ru……………………………….30
§4. Народное информационное агентство «Товарищ»………………………..35
§5. «Правда-инфо» - информационный ресурс российских левых сил……...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
ЛИТЕРАТУРА……………………………
Из-за этих причин развитие электронных версий обычно проходило по следующей схеме: создавался сайт, на который выкладывалось несколько номеров издания, но ни архив, ни поиск не работали. Поэтому такие электронные версии не пользовались популярностью у аудитории и довольно скоро переставали обновляться.
Ситуация начала улучшаться только после того, как появились чисто онлайновые СМИ, полностью использовавшие особенности Интернета, и автоматизированные системы публикаций, системы управления контентом – а уже потом, используя этот опыт, удалось создать работающие версии оффлайновых (традиционных) СМИ. Примером этого может служить сайт телекомпании НТВ – первое русскоязычное СМИ, сделавшее ставку на полноценную мультимедийность при подаче информации. В 1998-99 годах для такого проекта на русском рынке СМИ просто не было места: абсолютное большинство пользователей Интернет в России не имело технической возможности скачивать с Сети и просматривать сколь-нибудь значительные объемы графики или видео. Однако к 2001 году проекту «НТВ.Ру» удалось-таки прочно занять место в числе самых посещаемых новостных Интернет-ресурсов, потеснив некоторых прежних лидеров.
Говоря
о становлении интернет-
Авторский проект – это сайт (или домашняя страница), полностью создаваемый и поддерживаемый усилиями одного человека, где с некоторой периодичностью появляются результаты его журналистского творчества6.
Появление первых авторских проектов в русском Интернете произошло в 1996-97 годах. Сначала в 1996 году появился первый выпуск «Паравозов-News» - заметок Ивана Паравозова (Александра Гагина), второго (после Антона Носика) русского сетевого журналиста. Благодаря оригинальному стилю, сочетавшему здоровую злость с неожиданным лиризмом, и актуальности регулярно подаваемого им материала, Иван Паровозов быстро снискал славу и почет в сетевом мире7.
С декабря на сервере Cityline.ru 1996 года начинает выходить «Вечерний Интернет» - «ежедневное обозрение русской и мировой Сети» под редакцией Антона Носика. Писавший на самые различные компьютерные, сетевые и околосетевые темы, Носик приучил читателя к ежедневному чтению электронного издания.
Значение авторских проектов сложно переоценить: посредством авторских проектов формировалась и формируется совершенно новая журналистика. Несмотря на то, что многие авторские проекты уже «умерли», что посещаемость в несколько сотен человек за день несопоставима с тиражом печатных изданий, авторские проекты – это фактически первый опыт интернет-журналистики, раскрывший сильные стороны Интернета как медиа.
После того как Антон Носик, создатель «Вечернего Интернета» в 1999 году занялся новым проектом «Гезетой.Ru», наступил кризис авторских проектов в Интернете. Однако новый проект Носика «Газета.Ru» стал не менее значим для развития онлайновой журналистики в России, как и предшествующие ему авторские проекты.
Первый номер «Газеты.Ru» вышел в свет 1 марта 1999 года, став первой в России ежедневной интернет-газетой. Учредителем проекта стал Фонд эффективной политики Глеба Павловского, а главным редактором – Антон Носик.
Изначально издание представляло собой набор авторских рубрик известных тогда сетевых деятелей – Романа Лейбова, Александра Гагина, Дмитрия Турецкого и проч. Фактически «Газета.Ru» пригрела под своим крылом всю журналистскую «элиту» Рунета. Она очень быстро стала популярна – редко можно найти издание, объединяющее такое количество известных авторов. Тем не менее продолжалось это не долго: заказчик, поняв, что опыт удался, решил полностью реформировать издание и использовать его в своих интересах.
В том же 1999 году стартовала новая версия «Газеты.Ru», по многим параметрам принципиально отличавшаяся от первоначальной версии. Новая команда издания сделала упор не на сетевую традицию, а на использование возможностей Интернета для оперативной публикации материалов вполне традиционной журналистской формы с привлечением известных журналистов, с обновлениями каждые 15 минут.
Ничего подобного никогда не было ни только в прежней «Газете.Ru», но и вообще в истории российской журналистики, потому новая версия издания только упрочила позиции лидера на рынке ежедневной российской прессы.
Опыт «Газеты.Ru» показал, что в Интернете можно создавать СМИ, которые будут обладать немалой популярностью и будут окупаться если не в экономическом плане, то в идеологическом – как инструмент влияния. После этого начались попытки клонирования «Газеты.Ru» и создания массы однотипных интернет-СМИ. В результате наступил своего рода бум сетевых СМИ, объясняемый не столько заинтересованностью их основателей в развитии российской интернет-журналистики, сколько возможностью неплохо заработать на свежеиспеченном издании, памятуя удачный опыт «Газеты.Ru».
Что касается периодизации развития российских онлайн-изданий, то, можно, к примеру, обратиться к схеме И. Давыдова, приведенной им в докладе «Масс-медиа российского Интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации»8.
Историю российских интернет-СМИ условно можно разбить на четыре периода.
Первый - от появления первых русских интернет-ресурсов (стоит отметить, что большинство из них разрабатывалось по понятным причинам представителями русской диаспоры за рубежом, в первую очередь - в Израиле и США) до конца 1998 года. Этот период характеризуется преобладанием авторских ресурсов, незначительным количеством крупных игроков на рынке и их низкой активностью и, соответственно, невысоким уровнем вложений в медийный сектор интернета. (Преобладающие ресурсы в соответствии с классификациями, приведенными выше (в соответствии с порядком классификаций): комментарийные и смешанные; авторские и смешанные; доминирующие игроки - отсутствуют.).
Второй - 1999 - начало 2000 года. Этот период характеризуется ростом активности в медийном секторе, связанным, в первую очередь, с выборами в ГД РФ (19 декабря 1999 года) и выборами Президента РФ (26 марта 2000 года). Соответственно, в течение этого периода в сети появился ряд новых игроков, имеющих те или иные интересы в СМИ и политике, и существенно увеличился рост вложений в развитие интернет-СМИ. Именно в этот период было разработано и открыто большинство интернет-проектов, ныне являющихся лидерами медийной сферы русского интернета. (Преобладающие ресурсы: новостные и смешанные, редакционные; доминирующие игроки - медийные и политические группы.).
Третий - с начала 2000 года. Это период так называемого "инвестиционного бума". Данный период характеризуется выходом на рынок новых игроков, которые (в отличие от игроков, активных во второй период) не имели определенных интересов в политической сфере. В основном это были компании, связанные с западным (прежде всего американским) венчурным капиталом. Этот период характеризуется многочисленными попытками реализации в русском интернете примитивно понятой "американской модели" и развитием крупных информационных (или имеющих информационную составляющую) ресурсов, не вполне правомерно называемых "порталами". (Преобладающие ресурсы: новостные, редакционные, доминирующие игроки - те же, что и во втором периоде, плюс бизнес-группы).
Формальной
датой начала четвертого периода
можно считать 8 сентября 2000 года, когда
стало известно о закрытии одного из наиболее
амбициозных проектов, характерных для
третьего периода, - портала "Поле.Ру".
В любом случае, мы стоим на пороге четвертого
периода, для которого, вероятно, будут
характерны следующие черты: сохранение
преобладания новостных ресурсов при
возрастании значимости ресурсов комментарийного
и смешанного типов; снижение влияния
собственно бизнес-групп на медийный сектор.
§3.
Свойства онлайн-журналистики
К наиболее четко определившимся отнесем следующие свойства онлайн-журналистики9:
- актуальность
Онлайн-издания печатных СМИ и вообще онлайн-журналистика предполагают постоянное обновление – информация при этом может меняться ежечасно и даже поминутно. При этом может идти речь об оперативном освещении уже не конкретного дня, а конкретных событий.
Существуют
три возможности такой
- большой объем памяти и возможность архивирования
Поскольку Интернет предлагает неограниченный объем памяти, а обновления на сайте следуют одно за другим, то устаревшую информацию можно архивировать, создавая тем самым базу данных с возможностью легкого доступа к ней. Архив становится частью общего продукта редакций, доступного в любой момент, при этом архив оснащен поисковой машиной, позволяющей находить редакционные материалы, упорядоченные по датам, темам, отделам и т.д. Все это способствует росту качества продукта журналистики.
- интерактивность
Применительно к журналистике интерактивность определяется взаимодействием «человек – машина», в ходе которого пользователь имеет выбор и возможность активно отбирать информацию и отзываться на нее посредством: электронной почты; исследованием банков данных и архивов; участием в онлайновых опросах, голосованиях, рейтингах. Также интерактивность предлагается в форме телеконференций, чатов, рассылок новостей, форумов и гостевых книг.
- возможность быстрого производства и распространения
- доходность
С
Интернет-журналистикой тесно связаны
финансовые интересы производителей онлайн-продукции.
Наряду с доходами от рекламы, например
в результате показа баннеров, существуют
также и такие источники дохода как оплачиваемые
сервисы (когда какая-либо дополнительная
информация, которой обладает сетевое
издание, может быть куплена за определенную
плату).
§5.
Перспективы интернет-журналистики
Говоря о
- интерактивность
Диалоговость, отказ от исключительно однонаправленных способов коммуникации;
- персональный подход
Появилась
возможность учитывать
- мгновенность
Оперативный доступ к любым открытым источникам информации в глобальной Сети;
- измеримость
Сеть обладает инструментами (счетчики посещений и т.п.), позволяющими быстро оценить популярность той или иной публикации или проекта;
- взаимосвязанность
Использование
гипертекста в публикациях
- гибкость
Позволяет излагать материал самым замысловатым образом и быстро его обновлять, дает возможность посетителям самим участвовать в построении страниц;
- экономичность
Небольшая веб-страница – это бесплатная услуга многих провайдеров при подключении к Интернету, развернутое веб-издание требует дополнительных затрат и привлечения профессионалов, но всё же веб-издания при прочих равных условиях намного дешевле бумажных.
На сегодняшний день не менее 95% российских журналистов относятся к числу тех, кто вообще не работают в Интернет (в качестве онлайн-журналистов) по экономическим или идейным соображениям11. Однако даже они тем не менее с каждым годом будут ощущать его «дыхание в затылок» на рынке журналистского труда. Интернет существенно изменит структуру спроса на те или иные специализации в журналистском «цехе». Развитие Сети объективно приведет к резкой дифференциации журналистского цеха на две противоположные крайности – на сверхскоростных репортеров и неспешных обозревателей.
Один
из мифов, уже не один год муссирующихся
в журналистском сообществе –
это опасения, что электронные
СМИ могут вытеснить
Информация о работе Специфика российских оппозиционных СМИ в интернете